Новости

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова прокурор Волгоградской области Денис Костенко принял участие в работе Международного научно-практического форума «Без срока давности. Преступления нацистов против человечности: история и современность»
  Текст
  2 Изображения
   

Мероприятие, одним из организаторов которого выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации, проходит в рамках масштабной работы по реализации проекта «Без срока давности» и является логическим продолжением тематических форумов «Уроки Нюрнберга», «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы» и «Без срока давности. Геноцид советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны: историческое осмысление и судебная практика», которые уже стали уникальными площадками межведомственной и профессиональной коммуникации по выработке единой общественной концепции сохранения исторической правды о важнейших событиях нашей истории.

Ключевой темой этого форума является выработка консолидированной позиции по осуждению нацизма в исторической ретроспективе и противодействию ему в современном мире. По поручению Генпрокурора России прокурор региона Денис Костенко в рамках пленарной сессии «Категория «намерения» в нацистских документах и судебно-следственных материалах – неоспоримые доказательства политики геноцида» выступил с докладом и поделился опытом по признанию в судебном порядке военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом советского народа преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками на оккупированной в период июля 1942 года по февраль 1943 года территории Сталинградской области.

Предлагаем вашему вниманию текст доклада прокурора Волгоградской области.

Решением Волгоградского областного суда 23.08.2023 преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками на оккупированной в период с июля 1942 года по февраль 1943 года территории нашего региона, в то время Сталинградской области, признаны военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа.

Судебный вердикт стал финалом долгой и кропотливой работы десятков специалистов в области истории, криминалистики, юриспруденции. В созданной мною во исполнение поручения Генерального прокурора о подготовке заявления в суд рабочей группе в течение нескольких месяцев трудились представители ФСБ, Следственного комитета, администрации области, а также сотрудники архивов, научно-исследовательских институтов, участники поисковых отрядов. В основу заявления были положены материалы уголовного дела о геноциде, расследованного Следственным комитетом в течение последних двух лет.

На заседаниях рабочей группы определялся круг свидетелей – очевидцев тех трагических событий, и  экспертов, детально подкованных в вопросах идеологии фашизма.Сотрудниками прокуратуры изучен большой объем архивных материалов, содержащих сведения о фактах злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в период оккупации и во время военных действий в Сталинградской области, а также материалы уголовных дел по факту геноцида советских граждан в различных регионах СССР. Существенную роль сыграли недавно рассекреченные документы, находящиеся на хранении в УФСБ России по региону.

Безусловно, нам помог опыт коллег из других субъектов, по заявлениям которых подобные факты установлены ранее. Однако для каждого города и области нашей страны история войны уготовила свою страшную страницу. Такой страницей в истории Сталинградской битвы стал солнечный воскресный день 23 августа, прерванный гулом сотен бомбардировщиков люфтваффе, сбросивших за сутки на город тысячи авиабомб, которые в одночасье оборвали жизнь более 40 тысяч ни в чем неповинных женщин, детей и стариков.

По словам очевидцев, бомбардировка была проведена по сути «ковровым» способом и имела целью не только уничтожить военные, коммунальные и транспортные объекты, но и привнести устрашение, посеять панику в ряды защитников и жителей города. Центр Сталинграда превратился в огненный шторм, сгорело до 90  процентов жилых и административных зданий, от разлившейся нефти горела Волга на десятки километров, лишив возможности спасения водным путем.

С первых же дней, как только немцы появились на окраинах Сталинграда, они приступили к ограблению населения, сопровождая его избиениями и пытками. При попытках хоть как-то воспрепятствовать ограблению, виновные жестоко наказывались, вплоть до расстрела или повешения.Расправы над мирным населением (избиения, истязания и смертная казнь) проводились на всех захваченных территориях Сталинградской области.

Чудовищные преступления совершались в отношении детей, насилию со стороны оккупантов подверглись женщины и несовершеннолетние девушки.

