Результаты деятельности органов прокуратуры РФ - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
Результаты деятельности органов прокуратуры РФ
- 17 мая 2019, 14:42
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ) управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализирована работа в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля за 9 месяцев 2010 года.
В соответствии с Положением «Об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах», утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010, в текущем году управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе организован надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля окружного уровня, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В федеральном округе осуществляют деятельность 23 территориальных подразделения федеральных органов исполнительной власти, из них 11 наделены контрольно-надзорными полномочиями, в том числе:
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, которым с 01 января по 30 сентября 2010 года проведено 184 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 42, из них внеплановых 27 (15%), в том числе в отношении предпринимателей – 8, по результатам которых внесено 145 предписаний, 124 лица привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сотрудники которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 111 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 16, из них внеплановых 3 (3%), по результатам которых выдано 43 предписания, 5 лиц привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которым с 1 января по 30 сентября 2010 года проведено 13 проверок, из них в отношении малого и среднего бизнеса, а также внеплановых не имелось, мер реагирования не принималось;
Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01 января по 30 сентября 2010 года провел 17 проверок в части соблюдения пожарной безопасности, из них 3 (18%) внеплановых, по результатам выдано 7 предписаний, 6 лиц привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которым с 01 января по 30 сентября 2010 года проведено 862 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 559, из них внеплановых 157 (18%), по результатам выдано 197 предписаний, 267 лиц привлечено к административной ответственности;
Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Уральскому федеральному округу с 01 января по 30 сентября 2010 года провело 84 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 32, из них внеплановых 35 (42%), по результатам выдано 44 предписания, привлечено 21 лицо к административной ответственности;
Уральское окружное управление геодезии и картографии с 01 января по 05 июля 2010 года провело 9 проверок, в том числе все в отношении малого и среднего бизнеса, из них внеплановых 3 (33%), которые не согласовывались с прокурором, по результатам проверок нарушения закона не выявлялись (управление реорганизовано с 05.07.2010, его функции переданы управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области);
Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, инспектора которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 1587 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 1584, из них внеплановых 911 (57,4%), по результатам выдано 758 предписаний, 343 лица привлечено к административной ответственности;
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, специалисты-эксперты которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 90 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 49, из них внеплановых 22 (24%), по результатам выдано 317 предписаний, 243 лица привлечено к административной ответственности;
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу с 01 января по 30 сентября 2010 года провело 150 проверок, в том числе все в отношении малого и среднего бизнеса, по результатам которых выдано 75 предписаний, 24 лица привлечено к административной ответственности, принято 23 решения о приостановлении деятельности предприятий;
Уральское управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, государственные инспектора которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 11991 проверку, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 5006, из них внеплановых 4919 (41%), по результатам проверок выдано 14548 предписаний, 2363 лица привлечено к административной ответственности, принято 19 решений о приостановлении деятельности предприятий.
Всего за анализируемый период органами контроля, поднадзорными управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, проведено 15071 проверка, в том числе в отношении субъектов малого и среднего бизнеса – 7456, из них 6121 (41%) внеплановых, в том числе в отношении субъектов малого и среднего бизнеса – 3653 (60%), по результатам которых выдано 16066 предписаний, 3351 лицо привлечено к административной ответственности, принято 42 решения о приостановлении деятельности.
С целью реализации требований приказа управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведен ряд проверок выполнения органами контроля Сводного плана за 2010 год.
Как показали прокурорские проверки, несмотря на наличие данного документа, который был размещен для всеобщего сведения на официальном сайте управления в сети «Интернет», вопреки требованиям руководства страны о недопустимости необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей, отдельные чиновники органов контроля по-прежнему продолжают нарушать права представителей малого и среднего бизнеса, подвергая их безосновательным проверкам, что негативно отражается на хозяйственной деятельности, дестабилизирует экономику и создаёт предпосылки для коррупционных проявлений.
Установлено, что в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) при бесконтрольности со стороны руководства управления Ростехнадзора его отдельные государственные инспекторы незаконно организуют и проводят проверки хозяйствующих субъектов, которые не предусмотрены сводным планом контрольно-надзорных мероприятий на текущий год.
Несмотря на то, что управлением Ростехнадзора проверка деятельности ООО «Гросс Ресурс», осуществляющего добычу природного камня в городе Полевском Свердловской области, официально запланирована не была, государственный инспектор А.Матвеев, действуя вопреки требованиям Закона, подготовил незаконное распоряжение о её проведении, которое было согласовано начальниками отделов горного надзора и правового обеспечения В.Пыхтеевым и О.Цырановой и 06.02.2010 подписано заместителем руководителя управления А.Кравченко. В результате чего, это малое предприятие было незаконно подвергнуто проверке без каких-либо правовых оснований.
Аналогичные факты грубых нарушений прав субъектов предпринимательства выявлены и в других отделах управления Ростехнадзора.
Так, при отсутствии должного контроля со стороны начальника отдела по надзору в химической промышленности А.Зубчика и заместителя начальника управления А.Соловьева государственный инспектор Н.Истомин, проигнорировав содержащийся в статье 9 Закона прямой запрет на проведение проверочных мероприятий коммерческих организации чаще, чем один раз в три года, с 26 по 29 января незаконно провел выездную проверку ООО «Тавра», деятельность которого по хранению и переработке зерна в Красноуфимском районе Свердловской области восемь месяцев назад уже проверялась другим сотрудником этого подразделения.
Государственный инспектор Н.Луняева в конце января текущего года вышла на производственную площадку ООО «Энерготраст», расположенную в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга, где под видом планового контрольного мероприятия на основании согласованного с начальником отдела по надзору за объектами газораспределения Л.Гареевой и подписанного 25.01.2010 заместителем руководителя управления А.Кравченко незаконного распоряжения провела проверку технического состояния системы газопотребления этого предприятия, в результате которой каких-либо нарушений правил промышленной безопасности выявлено не было.
Установлено, что должностными лицами управления Ростехнадзора в ряде случаев не соблюдаются установленные планом сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, что является нарушением статьи 9 Закона, в соответствии с которой руководители предприятий и организаций должны иметь возможность в начале календарного года получить информацию о периодах предстоящих проверок их деятельности.
Например, государственный инспектор В.Кайгородов провел выездные проверки ООО «Ирбитский механический завод «Ница» и ООО «Ирбитское строительное управление» с 05 по 26 февраля, несмотря на то, что официально их проведение было запланировано в течение одного дня (14.10.2010 и 25.02.2010 соответственно).
Нарушения ранее установленных в плане работы управления сроков были допущены государственными инспекторами отдела Б.Бочарниковым при проверке ООО «Верт-Строй» с 18 по 19 января (по плану – 13.01.2010) и ЗАО «Волкомпани» с 18 по 20 февраля (по плану – 03.02.2010), О.Вялковым– ООО «Торговый дом Чкаловский» с 15 по 26 февраля (по плану с 02.02 по 05.02.2010), М.Анисимовым – ОАО «Первоуральскгаз» с 17 по 18 февраля (по плану – 16.04.2010), П.Шубниковым– ЗАО «СЭКОМ» с 20 по 21 января (по плану – 26.01.2010), С.Ивановой, А.Химичевым– индивидуальных предпринимателей В.Петрова, В.Марченко с 13 по 14 января (по плану – 20.01.2010) и с 9 по 10 февраля (по плану – 16.02.2010) соответственно, А.Хайруллиным – ООО «Запсибгазпром-трейд» с 16 по 17 февраля (по плану – 09.02.2010).
Таким образом, вопреки требованиям статьи 9 Закона проверки юридических лиц проводились 2 и более раза в течение 3-х лет, также осуществлялись проверочные мероприятия, в проведении которых ранее прокуратурой было отказано, не соблюдались сроки проведения плановых проверок, отсутствовал какой-либо контроль за внесением предписаний, составлялись незаконные постановления об административном правонарушении.
В этой связи, 27.02.2010 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Золотовым Ю.М. в адрес руководителя Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.Медведева внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 15 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако, как показала контрольная проверка, должный порядок в Уральском подразделении наведен не был.
Указанное обстоятельство подтверждается тем, что через неделю после внесения представления, заместитель руководителя данного управления Соловьев, демонстративно игнорируя требования Федерального закона, вновь своим распоряжением самовольно перенес сроки проверки ОАО «Химпродукция» с сентября на март, при этом увеличив запланированную продолжительность на 3 дня.
Кроме того, незаконно сроки проведения плановых мероприятий после внесения представления были изменены А.Соловьевым и другим заместителем руководителя А.Кравченко и при организации проверок ОАО «Свердловский завод гипсовых изделий», ОАО «Уралнефть», ООО «Дружининский карьер», и еще 7 предприятий и организаций.
При проверке деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу было установлено, что на основании приказов начальника данного ведомства также не соблюдались сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных в плане на 2010 год.
Так, несмотря на то, что согласно утвержденному плану деятельность ОАО «Аэропорт Кольцово» должна была быть проверена департаментом в течение 10 дней, начиная с 3 февраля текущего года, сроки этой проверки без каких-либо причин были увеличены до 11 дней и перенесены на период с 08 по 19 февраля.
Аналогичные нарушения установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ порядка проведения контрольных мероприятий были допущены при проверках ООО «Stone Capital» с 15 по 24 февраля (по плану с 24.02.2010, 6 дней), ЗАО «Каменск-Уральский карьер» с 10 по 17 февраля (по плану с 01.02.2010, 6 дней), ООО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод» с 16 по 27 февраля (по плану – 18.01.2010, 10 дней), ОАО «Уральская фольга» с 18 по 27 февраля (по плану – 03.02.2010, 6 дней) и еще 10 предприятий и организаций.
С учетом серьезности вскрытых прокурорской проверкой фактов, 15.03.2010 данные вопросы рассмотрены в управлении Генпрокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе на специальном межведомственном совещании, на котором от всех руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти потребовано принять весь комплекс организационно-управленческих мер, направленных на безусловное исполнение требований законодательства при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов, а руководители окружных управлений Ростехнадзора В.Медведев и Росприроднадзора Б.Леонтьев официально предостережены заместителем Генерального прокурора России Ю.Золотовым о недопустимости нарушений прав субъектов малого и среднего бизнеса с предупреждением их о персональной ответственности при повторении подобных фактов впредь.
Для устранения имеющихся недостатков в Уральском управлении Ростехнадзора и Департаменте Росприроднадзора со всеми инспекторами проведена учеба, а руководители данных ведомств лично замкнули на себя исполнение плана проверок, согласованных с управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
В ходе плановой проверки в текущем году в деятельности межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу установлены аналогичные нарушения требований Закона в части соблюдения сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Так, нарушения сроков, предусмотренных в плане работы межрегионального управления на текущий год, были допущены заместителем начальника отдела государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции И.Постных при проверках расположенных в городе Тюмени ООО «Эра-2000», «Россар-Тюмень» и «Торговый Дом Бенат», которые были проведены с 29 марта по 2 апреля текущего года (по плану с 13.01.2010, 14.01.2010 и 31.03.2010 соответственно), а также ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» (г. Салехард) с 14 по 18 мая (по плану с 04.10.2010).
Кроме того, этим же ответственным сотрудником управления допущены нарушения требований пункта 12 статьи 9 Закона, в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены о проведении плановой проверки не позднее, чем за 3 дня до её начала.
Так, по вине И.Постных и.о. директора ООО «Акватрейд Приобье» (г. Тюмень) Д.Скопенцев ознакомлен с распоряжением от 19.02.2010 №46 о проведении проверки, которая проводилась с 25 февраля по 5 марта текущего года, только 02.03.2010, то есть за 3 дня до её окончания.
В этой связи, 21.06.2010 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Золотовым Ю.М. в адрес руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу Д.Лебедева внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого начальники отделов В.Судьин и С.Дербеденев, а также главный специалист-эксперт Д.Береснев привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проводилась разъяснительная работа в органах государственного контроля (надзора) по вопросам организации и проведения внеплановых выездных проверок.
Так, 08.10.2010 сотрудник управления принял участие в семинаре, проводимым Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу по указанным выше вопросам.
Во исполнение пункта 6 Порядка формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.08.2010 №313, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе организовано поступление из органов государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов.
Согласно проектам планов в 2011 году территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Уральском федеральном округе предполагается провести 7961 проверку субъектов предпринимательства (в 2010 году - 9450).
При оценке проектов планов о проведении в течение 2011 года плановых проверок управлением в 4068 случаях (или 51%) предложено провести совместные проверки.
Анализ динамики обращений органов контроля и надзора с заявлениями о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о тенденции к увеличению их количества.
Так, в органы прокуратуры субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в 2009 году поступило 3534 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. По результатам их рассмотрения проведение 2202 (62,4%) таких проверок согласовано, в согласовании проведения 1197 (33,8%) отказано, возвращено без принятия решений – 135 (3,8%).
С 01.01.2010 по 30.09.2010 уже поступило 3426 заявлений органов государственного и муниципального контроля (надзора) о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса, по результатам рассмотрения которых принято решений: о согласовании – 2238 (65%), об отказе в согласовании проведения проверки – 1082 (32%), возвращено без принятия решений – 106 (3%).
Например, прокуратурой Тюменской области управлению ветеринарии области было отказано в согласовании проверок ООО «Сервис-Центр» и индивидуального предпринимателя, реализующих мясную продукцию в частных магазинах, проведение которых планировалось на основании обращения гражданина, в котором указывалось на недопустимость реализации этой продукции вне розничных рынков. Вместе с тем, такая деятельность хозяйствующими субъектами осуществлялась на основании ветеринарных удостоверений о соответствии занимаемых помещений ветеринарно-санитарным нормам.
Прокуратурой Свердловской области отказано Уральскому управлению Ростехнадзора в согласовании проведения внеплановых выездных проверок в отношении 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в здании, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Туринск, ул. Горького, 57, поскольку отсутствовали основания для проведения данных проверок. В качестве обоснования необходимости проведения именно выездных проверок Уральское управление Ростехнадзора указало обращение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Свердловской области» по факту ненадлежащего состояния электрического распределительного устройства, находящегося в подвальном помещении здания и являющегося собственностью Администрации муниципального образования г. Туринск. Таким образом, оснований для проведения проверок в отношении 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арендующих помещения в вышеуказанном здании, не имелось.
Прокурорами территорий особое внимание уделяется также вопросам защиты прав предпринимателей от незаконных проверок, проводимых органами внутренних дел.
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прокуратурой г.Урая выявлены факты проведения сотрудниками ОВД по г.Ураю проверок хозяйствующих субъектов на основании анонимных сообщений о том, что в магазине «Перекресток» продаются некачественные продукты, а именно продукты быстрого приготовления. В ходе проверки оперуполномоченными ОБЭП отдела внутренних дел фактически был проведен осмотр помещения – торгового зала, осмотрен стеллаж с указанной продукцией, а также места реализации скоропортящейся продукции, в результате чего в отношении продавцов составлены протоколы об административных правонарушениях. По результатам проверки прокуратурой города и.о. начальника ОВД по г.Ураю внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения в деятельности сотрудников внутренних дел выявлены прокуратурой г.Мегиона, г.Нягани и Октябрьского района.
В Курганской области прокурором Петуховского района при проверке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Курганской области, выявлен факт привлечения к ответственности лица на основании протокола, составленного инспектором РОВД по результатам проверочных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя. Основанием проведения такой проверки послужило заявление гражданина о реализации хозяйствующим субъектом продуктов питания аналогичного качества. Вместо того, чтобы направить обращение по компетенции в территориальный отдел Роспотребнадзора, районным отделом внутренних дел проведена проверка, не имея на то законных полномочий. По указанному факту 22.05.2010 начальнику ОВД по Петуховскому району внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализировано также состояние законности и практика прокурорского надзора в части принятия органами государственной власти и местного самоуправления мер по разработке обязательных правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации указанного Закона.
Так, прокурорскими проверками выявлены факты принятия нормативно-правовых актов, несоответствующих требованиям действующего законодательства в части организации и проведения органами государственного и муниципального контроля проверок юридических лиц, а также факты неприведения действующих актов в соответствие с Законом.
Например, в Челябинской области в нарушение статей 10, 14, 16 Закона постановлением главы города Челябинска от 15.01.2010 №2-п утверждено «Положение о порядке проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении контроля в сфере формирования, размещения и исполнения муниципального заказа г.Челябинска», которое не предусматривало уведомление субъекта проверки о ее начале и результатах, процедуру согласования проведения проверки с органами прокуратуры. По протесту прокурора города Положение приведено в соответствии с Законом.
Главой администрации Исетского района Тюменской области издано распоряжение от 12.01.2010 №5-р «О проведении проверок действующих пилорам и лесопилок», которым вопреки требованиям статьи 9 Закона предусматривалось проведение проверок пилорам и лесопилок 2 раза в год. Прокурором района принесен протест, который своевременно рассмотрен и удовлетворен, в распоряжение внесены соответствующие изменения.
В Ханты-Мансийском автономном округе по протесту прокурора округа приведен в соответствие с действующим законодательством приказ руководителя Региональной службы по тарифам автономного округа от 28.12.2009 №142-нп «Об утверждении административного регламента проведения службой проверок при осуществлении регионального государственного контроля регулирования цен (тарифов) на территории ХМАО», которым предусматривался порядок формирования ежегодного плана проведения проверок без учета изменений, внесенных в Закон статьей 15 Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
В Свердловской области главой Невьянского городского округа 23.06.2010 издано постановление № 1785-п «О создании специальных рейдовых групп в Невьянском городском округе», согласно которому на территории округа созданы специальные рейдовые группы по проверке торговых точек с целью недопущения реализации несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и табачных изделий; проверке организаций досуга несовершеннолетних в вечернее время в учреждениях культуры, в загородных оздоровительных лагерях и других местах массового пребывания молодежи и подростков, а также по проверке исполнения законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних, по выявлению общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их замещающих).
Вместе с тем, положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также Уставом Невьянского городского округа - органы местного самоуправления и их должностные лица не наделены какими-либо полномочиями по контролю в перечисленных сферах.
В целях устранения выявленных нарушений, 21.07.2010 Невьянским городским прокурором на указанный правовой акт, а также на принятые в его развитие распоряжения главы Невьянского городского округа от 23.06.2010 № 145-р и от 25.06.2010 № 150-р «О проведении рейдовой проверки», принесены протесты, по результатам рассмотрения которых они без законных к тому оснований отклонены и.о. главы Невьянского городского округа. В связи с чем Невьянской городской прокуратурой 29.07.2010 в Невьянский городской суд направленно три заявления в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с требованиями признать незаконными перечисленные акты. Решениями Невьянского городского суда от 13.08.2010 требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
За анализируемый период по результатам надзорной деятельности на данном направлении управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе выявлено 17 нарушений прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях их устранения внесено 2 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц, официально предостережено 2 должностных лица, в органы государственной власти направлено 2 информации.
Всего с начала года по результатам надзорной деятельности на данном направлении прокурорами субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, выявлено 271 нарушение прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях их устранения внесено 72 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 98 должностных лиц, принесено 26 протестов, которые своевременно рассмотрены и удовлетворены, официально предостережено 41 должностное лицо, в органы государственной власти направлено 9 информаций.
С момента начала действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Уральском федеральном округе по материалам прокурорских проверок за нарушения прав предпринимателей наказано 209 чиновников контролирующих органов.
Вопросы соблюдения законности при реализации Федеральных законов от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» продолжают оставаться на особом контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
17 мая 2019, 14:42
Информация об итогах надзорной деятельности прокуроров Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ) управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализирована работа в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля за 9 месяцев 2010 года.
В соответствии с Положением «Об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах», утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010, в текущем году управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе организован надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля окружного уровня, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В федеральном округе осуществляют деятельность 23 территориальных подразделения федеральных органов исполнительной власти, из них 11 наделены контрольно-надзорными полномочиями, в том числе:
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, которым с 01 января по 30 сентября 2010 года проведено 184 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 42, из них внеплановых 27 (15%), в том числе в отношении предпринимателей – 8, по результатам которых внесено 145 предписаний, 124 лица привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сотрудники которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 111 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 16, из них внеплановых 3 (3%), по результатам которых выдано 43 предписания, 5 лиц привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которым с 1 января по 30 сентября 2010 года проведено 13 проверок, из них в отношении малого и среднего бизнеса, а также внеплановых не имелось, мер реагирования не принималось;
Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01 января по 30 сентября 2010 года провел 17 проверок в части соблюдения пожарной безопасности, из них 3 (18%) внеплановых, по результатам выдано 7 предписаний, 6 лиц привлечено к административной ответственности;
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которым с 01 января по 30 сентября 2010 года проведено 862 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 559, из них внеплановых 157 (18%), по результатам выдано 197 предписаний, 267 лиц привлечено к административной ответственности;
Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Уральскому федеральному округу с 01 января по 30 сентября 2010 года провело 84 проверки, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 32, из них внеплановых 35 (42%), по результатам выдано 44 предписания, привлечено 21 лицо к административной ответственности;
Уральское окружное управление геодезии и картографии с 01 января по 05 июля 2010 года провело 9 проверок, в том числе все в отношении малого и среднего бизнеса, из них внеплановых 3 (33%), которые не согласовывались с прокурором, по результатам проверок нарушения закона не выявлялись (управление реорганизовано с 05.07.2010, его функции переданы управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области);
Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, инспектора которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 1587 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 1584, из них внеплановых 911 (57,4%), по результатам выдано 758 предписаний, 343 лица привлечено к административной ответственности;
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, специалисты-эксперты которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 90 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 49, из них внеплановых 22 (24%), по результатам выдано 317 предписаний, 243 лица привлечено к административной ответственности;
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу с 01 января по 30 сентября 2010 года провело 150 проверок, в том числе все в отношении малого и среднего бизнеса, по результатам которых выдано 75 предписаний, 24 лица привлечено к административной ответственности, принято 23 решения о приостановлении деятельности предприятий;
Уральское управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, государственные инспектора которого с 01 января по 30 сентября 2010 года провели 11991 проверку, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса – 5006, из них внеплановых 4919 (41%), по результатам проверок выдано 14548 предписаний, 2363 лица привлечено к административной ответственности, принято 19 решений о приостановлении деятельности предприятий.
Всего за анализируемый период органами контроля, поднадзорными управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, проведено 15071 проверка, в том числе в отношении субъектов малого и среднего бизнеса – 7456, из них 6121 (41%) внеплановых, в том числе в отношении субъектов малого и среднего бизнеса – 3653 (60%), по результатам которых выдано 16066 предписаний, 3351 лицо привлечено к административной ответственности, принято 42 решения о приостановлении деятельности.
С целью реализации требований приказа управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведен ряд проверок выполнения органами контроля Сводного плана за 2010 год.
Как показали прокурорские проверки, несмотря на наличие данного документа, который был размещен для всеобщего сведения на официальном сайте управления в сети «Интернет», вопреки требованиям руководства страны о недопустимости необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей, отдельные чиновники органов контроля по-прежнему продолжают нарушать права представителей малого и среднего бизнеса, подвергая их безосновательным проверкам, что негативно отражается на хозяйственной деятельности, дестабилизирует экономику и создаёт предпосылки для коррупционных проявлений.
Установлено, что в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) при бесконтрольности со стороны руководства управления Ростехнадзора его отдельные государственные инспекторы незаконно организуют и проводят проверки хозяйствующих субъектов, которые не предусмотрены сводным планом контрольно-надзорных мероприятий на текущий год.
Несмотря на то, что управлением Ростехнадзора проверка деятельности ООО «Гросс Ресурс», осуществляющего добычу природного камня в городе Полевском Свердловской области, официально запланирована не была, государственный инспектор А.Матвеев, действуя вопреки требованиям Закона, подготовил незаконное распоряжение о её проведении, которое было согласовано начальниками отделов горного надзора и правового обеспечения В.Пыхтеевым и О.Цырановой и 06.02.2010 подписано заместителем руководителя управления А.Кравченко. В результате чего, это малое предприятие было незаконно подвергнуто проверке без каких-либо правовых оснований.
Аналогичные факты грубых нарушений прав субъектов предпринимательства выявлены и в других отделах управления Ростехнадзора.
Так, при отсутствии должного контроля со стороны начальника отдела по надзору в химической промышленности А.Зубчика и заместителя начальника управления А.Соловьева государственный инспектор Н.Истомин, проигнорировав содержащийся в статье 9 Закона прямой запрет на проведение проверочных мероприятий коммерческих организации чаще, чем один раз в три года, с 26 по 29 января незаконно провел выездную проверку ООО «Тавра», деятельность которого по хранению и переработке зерна в Красноуфимском районе Свердловской области восемь месяцев назад уже проверялась другим сотрудником этого подразделения.
Государственный инспектор Н.Луняева в конце января текущего года вышла на производственную площадку ООО «Энерготраст», расположенную в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга, где под видом планового контрольного мероприятия на основании согласованного с начальником отдела по надзору за объектами газораспределения Л.Гареевой и подписанного 25.01.2010 заместителем руководителя управления А.Кравченко незаконного распоряжения провела проверку технического состояния системы газопотребления этого предприятия, в результате которой каких-либо нарушений правил промышленной безопасности выявлено не было.
Установлено, что должностными лицами управления Ростехнадзора в ряде случаев не соблюдаются установленные планом сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, что является нарушением статьи 9 Закона, в соответствии с которой руководители предприятий и организаций должны иметь возможность в начале календарного года получить информацию о периодах предстоящих проверок их деятельности.
Например, государственный инспектор В.Кайгородов провел выездные проверки ООО «Ирбитский механический завод «Ница» и ООО «Ирбитское строительное управление» с 05 по 26 февраля, несмотря на то, что официально их проведение было запланировано в течение одного дня (14.10.2010 и 25.02.2010 соответственно).
Нарушения ранее установленных в плане работы управления сроков были допущены государственными инспекторами отдела Б.Бочарниковым при проверке ООО «Верт-Строй» с 18 по 19 января (по плану – 13.01.2010) и ЗАО «Волкомпани» с 18 по 20 февраля (по плану – 03.02.2010), О.Вялковым– ООО «Торговый дом Чкаловский» с 15 по 26 февраля (по плану с 02.02 по 05.02.2010), М.Анисимовым – ОАО «Первоуральскгаз» с 17 по 18 февраля (по плану – 16.04.2010), П.Шубниковым– ЗАО «СЭКОМ» с 20 по 21 января (по плану – 26.01.2010), С.Ивановой, А.Химичевым– индивидуальных предпринимателей В.Петрова, В.Марченко с 13 по 14 января (по плану – 20.01.2010) и с 9 по 10 февраля (по плану – 16.02.2010) соответственно, А.Хайруллиным – ООО «Запсибгазпром-трейд» с 16 по 17 февраля (по плану – 09.02.2010).
Таким образом, вопреки требованиям статьи 9 Закона проверки юридических лиц проводились 2 и более раза в течение 3-х лет, также осуществлялись проверочные мероприятия, в проведении которых ранее прокуратурой было отказано, не соблюдались сроки проведения плановых проверок, отсутствовал какой-либо контроль за внесением предписаний, составлялись незаконные постановления об административном правонарушении.
В этой связи, 27.02.2010 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Золотовым Ю.М. в адрес руководителя Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.Медведева внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 15 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако, как показала контрольная проверка, должный порядок в Уральском подразделении наведен не был.
Указанное обстоятельство подтверждается тем, что через неделю после внесения представления, заместитель руководителя данного управления Соловьев, демонстративно игнорируя требования Федерального закона, вновь своим распоряжением самовольно перенес сроки проверки ОАО «Химпродукция» с сентября на март, при этом увеличив запланированную продолжительность на 3 дня.
Кроме того, незаконно сроки проведения плановых мероприятий после внесения представления были изменены А.Соловьевым и другим заместителем руководителя А.Кравченко и при организации проверок ОАО «Свердловский завод гипсовых изделий», ОАО «Уралнефть», ООО «Дружининский карьер», и еще 7 предприятий и организаций.
При проверке деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу было установлено, что на основании приказов начальника данного ведомства также не соблюдались сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных в плане на 2010 год.
Так, несмотря на то, что согласно утвержденному плану деятельность ОАО «Аэропорт Кольцово» должна была быть проверена департаментом в течение 10 дней, начиная с 3 февраля текущего года, сроки этой проверки без каких-либо причин были увеличены до 11 дней и перенесены на период с 08 по 19 февраля.
Аналогичные нарушения установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ порядка проведения контрольных мероприятий были допущены при проверках ООО «Stone Capital» с 15 по 24 февраля (по плану с 24.02.2010, 6 дней), ЗАО «Каменск-Уральский карьер» с 10 по 17 февраля (по плану с 01.02.2010, 6 дней), ООО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод» с 16 по 27 февраля (по плану – 18.01.2010, 10 дней), ОАО «Уральская фольга» с 18 по 27 февраля (по плану – 03.02.2010, 6 дней) и еще 10 предприятий и организаций.
