Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 25 октября 2017, 21:24
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 9 месяцев 2017 года
  Текст

Северо-Западной транспортной прокуратурой за 9 месяцев 2017 года выявлено 1705 нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции (АППГ – 2511), для устранения которых внесены 258 представлений (АППГ – 253), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 256 лиц (АППГ – 206),в суды направлены 92 исковых заявления (АППГ – 88), принесены 268 протестов на незаконные правовые акты(АППГ – 204),после рассмотрения которых 272 незаконных акта отменены (АППГ – 184), о недопустимости нарушения закона предостережены 29 лиц (АППГ – 25), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 36 лиц (АППГ – 48), направлено 11 материалов общенадзорных проверок для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 11), по данным материалам возбуждено 11 уголовных дел(АППГ – 10).

В истекшем периоде 2017 года повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, а также поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы. Особое внимание было уделено проверкам полноты и достоверности предоставляемых государственными служащими сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера.

Так, проведенными в СЗТУ и филиалах РТА, ЦЭКТУ и РЭБОТИ проверками установлено, что сотрудниками этих органов не в полной мере исполняются требования Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, выявлены факты, когда справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера содержали неполные и недостоверные сведения, что не было выявлено в ходе ведомственного контроля.

Например, главным государственным таможенным инспектором экспертно-исследовательского отдела № 1 (пос. Шушары) филиала ЦЭКТУ не представлены сведения о праве собственности на квартиру.

Заместителем директора филиала РТА в справке о доходах за 2016 год не указаны сведения о праве собственности на квартиру.

Аналогичные несоответствия установлены при проверке справок о доходах за 2016 год ряда сотрудников СЗУ Госжелдорнадзора, должностных лиц СЗТУ, филиалов ЦЭКТУ, РЭБОТИ и РТА.

Для устранения этих нарушений руководителям указанных органов и подразделений внесены представления (2 – рассмотрены, 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности; 3 – на рассмотрении).

Устанавливались также нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Печорской транспортной прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении двух коммерческих организаций.В интересах этих обществ их представители передавали денежные вознаграждения за оформление и выдачу протоколов радиационного контроля лома металла.

По результатам рассмотрения судом указанных дел виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 500 тысяч рублей каждое общество.

За 9 месяцев 2017 года возбуждено 43 дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 43). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 34 лица (АППГ – 48).

Например, аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры установлено, что ранее работавшая в должности старшего государственного таможенного инспектора Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни принята на должность специалиста по таможенному оформлению в ЗАО «В». Соответствующее уведомление о заключении с ней трудового договора из ЗАО «В» не поступало.

По данному факту заместителем Северо-Западного транспортного прокурора в отношении указанной организации возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей.

В анализируемом периоде проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона«О противодействии коррупции».

Так, Волховстроевской транспортной прокуратурой установлено, что в одном из структурных подразделений ОАО «РЖД» проводимая работа по противодействию коррупционным проявлениям была сведена лишь к изданию приказа о формировании комиссии по противодействию коррупции.

Кроме того, приказом от 25.10.2016 «О формировании комиссии по противодействию коррупции» утвержден состав комиссии, однако задачи, функции и полномочия комиссии, должностных лиц, входящих в ее состав, ответственных за противодействие коррупции, не определены, с приказом сотрудники не ознакомлены.

Аналогичные нарушения выявлены в дистанции электроснабжения ОАО «РЖД», ремонтном локомотивном депо ОАО «РЖД», эксплуатационном вагонном депо ОАО «РЖД».

Для устранения этих нарушений начальникам указанных подразделений внесены представления (на рассмотрении).

Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой в ходе проверки в ООО «Приморский торговый порт» выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии мер по предупреждению коррупционных проявлений. Для устранения этих нарушений внесено представление (рассмотрено, виновное лицо привлечено к ответственности).

За 9 месяцев 2017 года Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 26 координационных совещаний по вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам эффективности мер, связанных с работой правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике взяточничества, других коррупционных преступлений (АППГ – 29).