Иная информация - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
Иная информация
- 17 мая 2019, 14:33
Мировой финансовый кризис, обостривший социально-экономическую ситуацию в России, потребовал существенного пересмотра подходов к организации надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства, повышения результативности её правозащитной функции.
На Урале эти проблемы приобрели особую остроту, поскольку именно здесь расположены многочисленные предприятия тяжелой промышленности, металлургии, нефтегазодобычи, оборонно-промышленного комплекса, на которые и пришелся основной «удар» кризиса.
В федеральном округе расположено 20 моногородов, вся экономическая и социальная инфраструктура которых зависит от деятельности одного градообразующего предприятия, входящего, как правило, в одну из наиболее пострадавших от кризиса отраслей.
Должен сказать, что по данной проблематике у нас имелись определенные наработки.
Системно этой работой органы прокуратуры на Урале занялись еще 5 лет назад, когда на начало 2004 года долги по заработной плате в округе превышали 2,5 миллиарда рублей, что привело в ряде территорий к массовым акциям протеста. В целях восстановления законности прокурорами были организованы повсеместные проверки на предприятиях-должниках, с принятием в отношении работодателей комплекса мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.
Всего в период 2004-2008 годов в отношении наиболее злостных нарушителей трудовых прав граждан пришлось возбудить 361 уголовное дело.
По постановлениям прокуроров 14,5 тысяч нерадивых руководителей предприятий было привлечено к административной ответственности, в том числе 403 из них были дисквалифицированы. Серьезность этих проблем была не сразу осознана некоторыми руководителями прокуратур. Поэтому за просчёты в организации данной работы на местах, к ответственности были привлечены 60 горрайпрокуроров и их заместителей, а также четыре заместителя прокуроров субъектов Федерации округа.
Эти жесткие меры позволили заметно поднять результативность прокурорского надзора, снять остроту социальной напряженности, а самое главное - реально помочь многим тысячам граждан получить заработанные деньги.
Так, по итогам работы за 2004 год долги по зарплате удалось снизить с 2,5 миллиардов рублей до 846 миллионов рублей, к концу 2005 года - до 334 миллионов рублей, по результатам 2006 года - до 96 миллионов рублей, в декабре 2007 года - до 15 миллионов рублей. К началу октября 2008 года в пяти, из шести, субъектов Федерации округа (Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), задолженность по оплате труда была полностью погашена.
Однако, с началом экономического кризиса задолженность по заработной плате начала резко возрастать: на первое января прошлого года она увеличилась до 212 миллионов рублей, а к началу марта – до 396,5 миллионов. Численность официально зарегистрированных безработных к середине года выросла почти в два раза – до 212 тысяч человек. Количество лиц, переведенных на режим неполного рабочего времени превысило 100 тысяч человек, а число граждан, направленных в отпуска без сохранения заработной платы, – 13 тысяч.
В этой связи, в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора № 236 от 19 ноября 2008 года, нами были приняты дополнительные, в том числе организационно-управленческие и иные меры, по активизации работы в данной сфере.
В целях координации действий всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти по нормализации социально-экономической обстановки, в начале минувшего года по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и под его руководством организована еженедельная работа окружного Антикризисного штаба, в рамках работы которого в режиме видеоконференции рассматриваются ход и результаты проводимых мероприятий по преодолению последствий кризиса. Личное участие в заседаниях штаба принимаю я и прокуроры субъектов, входящих в округ. В работе данного штаба участвуют губернаторы, главные федеральные инспекторы, руководители контролирующих и иных органов, которые еженедельно отчитываются о принимаемых мерах.
Вопросы организации прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан, еженедельно детально рассматриваются мною на аппаратных совещаниях с заслушиванием отчетов руководителей управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию этой деятельности.
Прокурорами налажена система ежедневного оперативного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, разработаны специальные планы действий, осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с главными федеральными инспекторами, региональными органами государственной власти, профсоюзами и другими заинтересованными ведомствами.
С целью придания этой работе дополнительного импульса, 14 сентября прошлого года в городе Екатеринбурге Генеральным прокурором Российской Федерации Чайкой Ю.Я. совместно с полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе Винниченко Н.А., с участием губернаторов регионов, руководителей контролирующих, правоохранительных и иных органов, проведено специальное совещание по вопросам повышения эффективности взаимодействия и совершенствования работы органов государственной власти и прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе об оплате труда. По его итогам во всех территориях были приняты конкретные меры по активизации и совершенствованию организации прокурорского надзора, составлены и реализуются специальные планы действий.