С учетом серьезности вскрытых прокурорской проверкой фактов, 15.03.2010 данные вопросы рассмотрены в управлении Генпрокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе на специальном межведомственном совещании, на котором от всех руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти потребовано принять весь комплекс организационно-управленческих мер, направленных на безусловное исполнение требований законодательства при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов, а руководители окружных управлений Ростехнадзора В.Медведев и Росприроднадзора Б.Леонтьев официально предостережены заместителем Генерального прокурора России Ю.Золотовым о недопустимости нарушений прав субъектов малого и среднего бизнеса с предупреждением их о персональной ответственности при повторении подобных фактов впредь.
Для устранения имеющихся недостатков в Уральском управлении Ростехнадзора и Департаменте Росприроднадзора со всеми инспекторами проведена учеба, а руководители данных ведомств лично замкнули на себя исполнение плана проверок, согласованных с управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
В ходе плановой проверки в текущем году в деятельности межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу установлены аналогичные нарушения требований Закона в части соблюдения сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Так, нарушения сроков, предусмотренных в плане работы межрегионального управления на текущий год, были допущены заместителем начальника отдела государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции И.Постных при проверках расположенных в городе Тюмени ООО «Эра-2000», «Россар-Тюмень» и «Торговый Дом Бенат», которые были проведены с 29 марта по 2 апреля текущего года (по плану с 13.01.2010, 14.01.2010 и 31.03.2010 соответственно), а также ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» (г. Салехард) с 14 по 18 мая (по плану с 04.10.2010).
Кроме того, этим же ответственным сотрудником управления допущены нарушения требований пункта 12 статьи 9 Закона, в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены о проведении плановой проверки не позднее, чем за 3 дня до её начала.
Так, по вине И.Постных и.о. директора ООО «Акватрейд Приобье» (г. Тюмень) Д.Скопенцев ознакомлен с распоряжением от 19.02.2010 №46 о проведении проверки, которая проводилась с 25 февраля по 5 марта текущего года, только 02.03.2010, то есть за 3 дня до её окончания.
В этой связи, 21.06.2010 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Золотовым Ю.М. в адрес руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу Д.Лебедева внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого начальники отделов В.Судьин и С.Дербеденев, а также главный специалист-эксперт Д.Береснев привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проводилась разъяснительная работа в органах государственного контроля (надзора) по вопросам организации и проведения внеплановых выездных проверок.
Так, 08.10.2010 сотрудник управления принял участие в семинаре, проводимым Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу по указанным выше вопросам.
Во исполнение пункта 6 Порядка формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.08.2010 №313, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе организовано поступление из органов государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов.
Согласно проектам планов в 2011 году территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Уральском федеральном округе предполагается провести 7961 проверку субъектов предпринимательства (в 2010 году - 9450).
При оценке проектов планов о проведении в течение 2011 года плановых проверок управлением в 4068 случаях (или 51%) предложено провести совместные проверки.
Анализ динамики обращений органов контроля и надзора с заявлениями о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о тенденции к увеличению их количества.
Так, в органы прокуратуры субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в 2009 году поступило 3534 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. По результатам их рассмотрения проведение 2202 (62,4%) таких проверок согласовано, в согласовании проведения 1197 (33,8%) отказано, возвращено без принятия решений – 135 (3,8%).
С 01.01.2010 по 30.09.2010 уже поступило 3426 заявлений органов государственного и муниципального контроля (надзора) о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса, по результатам рассмотрения которых принято решений: о согласовании – 2238 (65%), об отказе в согласовании проведения проверки – 1082 (32%), возвращено без принятия решений – 106 (3%).
Например, прокуратурой Тюменской области управлению ветеринарии области было отказано в согласовании проверок ООО «Сервис-Центр» и индивидуального предпринимателя, реализующих мясную продукцию в частных магазинах, проведение которых планировалось на основании обращения гражданина, в котором указывалось на недопустимость реализации этой продукции вне розничных рынков. Вместе с тем, такая деятельность хозяйствующими субъектами осуществлялась на основании ветеринарных удостоверений о соответствии занимаемых помещений ветеринарно-санитарным нормам.
Прокуратурой Свердловской области отказано Уральскому управлению Ростехнадзора в согласовании проведения внеплановых выездных проверок в отношении 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в здании, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Туринск, ул. Горького, 57, поскольку отсутствовали основания для проведения данных проверок. В качестве обоснования необходимости проведения именно выездных проверок Уральское управление Ростехнадзора указало обращение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Свердловской области» по факту ненадлежащего состояния электрического распределительного устройства, находящегося в подвальном помещении здания и являющегося собственностью Администрации муниципального образования г. Туринск. Таким образом, оснований для проведения проверок в отношении 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арендующих помещения в вышеуказанном здании, не имелось.
Прокурорами территорий особое внимание уделяется также вопросам защиты прав предпринимателей от незаконных проверок, проводимых органами внутренних дел.
