Прокурор разъясняет

  • 11 апреля 2022, 11:04
Предусмотрена ли уголовная ответственность за подделку документов?
  Текст

Статья 327 УК РФ предусматривает ответственность за подделку удостоверения, паспорта гражданина или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Несмотря на то что диспозиция ст. 327 УК РФ содержит указание на официальный документ, понимать предмет преступления в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности (ст. 1259 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» и др.), было бы слишком ограниченно.

Термин «официальный документ», как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике.

Указывая в диспозиции на то, что документ должен предоставлять права или освобождать от обязанностей, законодатель наделил правоприменителя правом в каждом конкретном случае оценивать свойства документа и в зависимости от этого привлекать или не привлекать к ответственности за использование документа как подложного.

Предметом преступления судами признавались, например: диплом об образовании, паспорт гражданина РФ, медицинская книжка, удостоверение сотрудника Следственного Комитета РФ, листок нетрудоспособности.

Различий в понимании предмета преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ, и правонарушения, предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ, при таких обстоятельствах не имеется. В качестве дополнения в ст. 327 УК РФ имеется указание на ответственность за подделку паспорта гражданина, государственных наград РФ, РСФСР, СССР.

В отличие от ст. 19.23 КоАП РФ, обязательным признаком состава преступления предусмотренного ст. 327 УК РФ, является его цель – использование либо сбыт документа (ч. 1 – 3 ст. 327 УК РФ), сокрытие другого преступления или облегчение его совершения (ч. 4 ст. 327 УК РФ).

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» предусмотрено, что если лицо подделало документ, однако по независящим от него обстоятельствам фактически не смогло им воспользоваться, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 ст. 327 УК РФ и по ч. 1 ст. 30 УК РФ как приготовление к тому преступлению, для использования в котором документ был подделан.

Объективная сторона преступления выражена, как и в ст. 19.23 КоАП РФ, умышленным действием, связанным с подделкой документа, его изготовлением, сбытом.

Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается диспозицией ст. 233 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требует.

Использование заведомо подложного документа, о котором говорится в ч. 3 ст. 327 УК РФ является самостоятельным составом преступления и осуществляется в форме его предъявления, вручения, передачи и т.п.

Оценивая смысл понятия использования документа суд указал, что под использованием подложного документа понимается предъявление его государственным, муниципальным органам, должностным лицам, гражданам в целях получения указанных в этом документе прав или удостоверения факта освобождения предъявителя документа от определенных обязанностей. Исходя из этого, суд заключил, что предъявление документа с целью получения в аренду автомобиля для осуществления за плату деятельности по частному извозу не представляет собой его использование, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 327 УК РФ, поскольку свидетельство о регистрации по месту пребывания не является документом, предоставляющим право на заключение договора аренды транспортного средства.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные критерии разграничения административно и уголовно наказуемых составов подделки документов.

1. Субъектом административного правонарушения может быть только юридическое лицо, уголовного – только физическое лицо.

2. В ст. 19.23 КоАП РФ отсутствует указание на цель подделки в качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения.

3. Действия, подпадающие под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ имеют большую степень общественной опасности, чем регулируемые ст. 19.23 КоАП РФ.

4. Положения ст. 327 УК РФ будут уместны тогда, когда применение ст. 19.23 КоАП РФ оказывается недостаточным.

 

Заместитель прокурора Красноперекопского района    В.А. Волков