В ходе прокурорских проверок в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, Ямало-Ненецком автономном округе были вскрыты и пресечены неединичные факты нарушения трудовых прав работников при увольнении в связи с ликвидацией предприятий и организаций или сокращением штата. Порой такие нарушения законности были допущены в отношении беременных женщин или имеющих детей до трех лет, за что виновные привлечены к ответственности.
Всего в прошедшем году прокурорскими проверками выявлено свыше 36 с половиной тысяч нарушений трудовых прав граждан. В целях их устранения в адрес руководителей предприятий внесено более 3 тысяч представлений, объявлено свыше 2 тысяч официальных предостережений, в суды направлено 22 с половиной тысячи заявлений о взыскании заработной платы. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 7 тысяч должностных лиц, в том числе 90 руководителей дисквалифицированы и от занимаемых должностей отстранены.
В ходе проверок было установлено, что некоторые руководители предприятий, прикрываясь кризисом и финансовыми трудностями, расходовали предназначенные для выплаты зарплаты средства на другие цели.
В связи с этим, пришлось возбудить 67 уголовных дел по части 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в Ямало-Ненецком автономном округе – 31, в Челябинской области – 13, в Свердловской области – 12, в Ханты-Мансийском автономном округе – 6, в Тюменской области - 3, в Курганской - 2), большинство из которых в настоящее время рассмотрено с вынесением обвинительных приговоров.
Эти и другие меры позволили в целом не допустить обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения трудового законодательства. Задолженность по заработной плате во втором полугодии 2009 года стала снижаться и по состоянию на 1 января 2010 года составила 60,7 миллионов рублей.
В январе-марте текущего года прокурорами вскрыто и пресечено еще более 5,7 тысяч нарушений трудовых прав граждан, внесено свыше 500 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 540 виновных лиц, в том числе 10 дисквалифицировано. В интересах граждан в суды направлено 3,7 тыс. заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы. Возбуждено и расследуется 14 уголовных дел.
В результате удалось добиться снижения указанных долгов еще на четверть, которые в настоящее время в целом по федеральном округу составляют 47,2 миллионов рублей.
В структуре задолженности 76,5 процентов (36,2 миллиона рублей) приходится на предприятия тяжелой промышленности и металлургии, 5 процентов (2,3 млн. рублей) составляют долги предприятий транспорта, 4,5 процента (2,1 млн. рублей) – сельхозорганизаций.
Прокурорская практика свидетельствует о том, что официальная статистика не всегда отражает реальное положение дел с долгами по заработной плате.
В большинстве случаев это связано с тем, что отдельные работодатели не соблюдают установленный порядок представления сведений о просроченной задолженности по оплате труда, а зачастую их умышленно скрывают или искажают.
В целом прокурорами территорий в 2009-2010 годах вскрыто и пресечено 17 таких фактов.
В этой связи, представляется, что установленный законом размер штрафа за сокрытие или предоставление недостоверных статистических сведений в размере до 5 тысяч рублей, является чрезмерно мягкой мерой ответственности, не способной оказать должного превентивного воздействия на нарушителей.
На наш взгляд, необходимо увеличить сумму штрафа в несколько раз, а за повторное сокрытие или искажение информации предусмотреть возможность дисквалификации или административного ареста этих нерадивых руководителей.
Всего, в 2009 году в федеральном округе удалось погасить долги по заработной плате, с учетом задолженности предприятий, не подпадающих под государственное статистическое наблюдение, на общую сумму 3 миллиарда 405 миллионов рублей, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе - 926, в Ханты-Мансийском автономном округе – 820, в Свердловской области – 590 миллионов рублей, в Челябинской – 510; в Тюменской и Курганской областях – 292 и 265 миллиона рублей соответственно.
В текущем году погашено еще 352 миллиона рублей.
Предметный анализ проделанной работы свидетельствует о том, что у нас исчерпаны еще не все резервы, а на ряде направлений деятельности имеются серьезные нерешенные проблемы.
Помимо проверок предприятий и организаций прокурорами особое внимание было уделено усилению надзора за деятельностью государственных органов, специально уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и наделенных необходимым арсеналом полномочий.
