Мероприятия и встречи - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Мероприятия и встречи
- 16 июля 2009, 00:00
- Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совместное совещание при Генеральном прокуроре РФ Ю.Я.Чайке и полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, посвященное вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе оплаты труда.
С основным докладом на тему «О повышении эффективности взаимодействия и совершенствовании работы органов государственной власти и органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе оплаты труда в регионах Центрального федерального округа» выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.В.Малиновский.
Предлагаем Вашему вниманию полный текст его выступления.
***
Происходящие негативные процессы в экономике страны, связанные с преодолением последствий мирового финансового кризиса, привели к серьезным проблемам в сфере исполнения трудового законодательства.
Нарушения конституционных прав граждан на труд и его своевременную оплату приобрели распространенный характер, превратились в серьезную социальную проблему.
По данным Росстата, в мае текущего года в Центральном федеральном округе численность экономически активного населения составила более двадцати миллионов человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 10 июля 2009 г. составил - 2,16% (353 тыс. человек).
К сожалению, требования законодательства о труде работодателями нередко игнорируются. Распространены факты не соблюдения ими процедуры увольнения в связи с ликвидацией предприятия и организации, сокращением численности или штата работников. Такие факты выявлены в Тверской, Тульской, Ярославской и других областях. Работников увольняют без предупреждения о предстоящем увольнении, без предложения имеющихся вакантных рабочих мест и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Работодатели в целях сокращения расходов вынуждают работников к увольнению по собственному желанию. В акционерном обществе «Калугатрансмаш» Калужской области под давлением администрации уволились 104 работника, при этом были нарушены сроки расчета с ними при увольнении. Эти нарушения устранены после вмешательства прокурора.
Зачастую при увольнении предусмотренные законодательством выплаты и компенсации высвобождаемым работникам не производятся (Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая и др.).
Допускаются нарушения законодательства при переходе предприятий на режим сокращенного рабочего времени, при оплате времени простоя, при направлении работников в отпуска без сохранения заработной платы.
Работодателями не соблюдается двухмесячный срок уведомления служб занятости населения о предстоящем сокращении численности или штата работников. Только органами прокуратуры Костромской области по таким фактам внесено 19 представлений.
Организация работы служб занятости населения оставляет желать лучшего. Регистрация и постановка граждан на учет в качестве безработных осуществляется с нарушениями, работа по их профессиональной ориентации проводится неэффективно. Недостатки и упущения в их работе установлены в Брянской, Воронежской, Ивановской, Рязанской, Московской, Тверской и других областях.
Органами прокуратуры принимались меры по защите прав граждан на получение мер социальной поддержки.
В Брянской области окончено расследование по уголовному делу, возбужденному в отношении руководителя акционерного общества «Кварцит» по факту умышленной невыплаты социальных пособий 29 работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Перечисляемые Фондом социального страхования денежные средства в размере более 800 тыс. руб., руководителем общества направлялись на покупку сырья, погашение задолженности по кредиту и другие цели. Судебное разбирательство не завершено.
Большую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся в Центральном федеральном округе в сфере оплаты труда. С начала 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате в округе увеличилась почти вдвое и по данным Росстата на 1 июля составила более двух миллиардов (2,012) руб. или 28% от общей суммы долга по стране (7,194 млрд. руб.).
Количество предприятий-должников в округе увеличилось почти в полтора раза (499). Как уже отмечалось Г.С. Полтавченко, численность работников, которым на 1 июля 2009 г. не выплачена заработная плата, составила более 120 тысяч человек, к 10 июля задолженность несколько сократилась и составила 1 миллиард 881 млн. руб.
Напряженная ситуация сложилась на предприятиях столицы, Московской, Ивановской, Брянской, Тульской, Ярославской, Воронежской и Рязанской областей.
Основными должниками в округе являются предприятия обрабатывающей промышленности (62%), строительные фирмы, организации сельского хозяйства и лесозаготовки.
До настоящего времени в обществе с ограниченной ответственностью «Промзавод» в Тверской области (директор - Лашков С.А.), с апреля т.г. ждут зарплату в размере 4,5 млн. руб. более 400 человек, выпускающих технологические линии для строительных конструкций и железобетонные изделия. Акционерное общество «Новая Ивановская Мануфактура» в Ивановской области (Ермилов В.Г.), имеет задолженность в 14 млн. руб. перед 680 работниками, причина – неумелая организация производства текстиля. Московский экспериментальный завод древесно-стружечных плит и деталей (Толстых А.Н.) задолжал рабочим почти 40 млн. руб., в связи с недостаточным финансированием деятельности учредителем. Наличие дебиторской задолженности явилось результатом невыплат работникам акционерного общества «ДСК-3» в Москве (Капырин Д.А.) денежных средств в размере более 77 млн. руб.
Главная причина невыплат в отсутствии у предприятий-должников собственных денежных средств (95,5%), что обусловлено снижением спроса на продукцию, сокращением объемов производства, невыполнением договорных обязательств контрагентами за поставленную продукцию, трудностями при получении кредитов на пополнение оборотных и основных средств, а нередко и невыполнением обязательств по финансированию учредителями, неудовлетворительным маркетингом и другими недостатками в руководстве предприятием.
Бюджетное недофинансирование всех уровней составило около 90 млн. руб. (из федерального бюджета – 35,1 млн. руб., региональных – 47,0 млн. руб., из муниципальных – 7,7 млн. руб.) и за июнь 2009 г. увеличилось почти на 30 млн. руб.
Особую тревогу вызывает ситуация, сложившаяся с выплатой заработной платы на предприятиях, специализирующихся на выполнении государственного оборонного заказа. Задолженность на таких предприятиях возникла из-за снижения заказов и неоплаты за уже полученную продукцию Минобороны РФ, отмечается практически во всех субъектах округа (Москва, Брянская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Тульская и другие области) и составляет более 200 млн. руб.
В Брянской области - это Федеральное государственное унитарное предприятие «111 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации», находящееся в стадии наблюдения. Работники с мая 2008 г. не получившие заплату, вынуждены были добиваться восстановления своих нарушенных прав путем объявления голодовки. Только после проведения этой акции задолженность в размере 26 млн. руб. в феврале 2009 г. была полностью погашена. Проблема с выплатой заработной платы на военном заводе в апреле текущего года возникала снова (14,7 млн. руб.).
В Тульской области не выплачивается заработная плата на Федеральном государственном унитарном предприятии «Машиностроительный завод «Штамп». Задолженность составляет 20,5 млн. руб. перед 869 работниками. Предприятие является стратегическим и работает на основании государственных заказов. Беда в том, что с 2008 г. контракты с этим предприятием не заключались. Только в июне 2009 г. подписан государственный контракт на сумму более 23 млн. руб., но денежные средства из федерального бюджета не поступили.
На Федеральном государственном унитарном предприятии «733 Центральный ремонтный завод средств связи» в Ивановской области имеется задолженность по заработной плате в размере 5,8 млн. руб.
Стабилизация работы названных предприятий с учетом специфики их производства и контингента работающих требует повышенного внимания со стороны органов государственной власти.
Хочу отметить, что подлинное состояние задолженности по заработной плате в официальных статистических данных не находит своего отражения. И причина этому - недобросовестность ряда работодателей, нарушающих порядок представления сведений о задолженности в органы государственной статистики.
К примеру, органами прокуратуры Тамбовской области в январе 2009 г. выявлены факты сокрытия акционерными обществами «Сигнал», «Т-Строй», «Сампурский молочный завод», «Моршанская мануфактура», «Зураб плюс», «Строительная индустрия» задолженности по заработной плате на сумму более 18,3 млн. руб.. Эта цифра в 3 раза превысила размер задолженности по Тамбовской области, отмеченный органами статистики на 1 января 2009 года (5,6 млн. руб.). В 2009 г. прокуратурой Тамбовской области выявлено 15 таких случаев. Общая сумма сокрытой задолженности составила 44,6 млн. руб. Виновные лица подвергнуты административному наказанию.
Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами других регионов округа, за исключением Владимирской, Калужской, Костромской, Московской и Тульской областей.
Общая сумма задолженности сокрытой от органов статистики в 2009 г. за различные временные периоды составила более 200 млн. руб. За нарушения порядка представления сведений в органы статистики по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 66 должностных лиц и руководителей организаций.
С учетом зависимого положения работников и недобросовестности отдельных работодателей необходимо уделять повышенное внимание вопросам достоверности представляемых последними сведений в органы статистики и выявления латентной задолженности по заработной плате.
Надзор за соблюдением законодательства об оплате труда в соответствии с указаниями и приказами Генерального прокурора РФ прокурорами субъектов ЦФО строится во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в округе, правоохранительными и контролирующими органами, профсоюзными и иными общественными организациями, на основе постоянного мониторинга складывающейся ситуации с последующим проведением проверок трудового законодательства на предприятиях, обсуждением этих вопросов на межведомственных рабочих группах.
В целях восстановления нарушенных трудовых прав граждан прокурорами активно используются гражданско-правовые способы их защиты. В 1 полугодии 2009 года в интересах работников в суды направлено более 50 тыс. заявлений о взыскании заработной платы на общую сумму свыше 600 млн. руб. Из них удовлетворено свыше 40 тыс. заявлений на сумму около 500 млн. руб. Положительной оценки заслуживает деятельность прокуроров Орловской (7,2 тыс. заявлений на 83 млн. руб.), Брянской (6,7 тыс. на 57 млн. руб.), Тамбовской (4,9 тыс. на 47 млн. руб.) и Белгородской областей (3,6 тыс. на 64 млн. руб.) по искам которых в судах защищены трудовые права граждан. По представлениям прокуроров дисциплинарному наказанию подвергнуто более 2 тысяч должностных лиц.
К административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено около 3 тыс. должностных и юридических лиц, из них 54 руководителя предприятий дисквалифицированы.
Наступательная работа прокуроров дала некоторые положительные результаты. В целом мерами прокурорского реагирования в 1 полугодии 2009 г. удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму свыше 2,4 млрд. руб.
Зачастую собственники и руководители предприятий-должников не принимают мер по обеспечению финансовой стабильности предприятий, повышению эффективности их хозяйственной деятельности, развитию рентабельности производства, расширению деловых контактов и рынков сбыта продукции, взысканию дебиторской задолженности. На многих хозяйствующих субъектах отсутствует эффективный и результативный менеджмент.
Указанные причины в значительной мере способствуют образованию задолженности по заработной плате и нарушению трудовых прав работников Например, ООО «Камелия» (Белгородская область) имело долги по заработной плате в сумме около 2 млн. руб. При наличии дебиторской задолженности в размере почти 40 млн. руб. Общество должных мер к ее взысканию не предпринимало. В Орловской области аналогичная ситуация наблюдается в акционерном обществе «Дормаш», дебиторская задолженность (44 млн. руб.) в 4 раза превышает размер долга по заработной плате (11,2 млн. руб.).
Имеют место факты, когда при наличии задолженности по заработной плате работодателями оплачиваются услуги сотовой связи работникам предприятия, выдаются крупные денежные средства в виде ссуды, оказывается благотворительная помощь. Зачастую заработная плата не выплачивается работникам из корыстной и иной личной заинтересованности работодателя.
В 1 полугодии 2009 г. в связи со злоупотреблениями руководителями хозяйствующих субъектов, повлекшими невыплату заработной платы свыше 2 месяцев, следственными органами в Центральном федеральном округе возбуждено 52 уголовных дела по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, из которых 10 направлены в суды для рассмотрения по существу, ряд руководителей осуждены.
Приговором суда в марте 2009 г. руководитель акционерного общества «Зерноком-Денисово» в Липецкой области признан виновным в невыплате заработной платы работникам свыше двух месяцев в размере более 6 млн. руб. из личной заинтересованности и ему назначено наказание в виде штрафа.
Генеральный директор ЗАО «Мценский завод Вторцветмет» в Орловской области за умышленный факт невыплаты заработной платы (свыше 1,4 млн. руб.) труженикам общества осужден к 10 месяцам лишения свободы.
Принимаемые в отношении руководителей и должностных лиц предприятий меры, в том числе уголовно-правового характера, не всегда приводят к восстановлению нарушенных прав работников в сфере оплаты труда и недопущению их в дальнейшем. Фактически все наиболее значимые финансовые и производственные вопросы решаются собственниками предприятий, а наемные, часто сменяемые руководители, по сути, являются исполнителями их решений, не всегда отвечающих интересам работников и предприятий. Отсутствие законодательно закрепленной ответственности собственников хозяйствующих субъектов за обеспечение надлежащего функционирования предприятия, соблюдение трудовых прав работников и своевременную выплату им заработной платы освободило их от выполнения взятых социальных обязательств перед трудовыми коллективами.
В этой связи необходимо определить параметры и принципы социальной и правовой ответственности бизнеса и законодательно их закрепить.
Зачастую неправомерные действия или бездействие собственников и руководителей предприятий способствуют доведению рентабельных и благополучных производств до состояния банкротства. В частности, в настоящее время проводятся проверки на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» (Воронежская область), ООО «Кучинский керамоплиточный завод» (Московская область).
