Прокурор разъясняет - Прокуратура Донецкой Народной Республики
Прокурор разъясняет
- 31 января 2025, 11:38
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на все действующие на территории Российской Федерации организации вне зависимости от формы собственности возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно части 2 статьи 13.3 данного закона меры по противодействию коррупции могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данный перечень не является исчерпывающим. С целью разработки мер по противодействию коррупции в организациях следует на первом этапе оценить коррупционные риски, которые могут возникнуть в деятельности организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, относятся:
- закупка товаров и услуг для нужд организации;
- получение и сдача в аренду имущества;
- любые функции, предполагающие финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц, взаимодействие организации с органами государственной власти, местного самоуправления, органами, осуществляющими разрешительные функции, государственный и муниципальный контроль и надзор.
С целью снижения коррупционной нагрузки возможно разработать отдельные локальные правовые акты, которыми возложить на лиц, занимающих должности, связанные с коррупционными рисками, обязанности по уведомлению о склонении их к совершению противоправных проступков, предотвращению конфликта интересов.
Кроме того, такие обязанности возможно закрепить в должностных инструкциях этих лиц. Для обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать порядок реализации таких обязанностей.
Например, в локальном нормативном акте необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений о склонении к коррупционным правонарушениям, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о таких нарушениях других работников организации. Кроме того, например с целью профилактики правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует включить в должностные обязанности работников, осуществляющих прием граждан на работу в организацию, обязанность устанавливать не являлся ли новый сотрудник ранее государственным либо муниципальным служащим, обязан ли был он предоставлять сведения о своих доходах, какой срок прошел с момента увольнения с государственной, муниципальной службы.
Также необходимо определить конкретное лицо, которое обеспечивает подготовку и своевременное направление сообщения представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора в письменной форме в соответствии с Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
Согласно подпункту «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 Минтруд России уполномочен издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
При разработке локальных нормативных актов, принятии других мер по противодействию коррупции организация может руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Минтрудом России.
Прокуратура Донецкой Народной Республики
31 января 2025, 11:38
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на все действующие на территории Российской Федерации организации вне зависимости от формы собственности возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно части 2 статьи 13.3 данного закона меры по противодействию коррупции могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данный перечень не является исчерпывающим. С целью разработки мер по противодействию коррупции в организациях следует на первом этапе оценить коррупционные риски, которые могут возникнуть в деятельности организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, относятся:
- закупка товаров и услуг для нужд организации;
- получение и сдача в аренду имущества;
- любые функции, предполагающие финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц, взаимодействие организации с органами государственной власти, местного самоуправления, органами, осуществляющими разрешительные функции, государственный и муниципальный контроль и надзор.
С целью снижения коррупционной нагрузки возможно разработать отдельные локальные правовые акты, которыми возложить на лиц, занимающих должности, связанные с коррупционными рисками, обязанности по уведомлению о склонении их к совершению противоправных проступков, предотвращению конфликта интересов.
Кроме того, такие обязанности возможно закрепить в должностных инструкциях этих лиц. Для обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать порядок реализации таких обязанностей.
Например, в локальном нормативном акте необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений о склонении к коррупционным правонарушениям, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о таких нарушениях других работников организации. Кроме того, например с целью профилактики правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует включить в должностные обязанности работников, осуществляющих прием граждан на работу в организацию, обязанность устанавливать не являлся ли новый сотрудник ранее государственным либо муниципальным служащим, обязан ли был он предоставлять сведения о своих доходах, какой срок прошел с момента увольнения с государственной, муниципальной службы.
Также необходимо определить конкретное лицо, которое обеспечивает подготовку и своевременное направление сообщения представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора в письменной форме в соответствии с Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
Согласно подпункту «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 Минтруд России уполномочен издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
При разработке локальных нормативных актов, принятии других мер по противодействию коррупции организация может руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Минтрудом России.
Все права защищены
Телефон: +7 (856) 300-24-06
Телефон: +7 (856) 300-24-05