Проведенные проверки показали, что в целом по федеральному округу 29 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 1,3 миллиарда рублей, остались фактически не взысканными судебными приставами.
Одной из причин такого положения явились грубые нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, в том числе многочисленные факты бездействия, безответственности и волокиты при реализации полномочий в сфере взыскания долгов по оплате за труд.
При бесконтрольности и попустительстве со стороны отдельных руководителей областных и окружных управлений, судебными приставами не соблюдались сроки возбуждения и окончания исполнительных производств указанной категории, своевременно не проводились мероприятия по установлению имущества организаций-должников, его аресту, оценке и принудительной реализации.
В целом в истекшем году по требованию прокуроров за нарушение законодательства об исполнительном производстве при взыскании долгов по оплате труда к дисциплинарной ответственности привлечено 53 должностных лица службы судебных приставов, в том числе 10 начальников территориальных отделов на местах, а в Свердловской области произведена смена руководителя службы.
Кроме того, прокурорскими проверками вскрыты многочисленные факты бесконтрольности, а порой и откровенной бездеятельности сотрудников региональных гострудинспекций.
Многие чиновники этого ведомства не утруждали себя контролем за результатами исполнения выданных ими же предписаний. Прокурорами вскрыты факты грубого нарушения установленных законом процедур при оформлении административных материалов, волокиты и безответственности при рассмотрении жалоб и обращений граждан.
Такие факты вскрыты при проверках инспекций в Свердловской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, сотрудники которых порой откровенно бездействовали по фактам очевидных грубых нарушений трудовых прав граждан.
В Курганской области, до вмешательства органов прокуратуры, региональной трудинспекцией проверки предприятий, сокращающих рабочие места, не проводились, взаимодействие и обмен информацией с региональными органами исполнительной власти, налажены не были.
В ходе прокурорских проверок органов занятости населения установлено, что уровень их работы также не отвечал остроте ситуации и предъявляемым законом требованиям. Проверки показали, что должностными лицами центров занятости нарушались права граждан при регистрации и постановке на учет в качестве безработных, у заявителей необоснованно истребовались многочисленные справки, документы и иные сведения, не предусмотренные законом, не соблюдался порядок заключения договоров на организацию общественных работ, несвоевременно перечислялись компенсационные выплаты.
Эти и другие факты вскрыты и пресечены прокурорами в Свердловской, Тюменской, Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах.
Итоги проведенных прокурорских проверок в инспекциях труда и службах занятости населения в октябре минувшего года рассмотрены на специальном расширенном совещании в городе Тюмени с участием руководителя Федеральной службы по труду и занятости Герция, полномочного представителя Президента Российской Федерации Винниченко, а также начальников государственных инспекций труда и органов занятости федерального округа. По требованию прокуратуры 56 виновных должностных лиц инспекций труда и служб занятости населения привлечены к ответственности.
В связи с наличием указанных нарушений, прокурорами приняты дополнительные меры для повышения эффективности межведомственного взаимодействия и наведения порядка в указанной сфере.
В завершении своего выступления с уверенностью могу сказать, что у прокуроров Уральского федерального округа есть четкое понимание того, что обстановка в стране не даёт нам морального права на завышенные самооценки результатов проделанной работы.
Вместе с тем, считаю, что выстроенная нами комплексная система взаимодействия с органами государственной власти по защите трудовых и социальных прав граждан, позволит реализовать дополнительные меры по повышению эффективности и результативности выполнения поставленных руководством страны и Генеральным прокурором задач в условиях экономического кризиса. А резервы для этого у нас есть.
Справка: согласно официальным данным Госстата России на 01.03.2010 долги по зарплате в Российской Федерации составили 4,1 млрд. рублей, в том числе:
Приволжский федеральный округ – 1,1 млрд.
Сибирский федеральный округ – 884 млн.
Центральный федеральный округ – 736 млн.
Северо-Западный федеральный округ – 629 млн.
Дальневосточный федеральный округ – 506,8 млн.
Южный федеральный округ – 115 млн.
Северо-Кавказский федеральный округ – 71,2 млн.
Уральский федеральный округ – 40,1 млн.