Так трагическая участь постигла воспитанников Нижне-Чирского детского дома для детей-инвалидов, которых не успели эвакуировать до прихода фашистов.        Оккупанты, войдя в станицу 27 июля 1942 года, разграбили детский дом, вывезя все продукты, животных, все припасы и имущество, первоначально оставив 82 ребенка в возрасте от 5 до 15 лет умирать голодной смертью. Однако впоследствии не сумевших убежать 47 детей были погружены в две автомашины. В одном километре от станицы фашисты учинили расправу над беззащитными детьми: подростков расстреляли, а малышей 5 лет и физически беспомощных бросили в яму и закопали живыми.       Этот факт был представлен суду в виде акта расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 13 августа 1943 года, составленного секретарем райкома ВКП(б).

При рассмотрении дела нашли свое отражение факты использования гражданского населения в качестве «живого щита» для прикрытия наступления пехоты вермахта. По данным политотдела 62-й армии 4 октября 1942 года в северо-западной части поселка «Баррикады» 40-50 немцев, выставив впереди себя около 100 жителей Сталинграда, в основном стариков, женщин и детей, предприняли атаку на позиции роты лейтенанта Андреева.

Один из признаков геноцида – превращение т.н. неполноценной расы в рабов.

13 октября 1942 года немецкой комендатурой был объявлен план «добровольной эвакуации» граждан, но он не сработал, люди отказывались покидать свои дома. Начался принудительный угон населения с родных мест: у граждан изымались продукты, до железнодорожных станций старики, женщины и дети шли пешком, иногда десятки километров, без медицинской помощи, ночуя в непригодных, сырых помещениях. Многие жители Сталинграда умерли по дороге. Уже к 6 ноября 1942 года почти все население оккупированных районов было вывезено. Больше всего сталинградцев новые рабовладельцы вывозили в Германию, где их ждала работа на оборонных предприятиях. Условия труда были тяжелыми, за любое неповиновение – отправка в лагеря смерти. Суду в качестве доказательств представлен акт очевидцев о преступлениях немецко-фашистских захватчиков над советскими военнопленными и мирными гражданами в Дулаге села Алексеевка Городищенского района Сталинградской области от 3 марта 1943 года. Из его содержания следует, что «на протяжении 2-х месяцев пленным не давали ни грамма хлеба, а вся пища состояла из тухлой непроваренной конины и пол литра такой же тухлой воды без соли. Выдача происходила в сопровождении избиений и расстрелов. Изнемогая, пленные выходили на двор за получением пищи, истощенные, они падали, и тогда их тела рвали собаки, с которыми фашистские варвары приходили для наведения «порядка». Впоследствии лишив пленных даже этой рациона, фашисты заставили есть умерших и убитых пленных. Так, находившиеся в лагере, раненные в бою танкист и студент Сталинградского пединститута, съев сырое человеческое мясо, умерли, а их тела были также съедены другими. Раненые и избитые фашистами бойцы и командиры не получали медицинской помощи, в результате чего израненные тела поедали черви, отгнивали руки и ноги».

Подобная практика насилия, издевательств, убийств и провокаций широко применялась немцами не только в Алексеевке, но и в других лагерях военнопленных. После освобождения на территории лагеря и близ него были обнаружены тысячи трупов военнопленных красноармейцев и командиров, умерших от истощения и холода, а также освобождено несколько сот истерзанных, голодных и до крайности измученных бывших военнослужащих Красной Армии.

В процессе подготовки к судебному заседанию нами собран и представлен суду огромный массив фактов о расстрелах стариков, женщин и детей. В Сводной справке Сталинградской областной комиссии приведены следующие цифры: среди мирного населения было повешено – 108 чел., в т.ч. дети; расстреляны 1744 человека, в т.ч. 207 детей; совершено насилий и пыток – 1598 чел., в т.ч. 106 детей; угнано в немецкое рабство – 64224 человека, в т.ч. 3295 детей.

Немаловажным, по нашему мнению, явилось доказывание в судебном заседании факта разрушения почти всей промышленности Сталинграда и оккупированной части Сталинградской области. Нашедший отражение в решении суда общий ущерб – более 19 млрд рублей – в переводе на современный курс рубля составил около 17 трлн. рублей. 

