Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 6 февраля 2018, 15:27
Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупциив за 2017 год
  Текст

В 2017 году принимались меры для повышения эффективности надзорной деятельности за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Всего в 2017 году Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 2087 нарушений указанного законодательства, для устранения которых внесено 312 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 369 лиц, в суды направлено 114 исковых заявлений, на незаконные правовые акты принесено 288 протестов, после рассмотрения которых, с учетом протестов, внесенных в IV квартале 2016 года, отменен 291 незаконный акт, о недопустимости нарушения закона предостережены 37 лиц, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 52 лица, направлено 12 материалов общенадзорных проверок для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждено 11уголовных дел.

Северо-Западной транспортной прокуратурой в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы на постоянной основе проводятся встречи с их коллективами, в ходе которых разъясняются положения законодательства о противодействии коррупции (проведено 89 встреч в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 49 семинарских занятий).

В течение года осуществлялись и другие мероприятия, в том числе продолжена практика проведения радиотрансляций на объектах железнодорожного, водного и авиатранспорта.

На интернет-сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры опубликованы разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации памятки «Что нужно знать о коррупции» (с указанием контактных данных Северо-Западной транспортной прокуратуры для возможного обращения по фактам коррупции).

Эти памятки размещены на информационных стендах транспортных прокуратур (на правах районных), а также направлены руководителям поднадзорных образовательных учреждений, правоохранительных и контролирующих органов для размещения на информационных стендах их структурных подразделений и распространения среди работников.

В прошедшем году прокуратурой проведено 4 заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции. На этих заседаниях до членов совета и других его участников доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в этой сфере, а также заслушаны имеющиеся проблемные вопросы, касающиеся хранения изъятых товаров, сроков проведения экспертиз и связанные с этим возможные коррупционные риски.

В 2017 году, как и в предыдущий год, повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, а также поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы, в том числе полноте и достоверности предоставляемых государственными служащими сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера и вопросам урегулирования конфликта интересов.

Нарушения, связанные с предоставлением недостоверных и неполных сведений о полученных доходах, в рассматриваемом периоде были выявлены при проведении проверок в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах.

Так, проведенными в СЗТУ и филиалах РТА, ЦЭКТУ и РЭБОТИ проверками установлено, что сотрудниками этих органов не в полной мере исполняются требования Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, выявлены факты, когда справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справка о доходах) содержали неполные и недостоверные сведения, что не было выявлено в ходе ведомственного контроля.

Например, государственным таможенным инспектором экспертно-исследовательского отдела филиала ЦЭКТУ не представлены сведения о праве собственности на квартиру площадью 52, 5 кв.м.

Заместителем директора филиала РТА в справке о доходах за 2016 год не указаны сведения о праве собственности на квартиру площадью 69,2 кв.м.

Заместителем директора филиала РТА в справке о доходах за 2016 год не отражено право собственности на трактор.

Аналогичные несоответствия установлены при проверке справок о доходах за 2016 год ряда сотрудников СЗУ Госжелдорнадзора, должностных лиц СЗТУ, филиалов ЦЭКТУ, РЭБОТИ и РТА.

Для устранения этих нарушений руководителям указанных органов и подразделений внесены представления ( они рассмотрены, 13 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности).

Аналогичные нарушения закона при проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера выявлены Архангельской, Калининградской, Ленинград-Финляндской, Мурманской, Санкт-Петербургской и Ярославской транспортными прокуратурами в поднадзорных таможенных органах. По всем этим нарушениям внесены акты прокурорского реагирования.

Северо-Западной транспортной прокуратурой в 2017 году выявлялись нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Проведенной проверкой установлено, что рядом сотрудников УТ МВД России по СЗФО были поданы в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов уведомления о возможных возникновениях конфликтов интересов при исполнении служебных обязанностей, однако при рассмотрении их уведомлений названные государственные служащие участия в заседаниях данных комиссий не принимали, письменные заявления о рассмотрении указанных вопросов без их участия ими не направлялись.

В связи с выявленными нарушениями начальнику УТ МВД России по СЗФО внесено представление (рассмотрено, виновное должностное лицо кадрового подразделения привлечено к дисциплинарной ответственности).

Аналогичные нарушения законодательства о противодействии коррупции выявлялись аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры, Великолукским, Ленинград-Финляндским, Мурманским, Новгородским и Ярославским транспортными прокурорами (внесены представления, которые рассмотрены, виновные в нарушениях закона должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).

В ходе совместной проверки, проведенной аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой, в Пулковской таможне выявлен факт несоответствия актов о приеме-передаче подарков форме, установленной Положением о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, должностными лицами и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным Приказом ФТС России от 24.03.2016 № 568. Кроме того, при принятии решения об определении стоимости подарков трех тысяч рублей и о возвращении их должностным лицам Пулковской таможни, в приложении к протоколу заседания комиссии отсутствовали документы, подтверждающие рыночную цену подарков.

В этой связи Санкт-Петербургским транспортным прокурором начальнику Пулковской таможни внесено представление (на рассмотрении).

В 2017 году возбуждено 4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ.

Так, Печорской транспортной прокуратурой 07.03.2017 и 20.04.2017 возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, в ООО «УралСибМет» и ООО «Русмет». В интересах этих обществ их представители передавали денежные вознаграждения за оформление и выдачу протоколов радиационного контроля лома металла.

Указанные дела об административных правонарушениях судом рассмотрены. Эти организации судом признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ (назначены наказания в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей каждому обществу).

Аналогичные дела возбуждены Санкт-Петербургским транспортным прокурором 09.11.2017 в отношении ООО «АСЧАР» и Котласским транспортным прокурором 25.12.2017 в отношении ООО «Калита» (находятся на рассмотрении).

В 2017 году возбуждено 62 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ. Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 50 лиц.

Например, Санкт-Петербургским транспортным прокурором проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что ранее работавший в должности государственного таможенного инспектора отдела применения систему управления рисками Санкт-Петербургской таможни и уволенный с государственной службы приказом начальника этой таможни, принят на должность специалиста по таможенному оформлению в ООО «Виктория КО».

Соответствующее уведомление о заключении с ним трудового договора из ООО «Виктория КО» в Санкт-Петербургскую таможню поступило с нарушением установленного законом 10-ти дневного срока.

По данному факту Санкт-Петербургским транспортным прокурором в ноябре 2017 года в отношении указанной организации и должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ (на рассмотрении).

Аналогичные дела в рассматриваемом периоде возбуждались Мурманским (2), Псковским (2), Ленинград-Финляндским (5), Калининградским (11), Санкт-Петербургским (13) и другими транспортными прокурорами.

В истекшем году аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Так, Великолукским, Волховстроевским, Ивановским, Калининградским, Карельским, Костромским, Котласским, Ленинград-Финляндским, Мурманским, Новгородским, Псковским, Санкт-Петербургским, Сыктывкарским и Ярославским транспортными прокурорами в ходе этих проверок выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства.

Например, проведенной Ярославской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в АО «Пассажир сервис» проводимая работа по противодействию коррупционным проявлениям была сведена лишь к изданию приказа о формировании комиссии по противодействию коррупции.

Более того, в этом обществе приказом «О формировании комиссии по противодействию коррупции» утвержден только состав комиссии, при этом задачи, функции и полномочия входящих в ее состав должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, не определены, с приказом сотрудники данного АО не ознакомлены.

Кроме того, в этой организации, в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» не были разработаны и приняты меры, направленные на предупреждение коррупции. Не определены подразделение или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Перечень конкретных мероприятий по противодействию коррупции разработан, однако, необходимые в целях предупреждения и противодействия коррупции мероприятия не реализованы.

Аналогичные нарушения выявлены Волховстроевским транспортным прокурором в Волховстроевской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД», ремонтном локомотивном депо Волхов ОАО «РЖД», эксплуатационном вагонном депо Волховстрой ОАО «РЖД».

Для устранения этих нарушений руководителям указанных подразделений внесены представления (рассмотрены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).

Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой в ходе проверки в ООО «Приморский торговый порт» выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии мер по предупреждению коррупционных проявлений. Для устранения этих нарушений внесено представление (рассмотрено, виновное лицо привлечено к ответственности).

Практика участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. 

С участием транспортных прокуроров судами в 2017 году рассмотрено 125 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 132 лиц.