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
17 мая 2019, 14:33
Доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ю.М.Золотова на расширенном заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам «О состоянии законности и организации прокурорского надзора в Уральском федеральном округе по за
Мировой финансовый кризис, обостривший социально-экономическую ситуацию в России, потребовал существенного пересмотра подходов к организации надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства, повышения результативности её правозащитной функции.
На Урале эти проблемы приобрели особую остроту, поскольку именно здесь расположены многочисленные предприятия тяжелой промышленности, металлургии, нефтегазодобычи, оборонно-промышленного комплекса, на которые и пришелся основной «удар» кризиса.
В федеральном округе расположено 20 моногородов, вся экономическая и социальная инфраструктура которых зависит от деятельности одного градообразующего предприятия, входящего, как правило, в одну из наиболее пострадавших от кризиса отраслей.
Должен сказать, что по данной проблематике у нас имелись определенные наработки.
Системно этой работой органы прокуратуры на Урале занялись еще 5 лет назад, когда на начало 2004 года долги по заработной плате в округе превышали 2,5 миллиарда рублей, что привело в ряде территорий к массовым акциям протеста. В целях восстановления законности прокурорами были организованы повсеместные проверки на предприятиях-должниках, с принятием в отношении работодателей комплекса мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.
Всего в период 2004-2008 годов в отношении наиболее злостных нарушителей трудовых прав граждан пришлось возбудить 361 уголовное дело.
По постановлениям прокуроров 14,5 тысяч нерадивых руководителей предприятий было привлечено к административной ответственности, в том числе 403 из них были дисквалифицированы. Серьезность этих проблем была не сразу осознана некоторыми руководителями прокуратур. Поэтому за просчёты в организации данной работы на местах, к ответственности были привлечены 60 горрайпрокуроров и их заместителей, а также четыре заместителя прокуроров субъектов Федерации округа.
Эти жесткие меры позволили заметно поднять результативность прокурорского надзора, снять остроту социальной напряженности, а самое главное - реально помочь многим тысячам граждан получить заработанные деньги.
Так, по итогам работы за 2004 год долги по зарплате удалось снизить с 2,5 миллиардов рублей до 846 миллионов рублей, к концу 2005 года - до 334 миллионов рублей, по результатам 2006 года - до 96 миллионов рублей, в декабре 2007 года - до 15 миллионов рублей. К началу октября 2008 года в пяти, из шести, субъектов Федерации округа (Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), задолженность по оплате труда была полностью погашена.
Однако, с началом экономического кризиса задолженность по заработной плате начала резко возрастать: на первое января прошлого года она увеличилась до 212 миллионов рублей, а к началу марта – до 396,5 миллионов. Численность официально зарегистрированных безработных к середине года выросла почти в два раза – до 212 тысяч человек. Количество лиц, переведенных на режим неполного рабочего времени превысило 100 тысяч человек, а число граждан, направленных в отпуска без сохранения заработной платы, – 13 тысяч.
В этой связи, в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора № 236 от 19 ноября 2008 года, нами были приняты дополнительные, в том числе организационно-управленческие и иные меры, по активизации работы в данной сфере.
В целях координации действий всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти по нормализации социально-экономической обстановки, в начале минувшего года по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и под его руководством организована еженедельная работа окружного Антикризисного штаба, в рамках работы которого в режиме видеоконференции рассматриваются ход и результаты проводимых мероприятий по преодолению последствий кризиса. Личное участие в заседаниях штаба принимаю я и прокуроры субъектов, входящих в округ. В работе данного штаба участвуют губернаторы, главные федеральные инспекторы, руководители контролирующих и иных органов, которые еженедельно отчитываются о принимаемых мерах.
Вопросы организации прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан, еженедельно детально рассматриваются мною на аппаратных совещаниях с заслушиванием отчетов руководителей управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию этой деятельности.
Прокурорами налажена система ежедневного оперативного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, разработаны специальные планы действий, осуществляется тесное взаимодействие и постоянный обмен соответствующей информацией с главными федеральными инспекторами, региональными органами государственной власти, профсоюзами и другими заинтересованными ведомствами.
С целью придания этой работе дополнительного импульса, 14 сентября прошлого года в городе Екатеринбурге Генеральным прокурором Российской Федерации Чайкой Ю.Я. совместно с полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе Винниченко Н.А., с участием губернаторов регионов, руководителей контролирующих, правоохранительных и иных органов, проведено специальное совещание по вопросам повышения эффективности взаимодействия и совершенствования работы органов государственной власти и прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе об оплате труда. По его итогам во всех территориях были приняты конкретные меры по активизации и совершенствованию организации прокурорского надзора, составлены и реализуются специальные планы действий.