К решению этой проблемы активно подключились профсоюзные организации. Во многих регионах Центрального федерального округа прокурорами заключены соглашения о взаимодействии с областными объединениями профсоюзов, налажен обмен информацией о нарушениях, допускаемых в сфере оплаты труда.
В Белгородской области профсоюзные организации в целях недопущения акций протеста, снижения напряжения в обществе, заблаговременно информируют органы прокуратуры о таких фактах и совместными проверочными мероприятиями стабилизируют положение на предприятиях-должниках. Практика взаимодействия прокурора Белгородской области с профсоюзами заслуживает широкого распространения.
Касаясь деятельности контролирующих органов, отмечу, что они в силу своего правового статуса обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, для чего законодатель наделил их достаточно мощным правозащитным потенциалом, с помощью которого реально можно навести порядок, в том числе, в сфере трудовых правоотношений.
Однако анализ работы территориальных органов Роструда в субъектах ЦФО свидетельствует об обратном. Предоставленные инспекциям правозащитные полномочия используются неэффективно. В их деятельности зачастую отсутствует последовательность и наступательность по выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере оплаты труда. Принимаемые ими меры являются явно недостаточными и неадекватными сложившейся ситуации.
Ярким примером тому могут послужить результаты деятельности государственной инспекции труда в Тверской области. Задолженность по заработной плате в этом регионе на 1 июля 2009 года составила 70,9 млн. руб.
В целях устранения нарушений законодательства об оплате труда в 2009 г. названной инспекцией выдано 95 предписаний, по ее требованию погашена задолженность по заработной плате на сумму 1 млн. руб. В то же время органами прокуратуры в Тверской области внесено 262 представления, по инициативе прокуроров области ликвидирована задолженность в размере 19,5 млн. руб.
Несмотря на неоднократное возникновение задолженности по заработной плате на одних и тех же предприятиях дела об административных правонарушениях, наказание за которое предусмотрено в виде дисквалификации, инспекций не возбуждались. При этом по инициативе органов прокуратуры Тверской области дисквалификации подвергнуто 7 должностных лиц.
В ходе надзорной деятельности прокурором Тверской области выявлены нарушения закона при оформлении и рассмотрении административных материалов, факты отсутствия контроля за выполнением выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. По результатам рассмотрения представления прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 10 работников инспекции.
Аналогичным образом обстоят дела в других трудовых инспекциях субъектов Центрального федерального округа.
Немудрено, что при такой работе проблема с выплатой заработной платы до настоящего времени не решена.
Серьезную озабоченность вызывают ситуации, когда долги по заработной плате образуются на предприятиях, выполнявших работы или оказывавших услуги для региональных и муниципальных нужд, своевременно не оплаченные из средств соответствующих бюджетов.
Лишь после внесения прокурором Ярославской области представления губернатору произведены расчеты с государственными унитарными предприятиями за работы по выполнению областного заказа, что позволило трем автодорожным предприятиям выплатить 272 работникам заработную плату на сумму более двух миллионов рублей.
Дотационный характер местных бюджетов обусловливает их финансовую зависимость от региональных бюджетов, в том числе в вопросах оплаты труда работников бюджетных учреждений. Порой из-за отсутствия должного контроля со стороны губернаторов за своевременным оказанием финансовой помощи муниципальным бюджетам нарушаются конституционные права граждан на вознаграждение за труд.
Например, финансовая помощь, оказываемая из областного бюджета Костромской области муниципальному образованию городу Нерехта и Нерехтского района, в 2008 г. составляла около 81% муниципального бюджета. В таких условиях задолженность по заработной плате перед 500 работниками муниципального учреждения здравоохранения «Нерехтская Центральная районная больница», образовавшаяся в конце 2008 г., погашена только после перечисления денежных средств из областного бюджета.
Главой администрации Муниципального района «Жуковский» Калужской области меры по погашению задолженности по заработной плате на муниципальном унитарном предприятии «Жуковский ПАТП» в размере 400 тыс. рублей приняты только после внесения ему прокурором Жуковского района представления об устранении нарушений трудового законодательства. Предприятию выделена субсидия на покрытие убытков и оказана материальная поддержка. Задолженность заработной плате полностью погашена.
Средствами надзорной деятельности в апреле текущего года удалось добиться выплаты заработной платы в размере 5 млн. руб. работникам градообразующего предприятия ООО «МоршанскХимМаш» Тамбовской области и увольнения сотрудника городской администрации, не обеспечившего контроль и принятие мер по защите их прав.
Не во всех регионах эффективно организована работа созданных при губернаторах рабочих групп, штабов, комиссий.
В Ивановской области руководитель акционерного общества «Точприбор» неоднократно заслушивался на заседаниях областной межведомственной комиссии, однако конкретных мер и предложений по погашению задолженности по заработной плате не выработано. Задолженность не ликвидирована, а наоборот увеличилась с декабря прошлого года с 2,5 до 16,4 млн. руб.
Не изменилось положение в акционерном обществе «Тверской завод электроаппаратуры «Элтор», руководитель которой также неоднократно заслушивался на заседаниях различных групп и комиссий, в том числе на совещании при губернаторе Тверской области. Задолженность по заработной плате по-прежнему имеет тенденцию к росту.
Аналогичным образом обстоят дела в Брянской области.
Напротив, в Воронежской области в июне 2009 г. проблема с выплатой заработной платы в регионе обсуждена на заседании координационного совета правительства области с участием собственников и руководителей двух наиболее крупных должников в регионе: акционерных обществ «Семилукский огнеупорный завод» и «Рудгормаш». В ходе заседания выработаны конкретные меры по стабилизации финансовой ситуации на этих предприятиях и ликвидации задолженности по заработной плате. Это уже принесло результат. Задолженность на огнеупорном заводе снижена с 17 до 9 млн. руб.
Значительная доля задолженности по заработной плате в округе приходится на предприятия, находящиеся в различных стадиях банкротства.
В Брянской области около 50% задолженности в регионе образовалось на 5 таких предприятиях (61,8 млн. руб.), в Ивановской области – на 8 (более 85 млн. руб. или 44% от общей суммы задолженности в целом по субъекту).
В Орловской области задолженность по заработной плате приходится на 3 предприятия (более 60% от общей суммы), в отношении которых арбитражным судом введена процедура наблюдения.
Аналогичная ситуация прослеживается в большинстве субъектов Центрального федерального округа.
Как правило, денежных средств от реализации имущества предприятия-банкрота, включенного в конкурсную массу, недостаточно для полной ликвидации задолженности по заработной плате перед его бывшими работниками.
