Работа с обращениями граждан

  • 16 февраля 2024, 13:25
Прокуратурой области обобщены результаты работы по рассмотрению обращений и приему граждан в 2023 году
  Текст

Вопросы полноты, объективности, своевременности и качества рассмотрения обращений, обеспечения защиты прав и свобод человека, оперативного решения проблем жителей региона являются основными задачами, стоящими перед органами прокуратуры Челябинской области.

Количество поступающих жалоб в органы прокуратуры области остается стабильно высоким. Так, в 2023 году поступило 102 748 обращений (+8% или
7 899). Разрешено по существу 66 261 жалоба (+16079, +32%) от общего количества поступивших обращений.

На разрешение в другие ведомства направлено 12 227 жалоб (- 10 745 или - 47 %), что составляет 15 % от числа рассмотренных. Основная доля перенаправленных обращений касалась вопросов, требующих рассмотрения уполномоченными органами (например, с вынесением процессуальных решений; необходимости осуществления исполнительских действий).

В аппарат прокуратуры области поступила треть всех жалоб от общего объема обращений, адресованных в органы прокуратуры субъекта (33 155 из 102 748), что связано не только с желанием граждан обратиться в вышестоящую прокуратуру, но и незнанием заявителями порядка рассмотрения первичных обращений.

Увеличение числа жалоб связано с резонансными преступлениями
в отношении подростков в г. Челябинске, размещением в сети Интернет запрещенной к распространению информации экстремистского характер, а также изменениями в закон при определении способов доставки пенсии.

Прокурорами удовлетворено 9 805 обращений (+1 560, +19 %). Выявлено
5 999 нарушений закона. По удовлетворенным обращениям подготовлено более 10 тысяч актов реагирования (10 290).

Наиболее актуальными для жителей региона, исходя из тематики обращений, являются вопросы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (47 828), что составляет 72 % от общего числа разрешенных жалоб.

Граждане чаще обращались с жалобами о нарушениях в сфере
жилищно-коммунального хозяйства (9 018), по вопросам исполнительного производства (7 314), защиты трудовых прав (3 175), о соблюдении прав и интересов несовершеннолетних (2 477). Зачастую прокурорами выявлялись нарушения в указанных сферах.

Чаще всего обоснованными признавались обращения о нарушениях в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, на нарушения в сфере жилищного и трудового законодательства, в сфере безопасности дорожного движения, об административных правонарушениях, на нарушения законодательства в сфере ЖКХ.

По вопросам нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства разрешено 15 424 жалобы.

На нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях поступило 8 729 жалоб (удовлетворено 13 %), на нарушения при производстве предварительного следствия и дознания – 6 695 (удовлетворено
10 %).

Работа по личному приему граждан осуществлялась на постоянной основе, применялись новые формы работы с населением, в том числе при оказании правовой помощи. Граждане реализовывали право на обращение посредством записи через единый портал государственных услуг. Всего в органы прокуратуры на прием обратилось 20 229 граждан. Прокурорами городов, районов, специализированных прокуратур принято 4 349 граждан, их заместителями – 3 555 или 43 % от общего числа обратившихся граждан.

В рамках работы мобильной приемной прокурора области прокурором области и его заместителями, начальниками подразделений прокуратуры области осуществлено 33 выезда в отдаленные территории области, в ходе которых принято свыше 500 граждан. Для оперативного разрешения вопросов населения на приемы приглашались главы муниципалитетов, руководители органов власти.

Проводились встречи с населением совместно с уполномоченными по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области с выездом в муниципальные образования.

Особое внимание уделяется ветеранам, инвалидам, к которым прокуроры осуществляли выезд по месту жительства.

Проводились тематические приемы по вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в преддверии
и в период прохождения отопительного периода.

Прокуратурой области на системной основе осуществляются надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в органах власти.По результатам проверочных мероприятий выявлено 810 нарушений, по 38 протестам прокуроров
в соответствие с нормами закона приведено 29 локальных нормативных актов, внесено 403 представления об устранении нарушений закона,
к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 211 лиц.

Особое внимание уделено привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. По выявленным фактам нарушений закона по постановлениям прокуроров возбуждено 73 административных дела, привлечено к административной ответственности 63 должностных лица
с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 157 тыс.руб.

В текущем году усилия прокуроров будут направлены на качественное и оперативное рассмотрениеобращений в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями, незамедлительное принятиемер прокурорского реагирования,обеспечение контроля за реальным устранение нарушений и восстановление прав граждан, осуществление «обратной связи с населением», активизации работы руководителей по личному приему населения.

 

Отдел по рассмотрению

обращений и приему граждан

прокуратуры Челябинской области