В ходе прокурорских проверок в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, Ямало-Ненецком автономном округе были вскрыты и пресечены неединичные факты нарушения трудовых прав работников при увольнении в связи с ликвидацией предприятий и организаций или сокращением штата. Порой такие нарушения законности были допущены в отношении беременных женщин или имеющих детей до трех лет, за что виновные привлечены к ответственности.
Всего в прошедшем году прокурорскими проверками выявлено свыше 36 с половиной тысяч нарушений трудовых прав граждан. В целях их устранения в адрес руководителей предприятий внесено более 3 тысяч представлений, объявлено свыше 2 тысяч официальных предостережений, в суды направлено 22 с половиной тысячи заявлений о взыскании заработной платы. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 7 тысяч должностных лиц, в том числе 90 руководителей дисквалифицированы и от занимаемых должностей отстранены.
В ходе проверок было установлено, что некоторые руководители предприятий, прикрываясь кризисом и финансовыми трудностями, расходовали предназначенные для выплаты зарплаты средства на другие цели.
В связи с этим, пришлось возбудить 67 уголовных дел по части 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в Ямало-Ненецком автономном округе – 31, в Челябинской области – 13, в Свердловской области – 12, в Ханты-Мансийском автономном округе – 6, в Тюменской области - 3, в Курганской - 2), большинство из которых в настоящее время рассмотрено с вынесением обвинительных приговоров.
Эти и другие меры позволили в целом не допустить обвального ухудшения ситуации в сфере соблюдения трудового законодательства. Задолженность по заработной плате во втором полугодии 2009 года стала снижаться и по состоянию на 1 января 2010 года составила 60,7 миллионов рублей.
В январе-марте текущего года прокурорами вскрыто и пресечено еще более 5,7 тысяч нарушений трудовых прав граждан, внесено свыше 500 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 540 виновных лиц, в том числе 10 дисквалифицировано. В интересах граждан в суды направлено 3,7 тыс. заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы. Возбуждено и расследуется 14 уголовных дел.
В результате удалось добиться снижения указанных долгов еще на четверть, которые в настоящее время в целом по федеральном округу составляют 47,2 миллионов рублей.
В структуре задолженности 76,5 процентов (36,2 миллиона рублей) приходится на предприятия тяжелой промышленности и металлургии, 5 процентов (2,3 млн. рублей) составляют долги предприятий транспорта, 4,5 процента (2,1 млн. рублей) – сельхозорганизаций.
Прокурорская практика свидетельствует о том, что официальная статистика не всегда отражает реальное положение дел с долгами по заработной плате.
В большинстве случаев это связано с тем, что отдельные работодатели не соблюдают установленный порядок представления сведений о просроченной задолженности по оплате труда, а зачастую их умышленно скрывают или искажают.
В целом прокурорами территорий в 2009-2010 годах вскрыто и пресечено 17 таких фактов.
В этой связи, представляется, что установленный законом размер штрафа за сокрытие или предоставление недостоверных статистических сведений в размере до 5 тысяч рублей, является чрезмерно мягкой мерой ответственности, не способной оказать должного превентивного воздействия на нарушителей.
На наш взгляд, необходимо увеличить сумму штрафа в несколько раз, а за повторное сокрытие или искажение информации предусмотреть возможность дисквалификации или административного ареста этих нерадивых руководителей.
Всего, в 2009 году в федеральном округе удалось погасить долги по заработной плате, с учетом задолженности предприятий, не подпадающих под государственное статистическое наблюдение, на общую сумму 3 миллиарда 405 миллионов рублей, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе - 926, в Ханты-Мансийском автономном округе – 820, в Свердловской области – 590 миллионов рублей, в Челябинской – 510; в Тюменской и Курганской областях – 292 и 265 миллиона рублей соответственно.
В текущем году погашено еще 352 миллиона рублей.
Предметный анализ проделанной работы свидетельствует о том, что у нас исчерпаны еще не все резервы, а на ряде направлений деятельности имеются серьезные нерешенные проблемы.