При этом действия арбитражных управляющих не всегда способствуют восстановлению нарушенных прав трудящихся.
Зачастую ими не соблюдается очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе по кредиторской задолженности по заработной плате, порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, использования его расчетных счетов в кредитных организациях при осуществлении операций с денежными средствами, сроки проведения собраний кредиторов.
Прокуратурой Добровского района Липецкой области выявлены нарушения в действиях конкурсного управляющего акционерного общества «Добровская передвижная механизированная колонна». Длительное время им не принимались меры для завершения конкурсного производства, конкурсная масса не формировалась, имущество должника не реализовывалось. Вследствие чего, задолженность по заработной плате оставалась неизменной. Еще в июне 2008 года директору филиала саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих «Содружество» прокурором Добровского района внесено представление об устранении нарушений закона. Арбитражным судом конкурсный управляющий освобожден от исполнения обязанностей без вознаграждения. В настоящее время процедура конкурсного производства завершается. Задолженность по заработной плате сокращена с двух до одного миллиона рублей.
В ряде случаев действия арбитражных управляющих носят заведомо неправомерный характер.
На территории Ивановской области в акционерном обществе «Вичуга-Контракт», имеющем задолженность по зарплате (около 17 млн. руб.), конкурсным управляющим все имущество предприятия, составляющее конкурсную массу и являющееся предметом залога по действующим договорам, внесено в уставный капитал другого акционерного общества «Вичуга-Текстиль». В связи с совершением конкурсным управляющим неправомерных действий при банкротстве в июне 2009 г. в отношении него возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 195 УК РФ). Расследование по делу не завершено.
Следственным управлением при УВД по Тверской области расследуется уголовное дело в отношении конкурсного управляющего акционерного общества «Тверской ДСК», совершившего неправомерные действия при банкротстве, выразившиеся в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника.
Имеются серьезные нарекания к деятельности служб судебных приставов. В 1 полугодии 2009 г. в производстве приставов-исполнителей Центрального федерального округа находилось более 100 тыс. исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 2,3 млрд. руб. При этом фактическим исполнением окончено только 59 тыс. на сумму около 650 млн. руб.
Наиболее слабо организована работа по взысканию денежных средств с должников службой судебных приставов-исполнителей в Москве, Ивановской и Рязанской областях.
В большинстве регионов совершение исполнительных действий сопровождается с нарушениями закона со стороны судебных приставов-исполнителей.
Прокуратурой Унечского района Брянской области в июне 2009 г. в службе судебных приставов выявлены нарушения законодательства об исполнительном производстве по исполнительным документам о взыскании задолженности по заработной плате работникам ООО «Тембр». Сроки исполнительных действий не соблюдались; заявки и постановления о назначении специалиста для оценки арестованного имущества в связи с ненадлежащим оформлением неоднократно возвращались из Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области для пересоставления, что в свою очередь повлекло затягивание процесса реализации имущества должника и явилось основанием для внесения представления.
В связи с нарушениями в деятельности судебных приставов, выразившимися в несоблюдении сроков возбуждения и окончания исполнительных производств, несвоевременном направлением запросов в уполномоченные органы об имущественном положении предприятий-должников, отсутствии должного контроля за полнотой и своевременностью запрашиваемых сведений, необоснованном прекращении исполнительных производств, меры прокурорского реагирования принимались в Москве, Ивановской, Костромской, Курской, Орловской, Ярославской областях.
Органами следствия при проведении доследственных проверок по фактам невыплаты заработной платы свыше 2 месяцев допускаются недостатки и упущения. Объяснения от всех лиц, не получивших заработную плату, не берутся; в большинстве случаев ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий не проводятся; надлежащая оценка платежеспособности работодателя и наличию у него возможности выплаты заработной платы не дается.
По результатам проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в прокуратурах Курской и Московской областей, неполнота доследственных проверок явилась основанием для отмены 18 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных в отношении недобросовестных работодателей.
Не всегда надлежаще органы следствия относятся к рассмотрению материалов о невыплате заработной платы, поступающих к ним для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В Ивановской области доследственная проверка по материалу инспекции труда о невыплате заработной платы в обществе с ограниченной ответственностью «НВ Управление», проведена только после внесения прокурором руководителю следственного комитета представления. По ее результатам в отношении директора общества возбуждено уголовное дело, по которому проводится расследование.
Весьма низок процент реализации материалов, направляемых в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту невыплаты заработной платы.
В 2009 г. из 388 направленных прокурорами в органы следствия материалов уголовные дела возбуждены только по 33 из них. В Воронежской, Курской, Смоленской, Тульской областях дела вовсе не возбуждались.
Здесь усматриваются и недоработки прокуроров, которые не проявляют принципиальности в отношении следственных органов и средствами прокурорского надзора не обеспечивают принятие законных решений.
Причины вынесения оправдательных приговоров всегда должны быть предметом служебных разбирательств и обсуждений на оперативных совещаниях.
К сожалению, объективных оснований для кардинального улучшения экономической ситуации в ближайшее время не усматривается, поэтому соблюдение прав граждан на труд и своевременное и полное вознаграждение за него, а также получение различного рода социальных выплат должно быть главным приоритетом в деятельности руководителей предприятий, организаций, органов исполнительной власти всех уровней, контролирующих структур и, безусловно, прокуроров.
В современных условиях необходима максимальная мобилизация и координация усилий названных органов, направленных на преодоление негативных явлений в сфере оплаты труда.
Официальные источники информации, СМИ, Интернет, данные статистики должны быть повседневным материалом для выявления фактов нарушения трудового и иного социального законодательства. Особое внимание необходимо уделять жалобам граждан, профсоюзных и иных общественных организаций.
Факты задолженности по зарплате на крупных и, особенно, градообразующих предприятиях, должны рассматриваться как чрезвычайное происшествие со всеми вытекающими последствиями.
Остро реагировать на факты беззакония – наша обязанность, но, безусловно, необходимо сделать все, чтобы не допускать таких случаев. Профилактика в этом деле – не пустой звук, не формальность, а необходимость. Мы знаем, к каким проблемам приводят бездушие и безразличие к интересам жителей небольших населенных пунктов, где зарплата - единственный источник существования.
Направления этой деятельности определены действующим законодательством, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Вместе с тем, каждый руководитель, будь то органа власти, прокуратуры или хозяйствующего субъекта должен проявлять инициативу, постоянно анализировать положение дел и искать новые пути решения, возникающих проблем, учитывая, что интересы человека, гражданина страны – наш бесспорный и основной приоритет.
