Иная информация - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
Иная информация
- 17 мая 2019, 14:30
В соответствии с пунктом 8 плана работы на второе полугодие 2009 года управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведено обобщение состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением на территории округа законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения, в ходе которого особое внимание было уделено вопросам соблюдения законных прав и интересов граждан при оказании им коммунальных услуг.
В условиях финансового кризиса, напряженной экономической обстановки на предприятиях всех отраслей промышленности, вызванной уменьшением спроса на их продукцию и неплатежами контрагентов, ростом безработицы и снижением реальных доходов населения, в текущем году особую остроту приобрела проблема обеспечения бесперебойных поставок тепло- энергоносителей в жилые дома и на объекты социальной сферы, что требует постоянного внимания со стороны руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, контроля и правоохраны.
С учетом социальной значимости этих вопросов управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО организовано проведение повсеместных проверок готовности к отопительному сезону коммунальных служб, управляющих компаний и органов местного самоуправления, в ходе которых выявлены причины образования их долгов перед поставщиками энергоносителей, проверено соблюдение требований законодательства при начислении и взимании с граждан платы за коммунальные и иные услуги в сфере ЖКХ, а также дальнейшее целевое использование поступивших от них средств. Результаты этих проверок в сентябре – октябре текущего года рассмотрены на расширенных коллегиях во всех прокуратурах субъектов округа с участием руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, на которых выработан комплекс мероприятий по наведению порядка в жилищно-коммунальном комплексе.
Установлено, что принятыми прокурорами и органами власти мерами в текущем году удалось почти в два раза снизить размер задолженности со стороны предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса перед поставщиками энергоресурсов (с 13,8 - на 01.03.2009 до 7,73 млрд. рублей - на 01.11.2009). Вместе с тем, на сегодня она продолжает оставаться высокой, что создает реальную угрозу ограничения и прекращения поставок тепла, электричества, воды и газа в жилые дома и объекты социальной сферы.
Анализ проведенной прокурорами работы свидетельствуют о наличии серьезных нарушений законности в рассматриваемой сфере, поскольку во всех территориях округа выявлялись многочисленные факты ущемления прав и законных интересов граждан, которые допускались как со стороны местных чиновников, так руководителей энергоснабжающих и коммунальных компаний.
При этом, как показали прокурорские проверки, отдельные руководители управляющих компаний ЖКХ, не только не предпринимают необходимых мер к погашению имеющих у них многомиллионных долгов, но и с целью личного обогащения совершают хищения денежных средств, поступающих от граждан в счет оплаты коммунальных услуг. Ранее эти нарушения законности были вскрыты управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в деятельности управляющей компании ООО «УК ЖКХ «Чкаловская» (г.Екатеринбург), в отношении руководство которой возбуждено и расследуется уголовное дело.
Наибольшее количество нарушений в деятельности управляющих компаний выявлено в текущем году прокурорами в Свердловской области, где размер просроченной задолженности коммунальных компаний (в сумме 6,5 млрд. рублей) в разы превышает средний показатель по округу. При этом следует отметить, что большая часть преступных посягательств в этой сфере длительное время оставалась без какой-либо оценки органов правоохраны области и была выявлена только после проведения в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе специального оперативного совещания, на котором от руководства прокуратуры указанного субъекта потребовано провести повсеместные проверки коммунальных и управляющих компаний ЖКХ.
В результате только после вмешательства управления в Свердловской области вскрыты факты хищений денежных средств поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг в 5 управляющих компаний, по всем из которых возбуждены и расследуются уголовные дела.
В городе Березовском указанного субъекта прокурорской проверкой управляющей компании ООО «Тепло, вода и канализация» установлено, что ее директор, имея задолженность перед поставщиками энергоресурсов более 4 млн. руб., оформила на себя из средств предприятия беспроцентную ссуду в размере более 1 млн. руб., которую потратила на приобретение квартиры. По данному факту в отношении данного руководителя возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК Российской Федерации.
Прокуратурой в городе Полевском того же региона по результатам проверки образования задолженности управляющей компании ООО «Уралэнергоресурс» за потребленные топливно-энергетические ресурсы выявлено, что руководителем этой компании в текущем году с банковского счета были сняты и использованы не по целевому назначению более 40 млн. руб. средств, собранных с населения в счет оплаты коммунальных услуг. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК Российской Федерации, расследование которого продолжается.
Также прокуратурой Свердловской области вскрыты факты совершения должностными лицами ООО «Каменская коммунальная компания» из корыстной и иной личной заинтересованности хищений денежных средств, полученных в счет оплаты коммунальных услуг от населения города Каменска-Уральского, путем растраты в размере свыше 250 млн. рублей, в том числе свыше 100 млн. рублей были израсходованы на аренду офиса и коммунальных сетей, еще 90 млн. рублей истрачены на их сверхнормативный ремонт и содержание, 18 млн. рублей выплачены в качестве дивидендов акционерам ЗАО «Группа Синара». Этими незаконными действиями причинен значительный ущерб генерирующим компаниям ТГК-9 и «СКС», расчеты с которыми за поставленные в течение последнего года теплоэнергоресурсы года указанной коммунальной организацией вообще не производились. В этой связи следственными органами в сентябре 2009 года возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК Российской Федерации, по которому проводится предварительное расследование.
Аналогичные факты нарушения законности были выявлены прокуратурой г. Верхней Пышмы в деятельности управляющей компании ООО «Сити-сервис», размер задолженности которой за теплоэнергоресурсы превысил 70 млн. рублей. Установлено, что руководством этой компании израсходовано более 12 млн. рублей на постройку автопарковки, торгового центра «Южный», кафе «Русич». Указанные объекты принадлежат организациям, учредителями которых являются сами руководители ООО «Сити-сервис». По этим обстоятельствам 23.10.2009 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации.
В городе Реже того же субъекта Федерации руководство управляющей компании «Гамма», как установлено прокурорской проверкой, несмотря на наличие необходимых финансовых средств, допустило образование задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы перед ЗАО «Уралсевергаз» в сумме более 67 млн. рублей. Наличие долга за газ послужило причиной ограничения его поставок, что повлекло за собой прекращение подачи горячей воды населению. 12.10.2009 года по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации.
Кроме того, оперативными службами органов внутренних дел Свердловской области не были своевременно выявлены и пресечены серьезные факты нарушения законности, вскрытые управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в деятельности ООО «Управляющая компания ЖКХ «Темп», которая, имея долг перед поставщиками тепло- энергоресурсов в размере 76 млн. рублей, является одной из самых проблемных в финансовом отношении среди организаций жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга.
Как установлено прокурорской проверкой, единственный учредитель (единоличный собственник) этой компании, формально состоящий в должности заместителя директора и его жена, отвечающая в ней за финансовые вопросы, несмотря на наличие многомиллионных долгов за тепло, газ и электроэнергию, не только не принимали должных мер по их погашению, но и присваивали поступающие от населения денежные средства, путем заключения фиктивных договоров аренды, установления себе денежных премий, фальсификации данных в табелях учета рабочего времени. В результате этих противоправных деяний только в текущем году задолженности ООО «УК ЖКХ «Темп» перед поставщиками коммунальных услуг возросла на 14 млн. рублей. По данным фактам организована проверка в порядке статей 144-145 УПК Российской Федерации.
Прокурорскими проверками установлены неединичные факты хищений денежных средств, выделенных из местных бюджетов на ремонт и благоустройство жилого фонда, которые также длительное время не выявлялись органами правоохраны.
В Челябинской области между муниципальным предприятием «Управление инженерной инфраструктуры» администрации Кыштымского городского округа и ООО «Жилищно-эксплуатационная строительная компания» еще в декабре 2007 года заключены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ в четырех жилых домах. При этом руководство строительной фирмы, не завершив работу, отчиталось перед муниципалитетом о выполнении заказа в полном объеме. Без какой-либо проверки предоставленных этой коммерческой организацией фиктивных документов из городского бюджета на ее счет необоснованно было перечислено свыше 1,3 млн. рублей. 13.08.2009 по данным фактам возбуждено четыре уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации. 20.10.2009 уголовные дела переданы в ГСУ при ГУВД Челябинской области, создана следственно-оперативная группа, ведется следствие.
В Ямало-Ненецком автономном округе прокуратурой выявлены факты хищения бюджетных средств на общую сумму свыше 1 млн. рублей, выделенных из бюджета муниципального образования села Красноселькуп в 2007 году на проведение работ по текущему и капитальному ремонту жилых домов. Так, по завершению ООО «Северторг», ООО «Домовой» и МУП «СМУ» капитального ремонта жилого дома №1 по ул. Нагорная этими организациями были представлены для оплаты документы, в которых объем проведенных ими работ был необоснованно завышен на общую сумму в 749 тыс. рублей. По материалам прокурорской проверки 24.08.2009 возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК Российской Федерации, по которому в настоящее время назначена и проводится строительная экспертиза. Аналогичным образом были похищены бюджетные средства в сумме 310 тыс. рублей индивидуальным предпринимателем, который предоставил в январе текущего года в администрацию сельского поселения к оплате на указанную сумму фиктивные документы о проведении им ремонта фасадов пяти жилых домов. 28.08.2009 по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК Российской Федерации, которое находится в стадии расследования.
Без должной оценки оперативных служб, призванных контролировать деятельность кредитных организаций, оставались факты использования не по их целевому назначению денежных средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг, которые допускались руководством отдельных коммерческих банков.
В городе Тюмени председатель правления ОАО «Тюменьэнергобанк» в конце 2000 года, самовольно согласовал временное отвлечение поступивших от населения в счет оплаты услуг ЖКХ денежных средств в размере свыше 343 млн. рублей, которые были направлены на погашение имеющихся у возглавляемого им банка долгов по кредитам. В результате этого коммунальные организации в течение трех месяцев не могли своевременно производить расчеты с поставщиками теплоэнергоносителей, что привело к росту их просроченной задолженности. 18.06.2009 в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации, которое расследуется ГСУ ГУВД по Тюменской области.
Вместе с тем, ни по одному из уголовных дел, возбужденных в текущем году на основании прокурорских проверок по фактам совершения преступных деяний в сфере жилищно-коммунального комплекса, расследование до настоящего времени не завершено, что вызвано не только значительным объемом проводимых по ним следственных действий, но в ряде случаев допускаемой следственными органами волокитой.
Так, в связи с допущенной бесконтрольностью со стороны руководства прокуратуры Свердловской области за расследованием по имеющему широкий общественные резонанс делу в отношении руководителя ООО «УК ЖКХ «Чкаловская», следствие по нему было необоснованно затянуто, что потребовало вмешательства управления Генеральной прокуратуры и решения вопроса об ответственности заместителя прокурора области и других виновных в этом должностных лиц. Только после этого расследование этого дела было поручено ГСУ ГУВД области и по нему в настоящее время назначены и проводится необходимые экспертизы и иные следственные действия.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что в отдельных случаях созданные в субъектах Федерации региональные тарифные органы, которые в силу требований законодательства призваны отстаивать интересы рядовых граждан, не только не стремятся сдерживать рост тарифов на жизненно важные услуги жилищно-коммунального комплекса, но и сами допускают их необоснованное превышение сверх установленных на федеральном уровне размеров, что своевременно не получает должной правовой оценки со стороны органов прокуратуры.
Данные факты были вскрыты в Челябинской области, где областным комитетом «Единый тарифный орган», еще в декабре минувшего года, вопреки требований «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, принято постановление от 25.12.2008 № 43/5, в котором размеры тарифов на электроэнергию для проживающих в сельской местности граждан, а также их садоводческих и дачных товариществ были незаконно установлены с превышением их предельных уровней, утвержденных на текущий год для этого субъекта Федерации Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э. Несмотря на очевидность этих нарушений прав граждан, заявление в Арбитражный суд в их интересах направлено прокуратурой области лишь в мае текущего года, т.е. спустя почти пять месяцев после их утверждения, в результате чего поставщиками электричества с граждан и юридических лиц было незаконно взыскано свыше 960 тыс. рублей, для которых перерасчет был произведен только после вынесения судом решения о приведении незаконно завышенных тарифов в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В ряде случаев нарушения прав граждан при начислении и взимании с них платы за коммунальные услуги допускались и по вине предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Так, в городе Тобольске Тюменской области проживающей в собственном доме местной жительнице на протяжении длительного времени, в нарушение требований 157 ЖК Российской Федерации и пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, сотрудниками МУП «Тобольский водоканал» начисление платы за воду незаконно осуществлялось не на основании показаний имеющегося у нее индивидуального прибора учета, а исходя из средних нормативов потребления.
Аналогичные факты нарушения законодательства вскрыты в деятельности жилищного кооператива № 21 города Шадринска Курганской области, где жильцам одного из домов, обеспеченного приборами учета, плата за холодную и горячую воду незаконно начислялась в одинаковом размере на каждого жильца, без учета ее фактического расхода. По представлению прокурора эти нарушения закона устранены, а главный бухгалтер организации, по вине которой они были допущены, привлечена к дисциплинарной ответственности.
В управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе были взяты на особый контроль все факты незаконного ограничения и прекращения руководителями организаций-поставщиков в одностороннем порядке подачи энергоносителей в жилые дома и социально значимые объекты.
