Возможно, вас заинтересует

Прокурор разъясняет

  • 2 апреля 2012, 17:01
Что делать, если Вам продали товар ненадлежащего качества
  Текст

Мы все являемся потребителями, так как постоянно покупаем различные товары, пользуемся услугами. Случается, что приобретенные нами товары или услуги не всегда отличаются надлежащим качеством. В связи с этим необходимо знать и уметь применять правовые акты, направленные на защиту прав потребителей.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар цены. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатком.

В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Кроме этого, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При этом возмещение морального вреда как способа защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом.

Использовать судебную защиту прав потребителя приходится также в том случае, если продавец отказывается в добровольном порядке расторгать договор купли-продажи.

Например, решением Красногвардейского районного суда было удовлетворено исковое заявление гражданки Р., которая обратилась в суд с требованиями к юридическому лицу о расторжении договора купли-продажи от на приобретение домашней экосистемы, взыскании денежной суммы, уплаченной по договору, а также взыскании денежной суммы, уплаченной по кредитному договору, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истицей было указано, что она заключила с юридическим лицом договор купли-продажи на приобретение домашней экосистемы, в связи с чем оформила потребительский кредит с юридическим лицом. Поскольку приобретенный пылесос не соответствовал качеству, заявленному при его демонстрации, истец решила отказаться от товара. Истец направила претензию на имя ответчика с просьбой расторгнуть договор купли-продажи и вернуть стоимость внесенной суммы по договору. Ответчик отказал в расторжении договора. По заключению экспертизы, проведенной по заявлению истицы, пылесос имел существенный недостаток в виде повышенного шума во время его работы, причиной указанного недостатка является производственный дефект.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика — без удовлетворения.

При обнаружении в товаре недостатков кроме права отказа от исполнения договора купли-продажи и требований возврата уплаченной за товар суммы, потребитель по своему усмотрению вправе также потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.