Рубрики
Мероприятия и встречиУправление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
16 июля 2009, 00:00
Доклад заместителя Генерального прокурора РФ Владимира Малиновского на совместном совещании при Генеральном прокуроре РФ и полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе
Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совместное совещание при Генеральном прокуроре РФ Ю.Я.Чайке и полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, посвященное вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе оплаты труда.
С основным докладом на тему «О повышении эффективности взаимодействия и совершенствовании работы органов государственной власти и органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе оплаты труда в регионах Центрального федерального округа» выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.В.Малиновский.
Предлагаем Вашему вниманию полный текст его выступления.
***
Происходящие негативные процессы в экономике страны, связанные с преодолением последствий мирового финансового кризиса, привели к серьезным проблемам в сфере исполнения трудового законодательства.
Нарушения конституционных прав граждан на труд и его своевременную оплату приобрели распространенный характер, превратились в серьезную социальную проблему.
По данным Росстата, в мае текущего года в Центральном федеральном округе численность экономически активного населения составила более двадцати миллионов человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 10 июля 2009 г. составил - 2,16% (353 тыс. человек).
К сожалению, требования законодательства о труде работодателями нередко игнорируются. Распространены факты не соблюдения ими процедуры увольнения в связи с ликвидацией предприятия и организации, сокращением численности или штата работников. Такие факты выявлены в Тверской, Тульской, Ярославской и других областях. Работников увольняют без предупреждения о предстоящем увольнении, без предложения имеющихся вакантных рабочих мест и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Работодатели в целях сокращения расходов вынуждают работников к увольнению по собственному желанию. В акционерном обществе «Калугатрансмаш» Калужской области под давлением администрации уволились 104 работника, при этом были нарушены сроки расчета с ними при увольнении. Эти нарушения устранены после вмешательства прокурора.
Зачастую при увольнении предусмотренные законодательством выплаты и компенсации высвобождаемым работникам не производятся (Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая и др.).
Допускаются нарушения законодательства при переходе предприятий на режим сокращенного рабочего времени, при оплате времени простоя, при направлении работников в отпуска без сохранения заработной платы.
Работодателями не соблюдается двухмесячный срок уведомления служб занятости населения о предстоящем сокращении численности или штата работников. Только органами прокуратуры Костромской области по таким фактам внесено 19 представлений.
Организация работы служб занятости населения оставляет желать лучшего. Регистрация и постановка граждан на учет в качестве безработных осуществляется с нарушениями, работа по их профессиональной ориентации проводится неэффективно. Недостатки и упущения в их работе установлены в Брянской, Воронежской, Ивановской, Рязанской, Московской, Тверской и других областях.
Органами прокуратуры принимались меры по защите прав граждан на получение мер социальной поддержки.
В Брянской области окончено расследование по уголовному делу, возбужденному в отношении руководителя акционерного общества «Кварцит» по факту умышленной невыплаты социальных пособий 29 работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Перечисляемые Фондом социального страхования денежные средства в размере более 800 тыс. руб., руководителем общества направлялись на покупку сырья, погашение задолженности по кредиту и другие цели. Судебное разбирательство не завершено.
Большую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся в Центральном федеральном округе в сфере оплаты труда. С начала 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате в округе увеличилась почти вдвое и по данным Росстата на 1 июля составила более двух миллиардов (2,012) руб. или 28% от общей суммы долга по стране (7,194 млрд. руб.).
Количество предприятий-должников в округе увеличилось почти в полтора раза (499). Как уже отмечалось Г.С. Полтавченко, численность работников, которым на 1 июля 2009 г. не выплачена заработная плата, составила более 120 тысяч человек, к 10 июля задолженность несколько сократилась и составила 1 миллиард 881 млн. руб.
Напряженная ситуация сложилась на предприятиях столицы, Московской, Ивановской, Брянской, Тульской, Ярославской, Воронежской и Рязанской областей.
Основными должниками в округе являются предприятия обрабатывающей промышленности (62%), строительные фирмы, организации сельского хозяйства и лесозаготовки.
До настоящего времени в обществе с ограниченной ответственностью «Промзавод» в Тверской области (директор - Лашков С.А.), с апреля т.г. ждут зарплату в размере 4,5 млн. руб. более 400 человек, выпускающих технологические линии для строительных конструкций и железобетонные изделия. Акционерное общество «Новая Ивановская Мануфактура» в Ивановской области (Ермилов В.Г.), имеет задолженность в 14 млн. руб. перед 680 работниками, причина – неумелая организация производства текстиля. Московский экспериментальный завод древесно-стружечных плит и деталей (Толстых А.Н.) задолжал рабочим почти 40 млн. руб., в связи с недостаточным финансированием деятельности учредителем. Наличие дебиторской задолженности явилось результатом невыплат работникам акционерного общества «ДСК-3» в Москве (Капырин Д.А.) денежных средств в размере более 77 млн. руб.
Главная причина невыплат в отсутствии у предприятий-должников собственных денежных средств (95,5%), что обусловлено снижением спроса на продукцию, сокращением объемов производства, невыполнением договорных обязательств контрагентами за поставленную продукцию, трудностями при получении кредитов на пополнение оборотных и основных средств, а нередко и невыполнением обязательств по финансированию учредителями, неудовлетворительным маркетингом и другими недостатками в руководстве предприятием.
Бюджетное недофинансирование всех уровней составило около 90 млн. руб. (из федерального бюджета – 35,1 млн. руб., региональных – 47,0 млн. руб., из муниципальных – 7,7 млн. руб.) и за июнь 2009 г. увеличилось почти на 30 млн. руб.
Особую тревогу вызывает ситуация, сложившаяся с выплатой заработной платы на предприятиях, специализирующихся на выполнении государственного оборонного заказа. Задолженность на таких предприятиях возникла из-за снижения заказов и неоплаты за уже полученную продукцию Минобороны РФ, отмечается практически во всех субъектах округа (Москва, Брянская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Тульская и другие области) и составляет более 200 млн. руб.
В Брянской области - это Федеральное государственное унитарное предприятие «111 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации», находящееся в стадии наблюдения. Работники с мая 2008 г. не получившие заплату, вынуждены были добиваться восстановления своих нарушенных прав путем объявления голодовки. Только после проведения этой акции задолженность в размере 26 млн. руб. в феврале 2009 г. была полностью погашена. Проблема с выплатой заработной платы на военном заводе в апреле текущего года возникала снова (14,7 млн. руб.).