Безусловно, сама процедура рассмотрения гражданского дела в суде явилась уникальной и для юридического сообщества, и для многочисленных участников заседания. С одной стороны, отсутствие оппонентов и принципа состязательности упрощало нашу задачу, но с другой – прошедшие 80 лет и ушедшие из жизни за эти годы очевидцы  страшных событий заставляли с особой скрупулезностью выверять и представлять документы, деликатно и бережно готовить к выступлению в суде немногих оставшихся в живых свидетелей геноцида.

Нам удалось привлечь к участию в процессе 13 «детей Сталинграда», ныне – 90-летних пожилых людей.Благодаря им в суде оживали картины расстрела близких родственников, повешения мирных жителей, смертей женщин, детей и стариков от беспощадных бомбардировок жилых кварталов. Пережитые ими еще раз в памяти и поведанные нам истории 80-летней давности потребовали от участников процесса определенной моральной выдержки: мало кто смог сдерживать слезы.

Кроме того, прокуратурой области подготовлен и представлен суду видеоролик, посвященный истории сражения и судьбам жителей города, пострадавших от немецко-фашистских захватчиков, составленный из архивных кадров. Видеозапись позволила вновь услышать ушедших свидетелей преступлений фашистов - Клавдию Воронину, Олега Ширяева, Галину Марказинову и Льва Тырина, ставших в малолетнем возрасте очевидцами бесчеловечных злодеяний и чудом избежавших смерти.

В рамках заседаний продемонстрированы фотоматериалы, зафиксировавшие ужасающие разрушения и человеческие жертвы; исследованы доказательства, связанные с увековечиванием памяти погибших мирных жителей Сталинграда и военнопленных.

В рассмотрении дела участвовало 11 специалистов в области изучения Сталинградской битвы, включая сотрудника Института российской истории Российской академии наук Дюкова А.Р., Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Цунаевой Е.М., представителя общероссийской организации «Поисковое движение России» Бормотова А.Л., директора научно-исследовательского фонда «Цифровая история» Яковлева Е.Н. (полностью имена-отчества!)Судебный процесс шел несколько дней и привлек огромное количество слушателей, в том числе молодежи из числа волонтеров и студентов вузов. Ход заседания широко освещался в средствах массовой информации, в том числе федеральными каналами телевещания, что вызвало большой общественный резонанс и способствовало преданию гласности и доведению до мировой общественности информации о жертвах оккупантов и карателей в годы Великой Отечественной войны, восстановлению исторической справедливости.

Юридическая важность и историческая значимость процесса обусловила мое личное участие в поддержании требований заявления, а представление интересов Волгоградской области и ее жителей лично Губернатором Волгоградской области – героем России Андреем Ивановичем Бочаровым – придало процессу государственной и общественной значимости.

В итоге в судебном заседании архивными материалами ФСБ России, уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом России, результатами поисковых работ, показаниями свидетелей и специалистов полностью подтверждены факты разрушения немецко-фашистскими войсками и их пособниками городов и сел, уничтожения мирного населения, военнопленных, разграбления культурных ценностей граждан и хозяйств.

Установлено, что каждое преступление против человечности, совершенное нацистами на территории Сталинградской области, совершалось осознанно и целенаправленно, как практическое воплощение идеологических установок.

Расстреляно, повешено, замучено, убито в результате массовых бомбардировок и артообстрелов более 350 тысяч ни в чем неповинных советских мирных граждан, в том числе детей, женщин, стариков, военнопленных.

В мае 2006 года законом Волгоградской области день 23 августа объявлен Днем памяти жертв массированной бомбардировки  Сталинграда  немецко-фашистской авиацией.

Символичным явился факт, что именно в этот день, но в 2023 году, завершилось рассмотрение дела о геноциде, и суд огласил свое решение.

Безусловно, невозможно переоценить  юридическое значение данного решения. Однако не менее важен и моральный аспект: считаю, что правовая оценка преступлениям, которые были совершены нечеловеческим режимом – это наш долг перед памятью тех, кто пал жертвой нацизма. Это и предостережение тем, кто встает на сторону оправданий либо воскрешений нацистских идеологий сегодня.

Распечатать Архив новостей