Новости

Практика рассмотрения судом апелляционной инстанции дел об установлении административного надзора
  Текст

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В целях осуществления возложенных полномочий прокурор вступает в процесс и дает заключение в соответствии с ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе по делам об установлении административного надзора.

За 6 месяцев 2024 года прокурорами отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры области принято участие в 65 делах об установлении административного надзора, из них изменено (отменено) решений по представлению прокурора - 8.

Проведенным анализом установлено, что прокуроры занимают принципиальную позицию при рассмотрении дел указанной категории, своевременно реагируют на незаконные решения путем внесения апелляционных представлений, добиваются их отмены в связи с неправильным применением норм права.

Анализ показал, что судами первой инстанции допускалось неправильное исчисление срока административного надзора, применение не предусмотренных законом ограничений.

Так, прокурором Аргаяшского района принесено апелляционное представление на решение районного суда, который, устанавливая административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц для регистрации, не указал на возможность явки для обязательной регистрации, в том числе по месту фактического нахождения, что предоставляет возможность уклонения от административного надзора поднадзорному лицу.

Кроме того, судом установлен запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 до 06.00 часов времени суток, за исключением выхода на работу. Вместе с тем законом данное исключение не предусмотрено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда решение суда первой инстанции изменено, административные ограничения установлены в соответствии с требованиями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Аналогичные нарушения выявлены прокурором Нязепетровского района, принесено представление, которое судом апелляционной инстанции признано обоснованным.

В другом случае прокурор Металлургического района принес апелляционное представление на решение Металлургического районного суда г. Челябинска, в котором просил решение суда изменить в части установления срока административного надзора, поскольку суд первой инстанции указанный срок не определил.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда обжалуемое решение в указанной прокурором части изменено. В отношении поднадзорного лица установлен административный надзор на срок 8 лет.

Складывающаяся судебная практика по указанной категории дел свидетельствует о том, что при рассмотрении дел об установлении административного надзора, прокурором проверяется не только законность вынесенного судебного акта, но соблюдение профилактических мер направленных на защиту государственных и общественных интересов.

 

Распечатать Архив новостей