В Тульской области не выплачивается заработная плата на Федеральном государственном унитарном предприятии «Машиностроительный завод «Штамп». Задолженность составляет 20,5 млн. руб. перед 869 работниками. Предприятие является стратегическим и работает на основании государственных заказов. Беда в том, что с 2008 г. контракты с этим предприятием не заключались. Только в июне 2009 г. подписан государственный контракт на сумму более 23 млн. руб., но денежные средства из федерального бюджета не поступили.
На Федеральном государственном унитарном предприятии «733 Центральный ремонтный завод средств связи» в Ивановской области имеется задолженность по заработной плате в размере 5,8 млн. руб.
Стабилизация работы названных предприятий с учетом специфики их производства и контингента работающих требует повышенного внимания со стороны органов государственной власти.
Хочу отметить, что подлинное состояние задолженности по заработной плате в официальных статистических данных не находит своего отражения. И причина этому - недобросовестность ряда работодателей, нарушающих порядок представления сведений о задолженности в органы государственной статистики.
К примеру, органами прокуратуры Тамбовской области в январе 2009 г. выявлены факты сокрытия акционерными обществами «Сигнал», «Т-Строй», «Сампурский молочный завод», «Моршанская мануфактура», «Зураб плюс», «Строительная индустрия» задолженности по заработной плате на сумму более 18,3 млн. руб.. Эта цифра в 3 раза превысила размер задолженности по Тамбовской области, отмеченный органами статистики на 1 января 2009 года (5,6 млн. руб.). В 2009 г. прокуратурой Тамбовской области выявлено 15 таких случаев. Общая сумма сокрытой задолженности составила 44,6 млн. руб. Виновные лица подвергнуты административному наказанию.
Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами других регионов округа, за исключением Владимирской, Калужской, Костромской, Московской и Тульской областей.
Общая сумма задолженности сокрытой от органов статистики в 2009 г. за различные временные периоды составила более 200 млн. руб. За нарушения порядка представления сведений в органы статистики по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 66 должностных лиц и руководителей организаций.
С учетом зависимого положения работников и недобросовестности отдельных работодателей необходимо уделять повышенное внимание вопросам достоверности представляемых последними сведений в органы статистики и выявления латентной задолженности по заработной плате.
Надзор за соблюдением законодательства об оплате труда в соответствии с указаниями и приказами Генерального прокурора РФ прокурорами субъектов ЦФО строится во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в округе, правоохранительными и контролирующими органами, профсоюзными и иными общественными организациями, на основе постоянного мониторинга складывающейся ситуации с последующим проведением проверок трудового законодательства на предприятиях, обсуждением этих вопросов на межведомственных рабочих группах.
В целях восстановления нарушенных трудовых прав граждан прокурорами активно используются гражданско-правовые способы их защиты. В 1 полугодии 2009 года в интересах работников в суды направлено более 50 тыс. заявлений о взыскании заработной платы на общую сумму свыше 600 млн. руб. Из них удовлетворено свыше 40 тыс. заявлений на сумму около 500 млн. руб. Положительной оценки заслуживает деятельность прокуроров Орловской (7,2 тыс. заявлений на 83 млн. руб.), Брянской (6,7 тыс. на 57 млн. руб.), Тамбовской (4,9 тыс. на 47 млн. руб.) и Белгородской областей (3,6 тыс. на 64 млн. руб.) по искам которых в судах защищены трудовые права граждан. По представлениям прокуроров дисциплинарному наказанию подвергнуто более 2 тысяч должностных лиц.
К административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено около 3 тыс. должностных и юридических лиц, из них 54 руководителя предприятий дисквалифицированы.
Наступательная работа прокуроров дала некоторые положительные результаты. В целом мерами прокурорского реагирования в 1 полугодии 2009 г. удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму свыше 2,4 млрд. руб.
Зачастую собственники и руководители предприятий-должников не принимают мер по обеспечению финансовой стабильности предприятий, повышению эффективности их хозяйственной деятельности, развитию рентабельности производства, расширению деловых контактов и рынков сбыта продукции, взысканию дебиторской задолженности. На многих хозяйствующих субъектах отсутствует эффективный и результативный менеджмент.
Указанные причины в значительной мере способствуют образованию задолженности по заработной плате и нарушению трудовых прав работников Например, ООО «Камелия» (Белгородская область) имело долги по заработной плате в сумме около 2 млн. руб. При наличии дебиторской задолженности в размере почти 40 млн. руб. Общество должных мер к ее взысканию не предпринимало. В Орловской области аналогичная ситуация наблюдается в акционерном обществе «Дормаш», дебиторская задолженность (44 млн. руб.) в 4 раза превышает размер долга по заработной плате (11,2 млн. руб.).
Имеют место факты, когда при наличии задолженности по заработной плате работодателями оплачиваются услуги сотовой связи работникам предприятия, выдаются крупные денежные средства в виде ссуды, оказывается благотворительная помощь. Зачастую заработная плата не выплачивается работникам из корыстной и иной личной заинтересованности работодателя.
В 1 полугодии 2009 г. в связи со злоупотреблениями руководителями хозяйствующих субъектов, повлекшими невыплату заработной платы свыше 2 месяцев, следственными органами в Центральном федеральном округе возбуждено 52 уголовных дела по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, из которых 10 направлены в суды для рассмотрения по существу, ряд руководителей осуждены.
Приговором суда в марте 2009 г. руководитель акционерного общества «Зерноком-Денисово» в Липецкой области признан виновным в невыплате заработной платы работникам свыше двух месяцев в размере более 6 млн. руб. из личной заинтересованности и ему назначено наказание в виде штрафа.
Генеральный директор ЗАО «Мценский завод Вторцветмет» в Орловской области за умышленный факт невыплаты заработной платы (свыше 1,4 млн. руб.) труженикам общества осужден к 10 месяцам лишения свободы.
Принимаемые в отношении руководителей и должностных лиц предприятий меры, в том числе уголовно-правового характера, не всегда приводят к восстановлению нарушенных прав работников в сфере оплаты труда и недопущению их в дальнейшем. Фактически все наиболее значимые финансовые и производственные вопросы решаются собственниками предприятий, а наемные, часто сменяемые руководители, по сути, являются исполнителями их решений, не всегда отвечающих интересам работников и предприятий. Отсутствие законодательно закрепленной ответственности собственников хозяйствующих субъектов за обеспечение надлежащего функционирования предприятия, соблюдение трудовых прав работников и своевременную выплату им заработной платы освободило их от выполнения взятых социальных обязательств перед трудовыми коллективами.
В этой связи необходимо определить параметры и принципы социальной и правовой ответственности бизнеса и законодательно их закрепить.
Зачастую неправомерные действия или бездействие собственников и руководителей предприятий способствуют доведению рентабельных и благополучных производств до состояния банкротства. В частности, в настоящее время проводятся проверки на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» (Воронежская область), ООО «Кучинский керамоплиточный завод» (Московская область).
К решению этой проблемы активно подключились профсоюзные организации. Во многих регионах Центрального федерального округа прокурорами заключены соглашения о взаимодействии с областными объединениями профсоюзов, налажен обмен информацией о нарушениях, допускаемых в сфере оплаты труда.
В Белгородской области профсоюзные организации в целях недопущения акций протеста, снижения напряжения в обществе, заблаговременно информируют органы прокуратуры о таких фактах и совместными проверочными мероприятиями стабилизируют положение на предприятиях-должниках. Практика взаимодействия прокурора Белгородской области с профсоюзами заслуживает широкого распространения.
Касаясь деятельности контролирующих органов, отмечу, что они в силу своего правового статуса обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, для чего законодатель наделил их достаточно мощным правозащитным потенциалом, с помощью которого реально можно навести порядок, в том числе, в сфере трудовых правоотношений.
Однако анализ работы территориальных органов Роструда в субъектах ЦФО свидетельствует об обратном. Предоставленные инспекциям правозащитные полномочия используются неэффективно. В их деятельности зачастую отсутствует последовательность и наступательность по выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере оплаты труда. Принимаемые ими меры являются явно недостаточными и неадекватными сложившейся ситуации.
Ярким примером тому могут послужить результаты деятельности государственной инспекции труда в Тверской области. Задолженность по заработной плате в этом регионе на 1 июля 2009 года составила 70,9 млн. руб.
В целях устранения нарушений законодательства об оплате труда в 2009 г. названной инспекцией выдано 95 предписаний, по ее требованию погашена задолженность по заработной плате на сумму 1 млн. руб. В то же время органами прокуратуры в Тверской области внесено 262 представления, по инициативе прокуроров области ликвидирована задолженность в размере 19,5 млн. руб.
Несмотря на неоднократное возникновение задолженности по заработной плате на одних и тех же предприятиях дела об административных правонарушениях, наказание за которое предусмотрено в виде дисквалификации, инспекций не возбуждались. При этом по инициативе органов прокуратуры Тверской области дисквалификации подвергнуто 7 должностных лиц.
В ходе надзорной деятельности прокурором Тверской области выявлены нарушения закона при оформлении и рассмотрении административных материалов, факты отсутствия контроля за выполнением выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. По результатам рассмотрения представления прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 10 работников инспекции.
Аналогичным образом обстоят дела в других трудовых инспекциях субъектов Центрального федерального округа.
Немудрено, что при такой работе проблема с выплатой заработной платы до настоящего времени не решена.
Серьезную озабоченность вызывают ситуации, когда долги по заработной плате образуются на предприятиях, выполнявших работы или оказывавших услуги для региональных и муниципальных нужд, своевременно не оплаченные из средств соответствующих бюджетов.
Лишь после внесения прокурором Ярославской области представления губернатору произведены расчеты с государственными унитарными предприятиями за работы по выполнению областного заказа, что позволило трем автодорожным предприятиям выплатить 272 работникам заработную плату на сумму более двух миллионов рублей.
Дотационный характер местных бюджетов обусловливает их финансовую зависимость от региональных бюджетов, в том числе в вопросах оплаты труда работников бюджетных учреждений. Порой из-за отсутствия должного контроля со стороны губернаторов за своевременным оказанием финансовой помощи муниципальным бюджетам нарушаются конституционные права граждан на вознаграждение за труд.
Например, финансовая помощь, оказываемая из областного бюджета Костромской области муниципальному образованию городу Нерехта и Нерехтского района, в 2008 г. составляла около 81% муниципального бюджета. В таких условиях задолженность по заработной плате перед 500 работниками муниципального учреждения здравоохранения «Нерехтская Центральная районная больница», образовавшаяся в конце 2008 г., погашена только после перечисления денежных средств из областного бюджета.
Главой администрации Муниципального района «Жуковский» Калужской области меры по погашению задолженности по заработной плате на муниципальном унитарном предприятии «Жуковский ПАТП» в размере 400 тыс. рублей приняты только после внесения ему прокурором Жуковского района представления об устранении нарушений трудового законодательства. Предприятию выделена субсидия на покрытие убытков и оказана материальная поддержка. Задолженность заработной плате полностью погашена.
Средствами надзорной деятельности в апреле текущего года удалось добиться выплаты заработной платы в размере 5 млн. руб. работникам градообразующего предприятия ООО «МоршанскХимМаш» Тамбовской области и увольнения сотрудника городской администрации, не обеспечившего контроль и принятие мер по защите их прав.
Не во всех регионах эффективно организована работа созданных при губернаторах рабочих групп, штабов, комиссий.
В Ивановской области руководитель акционерного общества «Точприбор» неоднократно заслушивался на заседаниях областной межведомственной комиссии, однако конкретных мер и предложений по погашению задолженности по заработной плате не выработано. Задолженность не ликвидирована, а наоборот увеличилась с декабря прошлого года с 2,5 до 16,4 млн. руб.
Не изменилось положение в акционерном обществе «Тверской завод электроаппаратуры «Элтор», руководитель которой также неоднократно заслушивался на заседаниях различных групп и комиссий, в том числе на совещании при губернаторе Тверской области. Задолженность по заработной плате по-прежнему имеет тенденцию к росту.
Аналогичным образом обстоят дела в Брянской области.
Напротив, в Воронежской области в июне 2009 г. проблема с выплатой заработной платы в регионе обсуждена на заседании координационного совета правительства области с участием собственников и руководителей двух наиболее крупных должников в регионе: акционерных обществ «Семилукский огнеупорный завод» и «Рудгормаш». В ходе заседания выработаны конкретные меры по стабилизации финансовой ситуации на этих предприятиях и ликвидации задолженности по заработной плате. Это уже принесло результат. Задолженность на огнеупорном заводе снижена с 17 до 9 млн. руб.
Значительная доля задолженности по заработной плате в округе приходится на предприятия, находящиеся в различных стадиях банкротства.
В Брянской области около 50% задолженности в регионе образовалось на 5 таких предприятиях (61,8 млн. руб.), в Ивановской области – на 8 (более 85 млн. руб. или 44% от общей суммы задолженности в целом по субъекту).
В Орловской области задолженность по заработной плате приходится на 3 предприятия (более 60% от общей суммы), в отношении которых арбитражным судом введена процедура наблюдения.
Аналогичная ситуация прослеживается в большинстве субъектов Центрального федерального округа.
Как правило, денежных средств от реализации имущества предприятия-банкрота, включенного в конкурсную массу, недостаточно для полной ликвидации задолженности по заработной плате перед его бывшими работниками.