Помимо проверок предприятий и организаций прокурорами особое внимание было уделено усилению надзора за деятельностью государственных органов, специально уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и наделенных необходимым арсеналом полномочий.
Проведенные проверки показали, что в целом по федеральному округу 29 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 1,3 миллиарда рублей, остались фактически не взысканными судебными приставами.
Одной из причин такого положения явились грубые нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, в том числе многочисленные факты бездействия, безответственности и волокиты при реализации полномочий в сфере взыскания долгов по оплате за труд.
При бесконтрольности и попустительстве со стороны отдельных руководителей областных и окружных управлений, судебными приставами не соблюдались сроки возбуждения и окончания исполнительных производств указанной категории, своевременно не проводились мероприятия по установлению имущества организаций-должников, его аресту, оценке и принудительной реализации.
В целом в истекшем году по требованию прокуроров за нарушение законодательства об исполнительном производстве при взыскании долгов по оплате труда к дисциплинарной ответственности привлечено 53 должностных лица службы судебных приставов, в том числе 10 начальников территориальных отделов на местах, а в Свердловской области произведена смена руководителя службы.
Кроме того, прокурорскими проверками вскрыты многочисленные факты бесконтрольности, а порой и откровенной бездеятельности сотрудников региональных гострудинспекций.
Многие чиновники этого ведомства не утруждали себя контролем за результатами исполнения выданных ими же предписаний. Прокурорами вскрыты факты грубого нарушения установленных законом процедур при оформлении административных материалов, волокиты и безответственности при рассмотрении жалоб и обращений граждан.
Такие факты вскрыты при проверках инспекций в Свердловской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, сотрудники которых порой откровенно бездействовали по фактам очевидных грубых нарушений трудовых прав граждан.
В Курганской области, до вмешательства органов прокуратуры, региональной трудинспекцией проверки предприятий, сокращающих рабочие места, не проводились, взаимодействие и обмен информацией с региональными органами исполнительной власти, налажены не были.
В ходе прокурорских проверок органов занятости населения установлено, что уровень их работы также не отвечал остроте ситуации и предъявляемым законом требованиям. Проверки показали, что должностными лицами центров занятости нарушались права граждан при регистрации и постановке на учет в качестве безработных, у заявителей необоснованно истребовались многочисленные справки, документы и иные сведения, не предусмотренные законом, не соблюдался порядок заключения договоров на организацию общественных работ, несвоевременно перечислялись компенсационные выплаты.
Эти и другие факты вскрыты и пресечены прокурорами в Свердловской, Тюменской, Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах.
Итоги проведенных прокурорских проверок в инспекциях труда и службах занятости населения в октябре минувшего года рассмотрены на специальном расширенном совещании в городе Тюмени с участием руководителя Федеральной службы по труду и занятости Герция, полномочного представителя Президента Российской Федерации Винниченко, а также начальников государственных инспекций труда и органов занятости федерального округа. По требованию прокуратуры 56 виновных должностных лиц инспекций труда и служб занятости населения привлечены к ответственности.
В связи с наличием указанных нарушений, прокурорами приняты дополнительные меры для повышения эффективности межведомственного взаимодействия и наведения порядка в указанной сфере.
В завершении своего выступления с уверенностью могу сказать, что у прокуроров Уральского федерального округа есть четкое понимание того, что обстановка в стране не даёт нам морального права на завышенные самооценки результатов проделанной работы.
Вместе с тем, считаю, что выстроенная нами комплексная система взаимодействия с органами государственной власти по защите трудовых и социальных прав граждан, позволит реализовать дополнительные меры по повышению эффективности и результативности выполнения поставленных руководством страны и Генеральным прокурором задач в условиях экономического кризиса. А резервы для этого у нас есть.
Справка: согласно официальным данным Госстата России на 01.03.2010 долги по зарплате в Российской Федерации составили 4,1 млрд. рублей, в том числе:
Приволжский федеральный округ – 1,1 млрд.
Сибирский федеральный округ – 884 млн.
Центральный федеральный округ – 736 млн.
Северо-Западный федеральный округ – 629 млн.
Дальневосточный федеральный округ – 506,8 млн.
Южный федеральный округ – 115 млн.
Северо-Кавказский федеральный округ – 71,2 млн.
Уральский федеральный округ – 40,1 млн.
Все права защищены