В городе Ханты-Мансийске филиалом энергоснабжающей организации ОАО «ЮТЭК» в связи с проведением технической профилактики на неделю было допущено ограничение поставок электроэнергии на подстанции муниципального предприятия «ЖЭК-3», о чем органы исполнительной власти автономного округа, как того требует пункт 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, заранее уведомлены не были, что не позволило им задействовать резервные мощности и привело к перебоям в поставках электричества для населения. По требованию прокуратуры электроснабжение социально значимых объектов восстановлено в полном объёме.
Только после вмешательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в начале октября текущего года удалось разрешить ситуацию, связанную с несвоевременным подключением к теплу жилого фонда города Кушвы Свердловской области, где были введены ограничения подачи газа из-за наличия многомиллионных долгов перед ОАО «Уралсевергаз» со стороны ОАО «Баранчинский электромеханический завод», на балансе которого находилась единственная котельная, подающая тепло в жилые дома и социальные объекты города. В результате принятых мер с согласия собственника предприятия энергоус-тановка была передана на баланс муниципалитета, что позволило обеспечить начало отопительного сезона в городе, а вопрос взыскания долга решается в Арбитражном суде.
Также по требованию управления прокурорами на особый контроль был взят вопрос готовности к отопительном сезону 5695 котельных всех видов собственности, которые отапливают жилой фонд и объекты социальной сферы, расположенные на территории округа. В результате все энергоустановки, обеспечивающие теплом население, получили паспорта технической готовности и были своевременно введены в эксплуатацию. Кроме того, в муниципальные образования завезено необходимое количество резервных запасов угля и мазута, которые будут использованы в чрезвычайных ситуациях при возникновении перебоев с поставками природного газа.
Принятые управлением Генпрокуратуры организационные меры, а также проведенные прокурорами проверочные и иные мероприятия позволили в целом не допустить на территории Уральского федерального округа серьезных срывов начала отопительного сезона 2009 – 2010 гг. и возникновения крупных коммунальных аварий.
Прокурорские проверки показали, что в ряде случаев решения о выборе способа управления многоквартирным домом принимались с нарушениями установленного законом порядка, протоколы общих собраний собственников по этому вопросу фальсифицировались, а на руководящие должности в органы управления избирались лица, не имевшие права их замещать.
Прокуратурой Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа при проведении проверки законности создания ТСЖ «Дзержинского 16» в результате опроса жильцов дома, которые согласно протоколу общего собрания от 28.02.2009 голосовали за создание товарищества, принятие его устава и избрание председателя, установлено, что 7 человек в голосовании участия не принимали, их подписи в протоколе являются поддельными, а 8 граждан права участвовать в собрании не имели, поскольку не являлись собственниками жилых помещений в этом доме. По данным фактам 29.10.2009 прокурором вынесено постановление в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК Российской Федерации о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому на настоящий момент процессуальное решение не принято.
В нарушение требований статьи 135 ЖК Российской Федерации общим собранием собственников жилья дома № 26 по ул. Р. Люксембург города Шадринска Курганской области председателем ТСЖ был избран директор муниципального коммунального предприятия, который не являлся собственником жилого помещения в указанном доме. По представлению прокурора он освобожден от занимаемой должности.
Всего, как показал анализ, за десять месяцев текущего года прокурорами округа выявлено 4664 нарушения законодательства в указанной сфере, что на 23,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (3780), для устранения которых принесено 240 протестов (+43,7%), внесено 1506 представлений (+47,2%), объявлено 2105 предостережений (+15,7%). В результате принятых прокурорами мер реагирования 846 работников организаций ЖКХ привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 440 юридических лиц и их руководителей привлечены к административной ответственности. По материалам, направленным в органы следствия и дознания в порядке ч.1 ст. 37 УПК Российской Федерации, на сегодня возбуждены и расследуются 19 уголовных дел, прежде всего по фактам хищений руководством отдельных управляющих компаний средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг.
Указанные обстоятельства требуют от прокуроров и руководителей органов правоохраны серьезного анализа ситуации, разработки новых форм и методов организации работы по обеспечению законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ, своевременному выявлению и пресечению фактов хищений руководителями коммунальных компаний денежных средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных и иных услуг.
В этой связи под контролем управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе будет принят и реализован комплекс конкретных мероприятий, направленных на усиление прокурорского надзора, повышение уровня ответственности руководителей органов правоохраны за результаты работы по укреплению режима законности и защите прав граждан в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
17 мая 2019, 14:30
Аналитические материалы к Координационному совещанию руководителей органов правоохраны УрФО «О дополнительных мерах по укреплению режима законности в сфере ЖКХ и защите прав граждан на нормальное обеспечение тепло – электроэнергией».