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прокуратурой г.Урая выявлены факты проведения сотрудниками ОВД по г.Ураю проверок хозяйствующих субъектов на основании анонимных сообщений о том, что в магазине «Перекресток» продаются некачественные продукты, а именно продукты быстрого приготовления. В ходе проверки оперуполномоченными ОБЭП отдела внутренних дел фактически был проведен осмотр помещения – торгового зала, осмотрен стеллаж с указанной продукцией, а также места реализации скоропортящейся продукции, в результате чего в отношении продавцов составлены протоколы об административных правонарушениях. По результатам проверки прокуратурой города и.о. начальника ОВД по г.Ураю внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения в деятельности сотрудников внутренних дел выявлены прокуратурой г.Мегиона, г.Нягани и Октябрьского района.
В Курганской области прокурором Петуховского района при проверке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Курганской области, выявлен факт привлечения к ответственности лица на основании протокола, составленного инспектором РОВД по результатам проверочных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя. Основанием проведения такой проверки послужило заявление гражданина о реализации хозяйствующим субъектом продуктов питания аналогичного качества. Вместо того, чтобы направить обращение по компетенции в территориальный отдел Роспотребнадзора, районным отделом внутренних дел проведена проверка, не имея на то законных полномочий. По указанному факту 22.05.2010 начальнику ОВД по Петуховскому району внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проанализировано также состояние законности и практика прокурорского надзора в части принятия органами государственной власти и местного самоуправления мер по разработке обязательных правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации указанного Закона.
Так, прокурорскими проверками выявлены факты принятия нормативно-правовых актов, несоответствующих требованиям действующего законодательства в части организации и проведения органами государственного и муниципального контроля проверок юридических лиц, а также факты неприведения действующих актов в соответствие с Законом.
Например, в Челябинской области в нарушение статей 10, 14, 16 Закона постановлением главы города Челябинска от 15.01.2010 №2-п утверждено «Положение о порядке проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении контроля в сфере формирования, размещения и исполнения муниципального заказа г.Челябинска», которое не предусматривало уведомление субъекта проверки о ее начале и результатах, процедуру согласования проведения проверки с органами прокуратуры. По протесту прокурора города Положение приведено в соответствии с Законом.
Главой администрации Исетского района Тюменской области издано распоряжение от 12.01.2010 №5-р «О проведении проверок действующих пилорам и лесопилок», которым вопреки требованиям статьи 9 Закона предусматривалось проведение проверок пилорам и лесопилок 2 раза в год. Прокурором района принесен протест, который своевременно рассмотрен и удовлетворен, в распоряжение внесены соответствующие изменения.
В Ханты-Мансийском автономном округе по протесту прокурора округа приведен в соответствие с действующим законодательством приказ руководителя Региональной службы по тарифам автономного округа от 28.12.2009 №142-нп «Об утверждении административного регламента проведения службой проверок при осуществлении регионального государственного контроля регулирования цен (тарифов) на территории ХМАО», которым предусматривался порядок формирования ежегодного плана проведения проверок без учета изменений, внесенных в Закон статьей 15 Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
В Свердловской области главой Невьянского городского округа 23.06.2010 издано постановление № 1785-п «О создании специальных рейдовых групп в Невьянском городском округе», согласно которому на территории округа созданы специальные рейдовые группы по проверке торговых точек с целью недопущения реализации несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и табачных изделий; проверке организаций досуга несовершеннолетних в вечернее время в учреждениях культуры, в загородных оздоровительных лагерях и других местах массового пребывания молодежи и подростков, а также по проверке исполнения законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних, по выявлению общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их замещающих).
Вместе с тем, положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также Уставом Невьянского городского округа - органы местного самоуправления и их должностные лица не наделены какими-либо полномочиями по контролю в перечисленных сферах.
В целях устранения выявленных нарушений, 21.07.2010 Невьянским городским прокурором на указанный правовой акт, а также на принятые в его развитие распоряжения главы Невьянского городского округа от 23.06.2010 № 145-р и от 25.06.2010 № 150-р «О проведении рейдовой проверки», принесены протесты, по результатам рассмотрения которых они без законных к тому оснований отклонены и.о. главы Невьянского городского округа. В связи с чем Невьянской городской прокуратурой 29.07.2010 в Невьянский городской суд направленно три заявления в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с требованиями признать незаконными перечисленные акты. Решениями Невьянского городского суда от 13.08.2010 требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
За анализируемый период по результатам надзорной деятельности на данном направлении управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе выявлено 17 нарушений прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях их устранения внесено 2 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц, официально предостережено 2 должностных лица, в органы государственной власти направлено 2 информации.
Всего с начала года по результатам надзорной деятельности на данном направлении прокурорами субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, выявлено 271 нарушение прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях их устранения внесено 72 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 98 должностных лиц, принесено 26 протестов, которые своевременно рассмотрены и удовлетворены, официально предостережено 41 должностное лицо, в органы государственной власти направлено 9 информаций.
С момента начала действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Уральском федеральном округе по материалам прокурорских проверок за нарушения прав предпринимателей наказано 209 чиновников контролирующих органов.
Вопросы соблюдения законности при реализации Федеральных законов от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» продолжают оставаться на особом контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Все права защищены