Прокурор разъясняет

  • 16 сентября 2015, 09:54
Ничтожные и оспоримые сделки.
  Текст

Участники гражданского оборота, индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также государственные (муниципальные) органы нередко сталкиваются с нарушением публичных или своих интересов в результате за-ключения той или иной сделки в нарушение требований действующего законо-дательства.

Защита нарушенных прав в таком случае может быть осуществлена по-средством обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании такой сделки недействительной.

Вместе с тем, при подаче заявления необходимо изначально определиться по каким предусмотренным законом основаниям она будет оспариваться, ни-чтожная сделка или оспоримая.

При рассмотрении спора в арбитражном суде такая квалификация сделки будет иметь существенное значение как для лица, обратившегося с заявлением (истца), так и для того, к кому это заявление предъявлено (ответчика).

Законодателем установлены различные сроки исковой давности для защи-ты права в судебном порядке. Сроки исковой давности по недействительным сделкам установлены в статье181 Гражданского кодекса Российской Федера-ции.

Для требований о признании недействительными ничтожных сделок этот срок установлен в три года со дня, когда началось ее исполнение, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения, но не более 10 лет.

Что касается оспоримых сделок, то здесь законодателем установлен срок исковой давности в один год со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействи-тельной, либо со дня прекращения насилия или угрозы.

Истечение сроков исковой давности по требованию о признании недейст-вительной сделки, конечно, не препятствует обращению в суд с такими требо-ваниями. Однако дело может быть проиграно, если другая сторона (ответчик) заявит о пропуске такого срока, поскольку его истечение является самостоя-тельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Но что делать, если сроки давности для признания недействительной ни-чтожной сделки истекли, а к субъектам предпринимательской деятельности или государственным (муниципальным) органам предъявляют в судебном порядке какие-либо имущественные требования, основанные на такой сделке?

В пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 на этот вопрос даны соответствующие разъяснения. В частности указано, что возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожной сделке, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этой сделки недействительной.

Это означает, что в такой ситуации ответчик может представить суду воз-ражения на требования истца с указанием на обстоятельства ничтожности со-вершенной сделки, хотя и за сроками давности по требованиям о ее недействи-тельности.

При таких обстоятельствах суд может дать оценку обстоятельствам недей-ствительности ничтожной сделки за пределами срока исковой давности по та-кому требованию.

Более того, необходимо иметь ввиду, что суд вправе применить последст-вия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это не-обходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных зако-ном случаях.

С сентября 2013 года законодатель существенно изменил критерии отнесе-ния сделок к ничтожным или оспоримым. Но эти изменения относятся к сдел-кам, совершенным после 01.09.2013 (дня вступления в силу соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации).

Из этого следует, что к сделкам, заключенным до указанной даты приме-няются прежние положения Гражданского кодекса РФ о недействительности сделок.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в преж-ней редакции сделка, не соответствующая требованиям закона или иных право-вых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

То есть, ранее законодатель определял, что за исключением некоторых слу-чаев сделка, совершенная в нарушение положений действующего законода-тельства, ничтожна.

При этом, основным обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу для определения ничтожности сделки, являлось ее несоответствие закону.

Однако в действующей редакции указанной нормы законодатель опреде-лил сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта, как ос-поримые.

А для квалификации сделки как ничтожной необходимо доказать следую-щие обстоятельства:

1. сделка совершена в нарушение требования закона или иного правового акта;

2. при этом посягает на публичные интересы, либо права и охраняемые за-коном интересы третьих лиц;

3. что из закона не следует ее оспоримость или возможность применения других последствий нарушения, не связанных с недействительностью сделки.

Из приведенного следует, что при определении ничтожности сделки наи-большую теоретическую трудность может составить не обнаружение закона, нарушенного такой сделкой, а квалификация такой сделки как посягающей на публичные интересы, либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Безусловно, лучше проверить законность и юридическую чистоту сделки еще до ее заключения, дабы избежать нарушения своих прав, прав третьих лиц и публичных интересов.

 

 

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе