Прокурор разъясняет

  • 3 февраля 2020, 15:19
Разъяснение прокурора: особенности организации и проведения в 2016 году плановых проверок контрольно-надзорными органами.
  Текст
  1 Изображения
Разъяснение прокурора: особенности организации и проведения в 2016 году плановых проверок контрольно-надзорными органами.
   

   Об особенностях организации и проведения в 2016 году плановых проверок контрольно-надзорными органами рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе советник юстиции Наталья Казакова:



       В связи с подготовкой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год управление Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе обобщило поступившие от поднадзорных органов государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок.
       Мы выяснили, что только окружными поднадзорными органами контроля в 2016 году планировалось к проведению почти 7 тысяч проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам их оценки управление отказало в согласовании более 2 тысяч проверок.
       Причиной этого в большинстве случаев послужили новеллы, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ.
       Так, согласно ч. 1 ст. 26.1 названного Закона, с 2016 по 2018 год законодатель ограничил право контролирующих органов проводить плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства («надзорные каникулы»). При этом к данной категории бизнеса относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет менее 800 млн. рублей (ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
       Помимо этого, предписано, что перед проведением плановой проверки должностные лица органа контроля обязаны разъяснить уполномоченному представителю подлежащего проверке субъекта предпринимательства указанные законодательные положения, а в случае установления факта отнесения субъекта проверки к малому предпринимательству – прекратить проведение плановой проверки (ч. 5 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).
       Согласно ч. 5 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, несоблюдение контролирующими органами ограничений по плановым проверкам в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.
       Вместе с тем, имеют место и исключения из общего запрета проведения в 2016-2018 годах плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
       Наиболее общим исключением является наличие информации о том, что субъект малого предпринимательства в предшествующие 3 года привлекался к административной ответственности за совершение грубого административного правонарушения, или санкцией наложенного на него наказания являлась дисквалификация, административное приостановление деятельности либо приостановление и (или) аннулирование лицензии (ч. 2 ст. 26.1 Закона 294-ФЗ).
       Помимо этого, согласно ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, плановые проверки в 2016-2018 годах могут проводиться в отношении субъектов малого предпринимательства в части:
       -    федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
       -    федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
       -    государственного экологического надзора в отношении субъектов, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
       -    федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
       -    федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
       -    лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
       -    внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
       -    федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
       В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – полагая, что проверка его деятельности безосновательно включена в ежегодный план проведения плановых проверок, вправе, не дожидаясь прихода проверяющего, адресовать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении данной проверки из плана, в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ.
       Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2016 год будет размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31.12.2015.


Дата публикации: 09.12.2015

​​​​​​​