По 117 уголовным делам коррупционной направленности в отношении 126 лиц судами вынесены итоговые судебные решения. По результатам рассмотрения 72 уголовных дел осуждено 80 лиц, из них:

по ч. 4 ст. 159 УК РФ – 2 лица (1 - должностное лицо структурного подразделения железнодорожного транспорта, 1 – должностное лицо авиапредприятия);

по ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ – 6 лиц (1 - должностное лицо авиапредприятия, 3 – должностные лица линейного пункта полиции и управления полиции, 2 – должностные лица структурного подразделения железнодорожного транспорта);

по ч. 4 ст. 160 УК РФ – 1 лицо (должностное лицо управления полиции);

по ч. 3 ст. 160 УК РФ – 2 лица (должностные лица структурного подразделения железнодорожного транспорта);

по п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ – 1 лицо (руководитель авиационного учебного центра);

по п. «б» ч. 2 ст. 204 УК РФ – 6 лиц (5 - пилоты воздушного судна, 1 - должностное лицо органа здравоохранения);

по ч. 2 ст. 204.1, ч. 1 ст. 204.2 УК РФ – 9 лиц (7 – сотрудники структурного подразделения железнодорожного транспорта, 1 – должностное лицо, выполняющее управленческие функции в структурном подразделении железнодорожного транспорта, 1 – пилот воздушного судна);

по ч.ч. 3,5 ст. 33, ч. 1 ст. 285 УК РФ – 2 лица (1 – должностное лицо ФТС, 1 – участник внешнеэкономической деятельности);

по ч. 3 ст. 290 – 1 лицо (сотрудник ФТС России);

по ч. 5 ст. 290 УК РФ – 1 лицо (сотрудник ФТС России);

по ч. 2 ст. 290 УК РФ – 2 лица (сотрудник ФТС России);

по ч. 1 ст. 290 УК РФ – 2 лица (должностные лица органа здравоохранения);

по ч. 3 ст. 291.1 УК РФ – 1 лицо (гражданин);

по ч. 1 ст. 291.2, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – 44 лица (граждане).

В рассматриваемый период судами первой инстанции по нереабилитирующим основаниям (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, ст. 25.1, 28 УПК РФ, примечание к ст. 204.2 УК РФ) прекращено 44 уголовных дела в отношении 44 лиц.

В 2017 году по результатам рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности в большинстве случаев судами назначалось основное наказание в виде штрафа. Наказание в виде штрафа, кратного сумме коммерческого подкупа, судом назначено по двум уголовным делам 4 лицам, осуждённым по п. «б» ч. 2 ст. 204 УК РФ (3 лица) и по п. «б» ч. 2 ст. 204.1 УК РФ (1 лицо).

Из 80 осуждённых:

наказание в виде запрета заниматься определенными видами деятельности назначено 1 лицу (по ч. 3 ст. 160 УК РФ);

наказание в виде исправительных работ назначено 5 лицам (ч. 1 ст. 291.2, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ);

наказание в виде определённого срока лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ назначено 6 лицам (по ч. 4 и ч. 3 ст. 159, по ч. 4 и ч. 3 ст. 160 УК РФ), из них с назначением дополнительного наказания в виде штрафа – 4 лицам;

наказание в виде реального срока лишения свободы назначено 7 лицам (2 – по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, 1- по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 285 УК РФ, 1 – по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 285, 1 – по ч. 3 ст. 290, 1 – по ч. 2 ст. 204 УК РФ, 1 – по ч. 7 ст. 204 УК РФ).

Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, признана виновной Б., которая, работая в должности казначея бухгалтерии ЛУ МВД России на транспорте, в целях личного обогащения, используя свое служебное положение, вопреки интересам службы, похитила вверенные ей денежные средства путем присвоения, причинив своими действиями ЛУ МВД России на транспорте материальный ущерб на общую сумму 1 223 915, 0 рублей. По приговору суда ей назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.

В 2017 году по результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 204.2, 290, 291.2 УК РФ, основное наказание в виде штрафа назначалось в соответствии с требованием уголовного закона.

В 2017 году за совершение преступлений, предусмотренных ст. 204.2 УК РФ, осуждены 8 лиц.

За преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290 УК РФ, осуждены 2 лица с назначением основного наказания в виде штрафа, не кратного сумме взятки. В качестве дополнительного наказания применена мера в виде лишения права занимать должности в таможенных органах.

За преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, штраф в виде основного наказания назначен 38 лицам.

В 2017 году по приговорам, постановленным с участием транспортных прокуроров, общий размер штрафа, назначенного в качестве основного наказания, составил 30 млн 790 тысяч рублей (в 2016 году ‑ 4 млн 231 тысячу 200 рублей).

От отбытия основного наказания в виде штрафа в размере 29 млн 550 тысяч рублей осуждённые освобождены в связи с применением акта об амнистии от 24.04.2015 (4 осуждённых) и в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (1 осуждённый).

Сумма штрафа, назначенного в качестве основного наказания, осуждёнными добровольно в разумный срок после провозглашения приговора уплачена в размере 825 тысяч рублей.