В соответствии с пунктом 8 плана работы на второе полугодие 2009 года управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведено обобщение состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением на территории округа законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения, в ходе которого особое внимание было уделено вопросам соблюдения законных прав и интересов граждан при оказании им коммунальных услуг.
В условиях финансового кризиса, напряженной экономической обстановки на предприятиях всех отраслей промышленности, вызванной уменьшением спроса на их продукцию и неплатежами контрагентов, ростом безработицы и снижением реальных доходов населения, в текущем году особую остроту приобрела проблема обеспечения бесперебойных поставок тепло- энергоносителей в жилые дома и на объекты социальной сферы, что требует постоянного внимания со стороны руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, контроля и правоохраны.
С учетом социальной значимости этих вопросов управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО организовано проведение повсеместных проверок готовности к отопительному сезону коммунальных служб, управляющих компаний и органов местного самоуправления, в ходе которых выявлены причины образования их долгов перед поставщиками энергоносителей, проверено соблюдение требований законодательства при начислении и взимании с граждан платы за коммунальные и иные услуги в сфере ЖКХ, а также дальнейшее целевое использование поступивших от них средств. Результаты этих проверок в сентябре – октябре текущего года рассмотрены на расширенных коллегиях во всех прокуратурах субъектов округа с участием руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, на которых выработан комплекс мероприятий по наведению порядка в жилищно-коммунальном комплексе.
Установлено, что принятыми прокурорами и органами власти мерами в текущем году удалось почти в два раза снизить размер задолженности со стороны предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса перед поставщиками энергоресурсов (с 13,8 - на 01.03.2009 до 7,73 млрд. рублей - на 01.11.2009). Вместе с тем, на сегодня она продолжает оставаться высокой, что создает реальную угрозу ограничения и прекращения поставок тепла, электричества, воды и газа в жилые дома и объекты социальной сферы.
Анализ проведенной прокурорами работы свидетельствуют о наличии серьезных нарушений законности в рассматриваемой сфере, поскольку во всех территориях округа выявлялись многочисленные факты ущемления прав и законных интересов граждан, которые допускались как со стороны местных чиновников, так руководителей энергоснабжающих и коммунальных компаний.
При этом, как показали прокурорские проверки, отдельные руководители управляющих компаний ЖКХ, не только не предпринимают необходимых мер к погашению имеющих у них многомиллионных долгов, но и с целью личного обогащения совершают хищения денежных средств, поступающих от граждан в счет оплаты коммунальных услуг. Ранее эти нарушения законности были вскрыты управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в деятельности управляющей компании ООО «УК ЖКХ «Чкаловская» (г.Екатеринбург), в отношении руководство которой возбуждено и расследуется уголовное дело.
Наибольшее количество нарушений в деятельности управляющих компаний выявлено в текущем году прокурорами в Свердловской области, где размер просроченной задолженности коммунальных компаний (в сумме 6,5 млрд. рублей) в разы превышает средний показатель по округу. При этом следует отметить, что большая часть преступных посягательств в этой сфере длительное время оставалась без какой-либо оценки органов правоохраны области и была выявлена только после проведения в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе специального оперативного совещания, на котором от руководства прокуратуры указанного субъекта потребовано провести повсеместные проверки коммунальных и управляющих компаний ЖКХ.
В результате только после вмешательства управления в Свердловской области вскрыты факты хищений денежных средств поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг в 5 управляющих компаний, по всем из которых возбуждены и расследуются уголовные дела.
В городе Березовском указанного субъекта прокурорской проверкой управляющей компании ООО «Тепло, вода и канализация» установлено, что ее директор, имея задолженность перед поставщиками энергоресурсов более 4 млн. руб., оформила на себя из средств предприятия беспроцентную ссуду в размере более 1 млн. руб., которую потратила на приобретение квартиры. По данному факту в отношении данного руководителя возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК Российской Федерации.
Прокуратурой в городе Полевском того же региона по результатам проверки образования задолженности управляющей компании ООО «Уралэнергоресурс» за потребленные топливно-энергетические ресурсы выявлено, что руководителем этой компании в текущем году с банковского счета были сняты и использованы не по целевому назначению более 40 млн. руб. средств, собранных с населения в счет оплаты коммунальных услуг. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК Российской Федерации, расследование которого продолжается.
