Прокурор разъясняет - Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 14 ноября 2019, 17:23
Разъясняет прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Жаринова А.В.
Согласно п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктами 19, 20, 24, 26 Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», пункта 25 Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, оснащение образовательного процесса на ступенях основного общего образования, начального общего образования.
Исходя из вышеуказанного следует, что ремонт образовательной организации, обеспечение охраны, комплексной безопасности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности является непосредственной обязанностью образовательных организаций и возложение такой обязанности на родителей воспитанников детских садов и учащихся школ не допускается.
В свою очередь, распространена практика сбора родительскими комитетами взносов в так называемые фонды класса или группы, которые распределяются на различные цели: от подарков воспитателям и учителям до приобретения окон, мебели, техники. Нередко требования внесения денег категоричны, а отказ родителя от уплаты взноса приводит к «травле» их детей в детском коллективе.
Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной деятельностью признается добровольная деятельность граждан по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Возможность оказания благотворительной помощи и ее объемы определяются благотворителем самостоятельно.
Таким образом, если родитель желает оказать добровольную помощь школе в виде передачи денежных средств на нужды образовательной организации, он может самостоятельно перечислить любую сумму на расчетный счет учреждения. Ни руководитель школы, ни родительский комитет не вправе устанавливать размеры пожертвований, а также требовать от родителей учащихся внесения взносов, не предусмотренных законом. Кроме того, родительский комитет может принять решение о сборе денег только в отношении себя, а не в отношении родителей всех детей.
Любые действия представителей родительских комитетов, направленные на принуждение или истребование с родителя учащегося денег в фонд класса с применением или угрозой применения в отношении него или его ребенка насилия, распространения позорящих сведений могут быть квалифицированы как самоуправство или вымогательство, а подобные действия со стороны администрации школы – как злоупотребление должностными полномочиями.
Так, согласно ст. 19.1 КоАП РФ, самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии со ст. 163 Уголовного кодекса РФ, вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Согласно ст. 285 УК РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
При нарушении прав, незаконном взимании образовательной организацией либо родительским комитетом средств с родителей обучающихся, применении в связи с этим в отношении них насилия, распространении позорящей информации, гражданин праве обратиться с заявлением в органы полиции или прокуратуру по месту нахождения школы.
Прокуратура Челябинской области
14 ноября 2019, 17:23
Незаконные «сборы» денежных средств с родителей воспитанников детских садов и учащихся школ
Разъясняет прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Жаринова А.В.
Согласно п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктами 19, 20, 24, 26 Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», пункта 25 Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, оснащение образовательного процесса на ступенях основного общего образования, начального общего образования.
Исходя из вышеуказанного следует, что ремонт образовательной организации, обеспечение охраны, комплексной безопасности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности является непосредственной обязанностью образовательных организаций и возложение такой обязанности на родителей воспитанников детских садов и учащихся школ не допускается.
В свою очередь, распространена практика сбора родительскими комитетами взносов в так называемые фонды класса или группы, которые распределяются на различные цели: от подарков воспитателям и учителям до приобретения окон, мебели, техники. Нередко требования внесения денег категоричны, а отказ родителя от уплаты взноса приводит к «травле» их детей в детском коллективе.
Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной деятельностью признается добровольная деятельность граждан по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Возможность оказания благотворительной помощи и ее объемы определяются благотворителем самостоятельно.
Таким образом, если родитель желает оказать добровольную помощь школе в виде передачи денежных средств на нужды образовательной организации, он может самостоятельно перечислить любую сумму на расчетный счет учреждения. Ни руководитель школы, ни родительский комитет не вправе устанавливать размеры пожертвований, а также требовать от родителей учащихся внесения взносов, не предусмотренных законом. Кроме того, родительский комитет может принять решение о сборе денег только в отношении себя, а не в отношении родителей всех детей.
Любые действия представителей родительских комитетов, направленные на принуждение или истребование с родителя учащегося денег в фонд класса с применением или угрозой применения в отношении него или его ребенка насилия, распространения позорящих сведений могут быть квалифицированы как самоуправство или вымогательство, а подобные действия со стороны администрации школы – как злоупотребление должностными полномочиями.
Так, согласно ст. 19.1 КоАП РФ, самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии со ст. 163 Уголовного кодекса РФ, вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Согласно ст. 285 УК РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
При нарушении прав, незаконном взимании образовательной организацией либо родительским комитетом средств с родителей обучающихся, применении в связи с этим в отношении них насилия, распространении позорящей информации, гражданин праве обратиться с заявлением в органы полиции или прокуратуру по месту нахождения школы.
Все права защищены