При этом действия арбитражных управляющих не всегда способствуют восстановлению нарушенных прав трудящихся.
Зачастую ими не соблюдается очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе по кредиторской задолженности по заработной плате, порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, использования его расчетных счетов в кредитных организациях при осуществлении операций с денежными средствами, сроки проведения собраний кредиторов.
Прокуратурой Добровского района Липецкой области выявлены нарушения в действиях конкурсного управляющего акционерного общества «Добровская передвижная механизированная колонна». Длительное время им не принимались меры для завершения конкурсного производства, конкурсная масса не формировалась, имущество должника не реализовывалось. Вследствие чего, задолженность по заработной плате оставалась неизменной. Еще в июне 2008 года директору филиала саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих «Содружество» прокурором Добровского района внесено представление об устранении нарушений закона. Арбитражным судом конкурсный управляющий освобожден от исполнения обязанностей без вознаграждения. В настоящее время процедура конкурсного производства завершается. Задолженность по заработной плате сокращена с двух до одного миллиона рублей.
В ряде случаев действия арбитражных управляющих носят заведомо неправомерный характер.
На территории Ивановской области в акционерном обществе «Вичуга-Контракт», имеющем задолженность по зарплате (около 17 млн. руб.), конкурсным управляющим все имущество предприятия, составляющее конкурсную массу и являющееся предметом залога по действующим договорам, внесено в уставный капитал другого акционерного общества «Вичуга-Текстиль». В связи с совершением конкурсным управляющим неправомерных действий при банкротстве в июне 2009 г. в отношении него возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 195 УК РФ). Расследование по делу не завершено.
Следственным управлением при УВД по Тверской области расследуется уголовное дело в отношении конкурсного управляющего акционерного общества «Тверской ДСК», совершившего неправомерные действия при банкротстве, выразившиеся в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника.
Имеются серьезные нарекания к деятельности служб судебных приставов. В 1 полугодии 2009 г. в производстве приставов-исполнителей Центрального федерального округа находилось более 100 тыс. исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 2,3 млрд. руб. При этом фактическим исполнением окончено только 59 тыс. на сумму около 650 млн. руб.
Наиболее слабо организована работа по взысканию денежных средств с должников службой судебных приставов-исполнителей в Москве, Ивановской и Рязанской областях.
В большинстве регионов совершение исполнительных действий сопровождается с нарушениями закона со стороны судебных приставов-исполнителей.
Прокуратурой Унечского района Брянской области в июне 2009 г. в службе судебных приставов выявлены нарушения законодательства об исполнительном производстве по исполнительным документам о взыскании задолженности по заработной плате работникам ООО «Тембр». Сроки исполнительных действий не соблюдались; заявки и постановления о назначении специалиста для оценки арестованного имущества в связи с ненадлежащим оформлением неоднократно возвращались из Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области для пересоставления, что в свою очередь повлекло затягивание процесса реализации имущества должника и явилось основанием для внесения представления.
В связи с нарушениями в деятельности судебных приставов, выразившимися в несоблюдении сроков возбуждения и окончания исполнительных производств, несвоевременном направлением запросов в уполномоченные органы об имущественном положении предприятий-должников, отсутствии должного контроля за полнотой и своевременностью запрашиваемых сведений, необоснованном прекращении исполнительных производств, меры прокурорского реагирования принимались в Москве, Ивановской, Костромской, Курской, Орловской, Ярославской областях.
Органами следствия при проведении доследственных проверок по фактам невыплаты заработной платы свыше 2 месяцев допускаются недостатки и упущения. Объяснения от всех лиц, не получивших заработную плату, не берутся; в большинстве случаев ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий не проводятся; надлежащая оценка платежеспособности работодателя и наличию у него возможности выплаты заработной платы не дается.
По результатам проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в прокуратурах Курской и Московской областей, неполнота доследственных проверок явилась основанием для отмены 18 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных в отношении недобросовестных работодателей.
Не всегда надлежаще органы следствия относятся к рассмотрению материалов о невыплате заработной платы, поступающих к ним для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В Ивановской области доследственная проверка по материалу инспекции труда о невыплате заработной платы в обществе с ограниченной ответственностью «НВ Управление», проведена только после внесения прокурором руководителю следственного комитета представления. По ее результатам в отношении директора общества возбуждено уголовное дело, по которому проводится расследование.
Весьма низок процент реализации материалов, направляемых в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту невыплаты заработной платы.
В 2009 г. из 388 направленных прокурорами в органы следствия материалов уголовные дела возбуждены только по 33 из них. В Воронежской, Курской, Смоленской, Тульской областях дела вовсе не возбуждались.
Здесь усматриваются и недоработки прокуроров, которые не проявляют принципиальности в отношении следственных органов и средствами прокурорского надзора не обеспечивают принятие законных решений.
Причины вынесения оправдательных приговоров всегда должны быть предметом служебных разбирательств и обсуждений на оперативных совещаниях.
К сожалению, объективных оснований для кардинального улучшения экономической ситуации в ближайшее время не усматривается, поэтому соблюдение прав граждан на труд и своевременное и полное вознаграждение за него, а также получение различного рода социальных выплат должно быть главным приоритетом в деятельности руководителей предприятий, организаций, органов исполнительной власти всех уровней, контролирующих структур и, безусловно, прокуроров.
В современных условиях необходима максимальная мобилизация и координация усилий названных органов, направленных на преодоление негативных явлений в сфере оплаты труда.
Официальные источники информации, СМИ, Интернет, данные статистики должны быть повседневным материалом для выявления фактов нарушения трудового и иного социального законодательства. Особое внимание необходимо уделять жалобам граждан, профсоюзных и иных общественных организаций.
Факты задолженности по зарплате на крупных и, особенно, градообразующих предприятиях, должны рассматриваться как чрезвычайное происшествие со всеми вытекающими последствиями.
Остро реагировать на факты беззакония – наша обязанность, но, безусловно, необходимо сделать все, чтобы не допускать таких случаев. Профилактика в этом деле – не пустой звук, не формальность, а необходимость. Мы знаем, к каким проблемам приводят бездушие и безразличие к интересам жителей небольших населенных пунктов, где зарплата - единственный источник существования.
Направления этой деятельности определены действующим законодательством, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Вместе с тем, каждый руководитель, будь то органа власти, прокуратуры или хозяйствующего субъекта должен проявлять инициативу, постоянно анализировать положение дел и искать новые пути решения, возникающих проблем, учитывая, что интересы человека, гражданина страны – наш бесспорный и основной приоритет.
Все права защищены