Также прокуратурой Свердловской области вскрыты факты совершения должностными лицами ООО «Каменская коммунальная компания» из корыстной и иной личной заинтересованности хищений денежных средств, полученных в счет оплаты коммунальных услуг от населения города Каменска-Уральского, путем растраты в размере свыше 250 млн. рублей, в том числе свыше 100 млн. рублей были израсходованы на аренду офиса и коммунальных сетей, еще 90 млн. рублей истрачены на их сверхнормативный ремонт и содержание, 18 млн. рублей выплачены в качестве дивидендов акционерам ЗАО «Группа Синара». Этими незаконными действиями причинен значительный ущерб генерирующим компаниям ТГК-9 и «СКС», расчеты с которыми за поставленные в течение последнего года теплоэнергоресурсы года указанной коммунальной организацией вообще не производились. В этой связи следственными органами в сентябре 2009 года возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК Российской Федерации, по которому проводится предварительное расследование.
Аналогичные факты нарушения законности были выявлены прокуратурой г. Верхней Пышмы в деятельности управляющей компании ООО «Сити-сервис», размер задолженности которой за теплоэнергоресурсы превысил 70 млн. рублей. Установлено, что руководством этой компании израсходовано более 12 млн. рублей на постройку автопарковки, торгового центра «Южный», кафе «Русич». Указанные объекты принадлежат организациям, учредителями которых являются сами руководители ООО «Сити-сервис». По этим обстоятельствам 23.10.2009 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации.
В городе Реже того же субъекта Федерации руководство управляющей компании «Гамма», как установлено прокурорской проверкой, несмотря на наличие необходимых финансовых средств, допустило образование задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы перед ЗАО «Уралсевергаз» в сумме более 67 млн. рублей. Наличие долга за газ послужило причиной ограничения его поставок, что повлекло за собой прекращение подачи горячей воды населению. 12.10.2009 года по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации.
Кроме того, оперативными службами органов внутренних дел Свердловской области не были своевременно выявлены и пресечены серьезные факты нарушения законности, вскрытые управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в деятельности ООО «Управляющая компания ЖКХ «Темп», которая, имея долг перед поставщиками тепло- энергоресурсов в размере 76 млн. рублей, является одной из самых проблемных в финансовом отношении среди организаций жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга.
Как установлено прокурорской проверкой, единственный учредитель (единоличный собственник) этой компании, формально состоящий в должности заместителя директора и его жена, отвечающая в ней за финансовые вопросы, несмотря на наличие многомиллионных долгов за тепло, газ и электроэнергию, не только не принимали должных мер по их погашению, но и присваивали поступающие от населения денежные средства, путем заключения фиктивных договоров аренды, установления себе денежных премий, фальсификации данных в табелях учета рабочего времени. В результате этих противоправных деяний только в текущем году задолженности ООО «УК ЖКХ «Темп» перед поставщиками коммунальных услуг возросла на 14 млн. рублей. По данным фактам организована проверка в порядке статей 144-145 УПК Российской Федерации.
Прокурорскими проверками установлены неединичные факты хищений денежных средств, выделенных из местных бюджетов на ремонт и благоустройство жилого фонда, которые также длительное время не выявлялись органами правоохраны.
В Челябинской области между муниципальным предприятием «Управление инженерной инфраструктуры» администрации Кыштымского городского округа и ООО «Жилищно-эксплуатационная строительная компания» еще в декабре 2007 года заключены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ в четырех жилых домах. При этом руководство строительной фирмы, не завершив работу, отчиталось перед муниципалитетом о выполнении заказа в полном объеме. Без какой-либо проверки предоставленных этой коммерческой организацией фиктивных документов из городского бюджета на ее счет необоснованно было перечислено свыше 1,3 млн. рублей. 13.08.2009 по данным фактам возбуждено четыре уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации. 20.10.2009 уголовные дела переданы в ГСУ при ГУВД Челябинской области, создана следственно-оперативная группа, ведется следствие.
В Ямало-Ненецком автономном округе прокуратурой выявлены факты хищения бюджетных средств на общую сумму свыше 1 млн. рублей, выделенных из бюджета муниципального образования села Красноселькуп в 2007 году на проведение работ по текущему и капитальному ремонту жилых домов. Так, по завершению ООО «Северторг», ООО «Домовой» и МУП «СМУ» капитального ремонта жилого дома №1 по ул. Нагорная этими организациями были представлены для оплаты документы, в которых объем проведенных ими работ был необоснованно завышен на общую сумму в 749 тыс. рублей. По материалам прокурорской проверки 24.08.2009 возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК Российской Федерации, по которому в настоящее время назначена и проводится строительная экспертиза. Аналогичным образом были похищены бюджетные средства в сумме 310 тыс. рублей индивидуальным предпринимателем, который предоставил в январе текущего года в администрацию сельского поселения к оплате на указанную сумму фиктивные документы о проведении им ремонта фасадов пяти жилых домов. 28.08.2009 по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК Российской Федерации, которое находится в стадии расследования.
