Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 31 января 2019, 18:00
Работа органов прокуратуры Российской Федерации в 2018 году по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
  Текст

Результаты проделанной в 2018 году органами прокуратуры работы по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах свидетельствуют о наличии положительных тенденций, направленных на снижение коррупциогенности нормативных правовых актов на всех уровнях власти и местного самоуправления.

За данный период прокуроры, реализуя полномочия, предоставленные федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционной экспертизой охватили более 991 тыс. нормативных правовых актов (в 2017 году – 970 тыс.). Выявлено 48 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (46 тыс.).

В указанных нормативных правовых актах содержалось свыше 59 тыс. коррупциогенных факторов (в 2017 году – 56 тыс.), с целью их исключения прокурорами внесено 3,8 тыс. требований (3,8 тыс.), принесено почти 43 тыс. протестов (41 тыс.), направлено порядка 100 исков (заявлений) в суды (150), внесена 1 тыс. представлений (1 тыс.) и направлено почти 150 информаций (173).

В результате проделанной работы из 45 тыс. нормативных правовых актов (в 2017 году – почти 43 тыс.) исключены более 55 тыс. коррупциогенных факторов (52 тыс.). Приведенные статистические данные свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер по проведению антикоррупционной экспертизы.

Анализ работы органов прокуратуры показал, что наиболее часто прокурорами выявлялись такие коррупциогенные факторы, как отсутствие или неполнота административных процедур (14,9 тыс.), широта дискреционных полномочий (12,8 тыс.), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (11,4 тыс.), выборочное изменение объема прав (7,5 тыс.), наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (5,7 тыс.).

В нормативных правовых актах редко выявлялись коррупциогенные факторы в виде отказа от конкурсных (аукционных) процедур и заполнения законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий (по 100), чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества (почти 340), злоупотребления правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (около 780).

Генеральной прокуратурой Российской Федерации к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов привлекаются крупные научные учреждения и высшие учебные заведения. В этих целях в 2018 году заключены соглашения о взаимодействии с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Уральским государственным юридическим университетом. В предыдущие периоды аналогичные соглашения были заключены с НИУ «Высшая школа экономики», Дальневосточным и Казанским (Приволжским) федеральными университетами.

Во исполнение подпункта «б» пункта 39 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, с участием Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прорабатывается вопрос о возможности привлечения к проведению антикоррупционной экспертизы заинтересованных научных и образовательных организаций.

В рамках данного мероприятия Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с представителями названного института и НИУ «Высшая школа экономики» готовится памятка по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы, которая будет рассчитана на широкую аудиторию: прокуроров, независимых экспертов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, проводящих антикоррупционную экспертизу, а также студентов высших учебных заведений.

В 2018 году в органы прокуратуры поступило 49 заключений независимых экспертов (в 2017 году – 33), приняты меры прокурорского реагирования по фактам, указанным в 14 заключениях (в 2017 году – 19), по итогам рассмотрения они удовлетворены, в 10 нормативных правовых актов (в 2017 году – 9) внесены изменения, по остальным работа продолжается.

Так, в рамках рассмотрения заключения независимого эксперта проведена антикоррупционная экспертиза приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 871н, которым утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком при закупках лекарственных препаратов.

Экспертизой в положениях порядка установлена правовая неопределенность, связанная с невозможностью четкого определения подлежащего применению метода при расчете цены препарата. Заказчик в условиях неоднозначности формулировки в целях допуска к закупочной деятельности определенного поставщика мог применить при расчете и обосновании цены любой из указанных трех методов или их сочетание. С целью исключения выявленного коррупциогенного фактора Министру здравоохранения Российской Федерации направлена информация, которая рассмотрена и удовлетворена.

Надлежащее взаимодействие органов прокуратуры и независимых экспертов оказывает позитивное влияние на состояние законности.

Например, по результатам рассмотрения заключения независимого эксперта прокуратурой Курской области в областную Думу направлена информация об исключении из Закона Курской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» коррупциогенного фактора, по итогам рассмотрения которой в Закон внесены соответствующие изменения.

Осуществляемая в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работа по проведению антикоррупционной экспертизы ориентирована на выявление и исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на урегулирование общественных отношений в наиболее значимых сферах. В их число входят вопросы защиты прав граждан, образования и поддержки инвалидов, использования природных и земельных ресурсов, поддержки предпринимательства и ряд других.

Так, в рамках рассмотрения обращения гражданина проведена антикоррупционная экспертиза приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр, которым утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Установлено, что при проведении общего собрания в форме очного голосования документирование принятого собственником решения (путем проставления подписи) по вынесенному на повестку дня вопросу в протоколе не предусмотрено.

Таким образом, положения приказа, устанавливающие различные объемы документов, прилагаемых к протоколу общего собрания, в зависимости от избранной формы его проведения, предоставляют правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения. В этой связи Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлена информация об исключении коррупциогенного фактора, которая рассмотрена и удовлетворена.

В ходе антикоррупционной экспертизы выявлены несоответствия требованиям Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в приказах МВД России, Росреестра, Росрыболовства, Росжелдора, Роспатента, регулирующих деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Внесенные акты реагирования рассмотрены и удовлетворены, в ведомствах проводится работа по исключению выявленных противоречий.

Прокуратурой Пензенской области по результатам антикоррупционной экспертизы приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования области от 28.06.2013 № 73/1 (ред. от 28.06.2018) «Об утверждении Порядка пользования участками недр местного значения, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий» (далее – Порядок) для исключения выявленного коррупциогенного фактора в виде широты дискреционных полномочий внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.

Так, в пункте 5.1 Порядка указывалось, что принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Порядком. Вместе с тем, ни законодательством, ни Порядком вопрос сроков и периодичности принятия решения о проведении аукционов не был урегулирован.

По протесту прокурора Лузского района Кировской области в административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальных земельных участков гражданам предусмотрен срок опубликования извещения о предоставлении таких участков, что предоставляло правоприменителям широту дискреционных полномочий.

В целях недопущения наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокуроры продолжают работу по изучению их проектов. Так, в 2018 году изучено более 932 тыс. проектов нормативных правовых актов (в 2017 году – 870 тыс.), в 26 тыс. из них выявлено почти 36 тыс. коррупциогенных факторов (25 тыс. и 34 тыс. соответственно).

Для исключения коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов прокурорами направлено около 25 тыс. информаций (в 2017 году – свыше 23 тыс.). В результате вмешательства органов прокуратуры из 23 тыс. проектов нормативных правовых актов удалось исключить почти 31 тыс. коррупциогенных факторов (23 тыс. и 31 тыс. соответственно).

Например, по замечанию прокуратуры Республики Бурятия доработан проект закона о внесении изменений в Закон республики от 07.12.2004 № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия».

Согласно предлагаемым изменениям обеспечение взаимосвязи государственной гражданский службы республики и муниципальной службы возлагалось на уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, в число полномочий которого включено ведение реестра сведений о кадровом составе органов местного самоуправления и формирование кадрового резерва. При этом законопроектом не был предусмотрен порядок реализации данного полномочия.

На коррупциогенный фактор, выражавшийся в определении компетенции по формуле «вправе», указано в заключении прокурора Чукотского автономного округа на проект постановления правительства округа об утверждении порядка предоставления ежегодного пособия по итогам работы за год отдельным категориям медицинских работников. Положения проекта допускали возможность принятия решения о выплате пособия в пределах от одного до трех раз в зависимости от субъективного решения должностных лиц. Замечания прокурора учтены.

Органами прокуратуры в текущем году будет продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов.