Прокурор разъясняет - Прокуратура Чукотского автономного округа
Прокурор разъясняет
- 28 апреля 2023, 10:00
Под коллекторами понимается работник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан.
Деятельность таких организаций регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Заниматься возвратом просроченной задолженности могут только те организация, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Такой реестр ведет Федеральная служба судебных приставов. Реестр является открытым и общедоступным и размещается на сайте указанного органа и самой коллекторской организации.
Способы взаимодействия коллекторов с должником определены указанным выше Федеральным законом. К таким способам относятся:
- личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие),
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи,
- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.
Личные встречи допустимы не более одного раза в неделю; телефонные переговоры – не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю, шестнадцати раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров, а также запись сообщений по сетям электросвязи.
При осуществлении коллекторской деятельности не допускаются действия, связанные, в том числе, с:
- применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью,
- уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения,
- применением методов, опасных для жизни и здоровья людей,
- оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц,
- введением должника и иных лиц в заблуждение относительно: оснований и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства; передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования; принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Следует отметить, что в качестве психологического давления может рассматриваться, в том числе:
- сообщение должнику о том, что в случае неуплаты долга его будут разыскивать, в том числе посредством обхода соседей;
- осуществление многочисленных звонков, автодозвон;
- неоднократные звонки должнику с последующей тишиной в трубке.
Если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у должников имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, применяют физическую силу, следует прекратить с ними общение и вызвать сотрудником полиции.
При визитах коллекторов и телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено законом, с высказыванием угроз рекомендуется по возможности записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов.
Граждане также вправе подать жалобу на действия коллекторов в органы Федеральной службы судебных приставов и органы прокуратуры.
В случае выявления грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из реестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность.
Действия коллекторов также можно обжаловать в судебном порядке.
Прокуратура Чукотского автономного округа
28 апреля 2023, 10:00
Что нужно знать о коллекторах
Под коллекторами понимается работник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан.
Деятельность таких организаций регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Заниматься возвратом просроченной задолженности могут только те организация, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Такой реестр ведет Федеральная служба судебных приставов. Реестр является открытым и общедоступным и размещается на сайте указанного органа и самой коллекторской организации.
Способы взаимодействия коллекторов с должником определены указанным выше Федеральным законом. К таким способам относятся:
- личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие),
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи,
- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.
Личные встречи допустимы не более одного раза в неделю; телефонные переговоры – не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю, шестнадцати раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров, а также запись сообщений по сетям электросвязи.
При осуществлении коллекторской деятельности не допускаются действия, связанные, в том числе, с:
- применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью,
- уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения,
- применением методов, опасных для жизни и здоровья людей,
- оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц,
- введением должника и иных лиц в заблуждение относительно: оснований и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства; передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования; принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Следует отметить, что в качестве психологического давления может рассматриваться, в том числе:
- сообщение должнику о том, что в случае неуплаты долга его будут разыскивать, в том числе посредством обхода соседей;
- осуществление многочисленных звонков, автодозвон;
- неоднократные звонки должнику с последующей тишиной в трубке.
Если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у должников имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, применяют физическую силу, следует прекратить с ними общение и вызвать сотрудником полиции.
При визитах коллекторов и телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено законом, с высказыванием угроз рекомендуется по возможности записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов.
Граждане также вправе подать жалобу на действия коллекторов в органы Федеральной службы судебных приставов и органы прокуратуры.
В случае выявления грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из реестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность.
Действия коллекторов также можно обжаловать в судебном порядке.
Все права защищены