Без должной оценки оперативных служб, призванных контролировать деятельность кредитных организаций, оставались факты использования не по их целевому назначению денежных средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг, которые допускались руководством отдельных коммерческих банков.
В городе Тюмени председатель правления ОАО «Тюменьэнергобанк» в конце 2000 года, самовольно согласовал временное отвлечение поступивших от населения в счет оплаты услуг ЖКХ денежных средств в размере свыше 343 млн. рублей, которые были направлены на погашение имеющихся у возглавляемого им банка долгов по кредитам. В результате этого коммунальные организации в течение трех месяцев не могли своевременно производить расчеты с поставщиками теплоэнергоносителей, что привело к росту их просроченной задолженности. 18.06.2009 в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК Российской Федерации, которое расследуется ГСУ ГУВД по Тюменской области.
Вместе с тем, ни по одному из уголовных дел, возбужденных в текущем году на основании прокурорских проверок по фактам совершения преступных деяний в сфере жилищно-коммунального комплекса, расследование до настоящего времени не завершено, что вызвано не только значительным объемом проводимых по ним следственных действий, но в ряде случаев допускаемой следственными органами волокитой.
Так, в связи с допущенной бесконтрольностью со стороны руководства прокуратуры Свердловской области за расследованием по имеющему широкий общественные резонанс делу в отношении руководителя ООО «УК ЖКХ «Чкаловская», следствие по нему было необоснованно затянуто, что потребовало вмешательства управления Генеральной прокуратуры и решения вопроса об ответственности заместителя прокурора области и других виновных в этом должностных лиц. Только после этого расследование этого дела было поручено ГСУ ГУВД области и по нему в настоящее время назначены и проводится необходимые экспертизы и иные следственные действия.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что в отдельных случаях созданные в субъектах Федерации региональные тарифные органы, которые в силу требований законодательства призваны отстаивать интересы рядовых граждан, не только не стремятся сдерживать рост тарифов на жизненно важные услуги жилищно-коммунального комплекса, но и сами допускают их необоснованное превышение сверх установленных на федеральном уровне размеров, что своевременно не получает должной правовой оценки со стороны органов прокуратуры.
Данные факты были вскрыты в Челябинской области, где областным комитетом «Единый тарифный орган», еще в декабре минувшего года, вопреки требований «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, принято постановление от 25.12.2008 № 43/5, в котором размеры тарифов на электроэнергию для проживающих в сельской местности граждан, а также их садоводческих и дачных товариществ были незаконно установлены с превышением их предельных уровней, утвержденных на текущий год для этого субъекта Федерации Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э. Несмотря на очевидность этих нарушений прав граждан, заявление в Арбитражный суд в их интересах направлено прокуратурой области лишь в мае текущего года, т.е. спустя почти пять месяцев после их утверждения, в результате чего поставщиками электричества с граждан и юридических лиц было незаконно взыскано свыше 960 тыс. рублей, для которых перерасчет был произведен только после вынесения судом решения о приведении незаконно завышенных тарифов в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В ряде случаев нарушения прав граждан при начислении и взимании с них платы за коммунальные услуги допускались и по вине предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Так, в городе Тобольске Тюменской области проживающей в собственном доме местной жительнице на протяжении длительного времени, в нарушение требований 157 ЖК Российской Федерации и пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, сотрудниками МУП «Тобольский водоканал» начисление платы за воду незаконно осуществлялось не на основании показаний имеющегося у нее индивидуального прибора учета, а исходя из средних нормативов потребления.
Аналогичные факты нарушения законодательства вскрыты в деятельности жилищного кооператива № 21 города Шадринска Курганской области, где жильцам одного из домов, обеспеченного приборами учета, плата за холодную и горячую воду незаконно начислялась в одинаковом размере на каждого жильца, без учета ее фактического расхода. По представлению прокурора эти нарушения закона устранены, а главный бухгалтер организации, по вине которой они были допущены, привлечена к дисциплинарной ответственности.
В управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе были взяты на особый контроль все факты незаконного ограничения и прекращения руководителями организаций-поставщиков в одностороннем порядке подачи энергоносителей в жилые дома и социально значимые объекты.
В городе Ханты-Мансийске филиалом энергоснабжающей организации ОАО «ЮТЭК» в связи с проведением технической профилактики на неделю было допущено ограничение поставок электроэнергии на подстанции муниципального предприятия «ЖЭК-3», о чем органы исполнительной власти автономного округа, как того требует пункт 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, заранее уведомлены не были, что не позволило им задействовать резервные мощности и привело к перебоям в поставках электричества для населения. По требованию прокуратуры электроснабжение социально значимых объектов восстановлено в полном объёме.
Только после вмешательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в начале октября текущего года удалось разрешить ситуацию, связанную с несвоевременным подключением к теплу жилого фонда города Кушвы Свердловской области, где были введены ограничения подачи газа из-за наличия многомиллионных долгов перед ОАО «Уралсевергаз» со стороны ОАО «Баранчинский электромеханический завод», на балансе которого находилась единственная котельная, подающая тепло в жилые дома и социальные объекты города. В результате принятых мер с согласия собственника предприятия энергоус-тановка была передана на баланс муниципалитета, что позволило обеспечить начало отопительного сезона в городе, а вопрос взыскания долга решается в Арбитражном суде.
Также по требованию управления прокурорами на особый контроль был взят вопрос готовности к отопительном сезону 5695 котельных всех видов собственности, которые отапливают жилой фонд и объекты социальной сферы, расположенные на территории округа. В результате все энергоустановки, обеспечивающие теплом население, получили паспорта технической готовности и были своевременно введены в эксплуатацию. Кроме того, в муниципальные образования завезено необходимое количество резервных запасов угля и мазута, которые будут использованы в чрезвычайных ситуациях при возникновении перебоев с поставками природного газа.
Принятые управлением Генпрокуратуры организационные меры, а также проведенные прокурорами проверочные и иные мероприятия позволили в целом не допустить на территории Уральского федерального округа серьезных срывов начала отопительного сезона 2009 – 2010 гг. и возникновения крупных коммунальных аварий.
Прокурорские проверки показали, что в ряде случаев решения о выборе способа управления многоквартирным домом принимались с нарушениями установленного законом порядка, протоколы общих собраний собственников по этому вопросу фальсифицировались, а на руководящие должности в органы управления избирались лица, не имевшие права их замещать.
Прокуратурой Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа при проведении проверки законности создания ТСЖ «Дзержинского 16» в результате опроса жильцов дома, которые согласно протоколу общего собрания от 28.02.2009 голосовали за создание товарищества, принятие его устава и избрание председателя, установлено, что 7 человек в голосовании участия не принимали, их подписи в протоколе являются поддельными, а 8 граждан права участвовать в собрании не имели, поскольку не являлись собственниками жилых помещений в этом доме. По данным фактам 29.10.2009 прокурором вынесено постановление в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК Российской Федерации о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому на настоящий момент процессуальное решение не принято.
В нарушение требований статьи 135 ЖК Российской Федерации общим собранием собственников жилья дома № 26 по ул. Р. Люксембург города Шадринска Курганской области председателем ТСЖ был избран директор муниципального коммунального предприятия, который не являлся собственником жилого помещения в указанном доме. По представлению прокурора он освобожден от занимаемой должности.
Всего, как показал анализ, за десять месяцев текущего года прокурорами округа выявлено 4664 нарушения законодательства в указанной сфере, что на 23,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (3780), для устранения которых принесено 240 протестов (+43,7%), внесено 1506 представлений (+47,2%), объявлено 2105 предостережений (+15,7%). В результате принятых прокурорами мер реагирования 846 работников организаций ЖКХ привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 440 юридических лиц и их руководителей привлечены к административной ответственности. По материалам, направленным в органы следствия и дознания в порядке ч.1 ст. 37 УПК Российской Федерации, на сегодня возбуждены и расследуются 19 уголовных дел, прежде всего по фактам хищений руководством отдельных управляющих компаний средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных услуг.
Указанные обстоятельства требуют от прокуроров и руководителей органов правоохраны серьезного анализа ситуации, разработки новых форм и методов организации работы по обеспечению законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ, своевременному выявлению и пресечению фактов хищений руководителями коммунальных компаний денежных средств, поступающих от населения в счет оплаты коммунальных и иных услуг.
В этой связи под контролем управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе будет принят и реализован комплекс конкретных мероприятий, направленных на усиление прокурорского надзора, повышение уровня ответственности руководителей органов правоохраны за результаты работы по укреплению режима законности и защите прав граждан в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Все права защищены