Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 1 августа 2017, 18:01
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 6 месяцев 2017 года
  Текст

В первом полугодии 2017 года принимались меры для повышения эффективности надзорной деятельности за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Повышенное внимание уделялось выявлению случаев несоблюдения требований антикоррупционного законодательства в поднадзорных контролирующих и правоохранительных органах, выявлению нарушений требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также достоверности указания сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.

За 6 месяцев 2017 года Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 1459 нарушений указанного законодательства (АППГ – 1840), для устранения которых внесено 199 представлений (АППГ – 178), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 126 лиц (АППГ – 124), в суды направлено 82 исковых заявления (АППГ – 85), принесено 237 протестов на незаконные правовые акты(АППГ – 176), после рассмотрения которых 233 незаконных акта отменено (АППГ – 156), о недопустимости нарушения закона предостережено 14 лиц (АППГ – 25), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 24 лица (АППГ – 48), направлено 12 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 11), по данным материалам возбуждено 12 уголовных дел (АППГ – 10).

В анализируемый период особое внимание обращалось на выявление значимых коррупционных нарушений.

Так, в ходе проверки в ГКУ «Пансионат «Белое солнце» выявлены нарушения, связанные с замещением заместителем начальника этого учреждения должности генерального директора коммерческой организации (ООО «Ремзеленстрой»), что прямо противоречит требованиям антикоррупционного законодательства.

Проведенной проверкой в УТ МВД России по СЗФО вскрыт факт прямой личной заинтересованности заместителя начальника полиции УТ МВД России по СЗФО и его гражданской супруги, состоящей в должности оперуполномоченного Санкт-Петербургского ЛУМВД России на транспорте (несмотря на наличие близкого свойства указанными должностными лицами каких-либо мер к урегулированию конфликта интересов не принято)

Для устранения указанных нарушений внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В рассматриваемый период 2017 года принимались меры к выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые могут повлечь увольнение в связи с утратой доверия.

Так, по результатам рассмотрения представления Волховстроевской транспортной прокуратуры об устранении нарушений антикоррупционного законодательства в ЛО МВД России на станции Волховстрой сотрудник этого отдела, уволен из органов внутренних дел в связи с утратой доверия.

Для профилактики коррупционных правонарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой вопросы противодействия коррупции рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях; также проводятся мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.

Проводится и иная работа по профилактике коррупционных правонарушений. Например, старшим помощником Северо-Западного транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в первом полугодии 2017 года на радиостанции «ВГТРК Радио России» осуществлено выступление по вопросам противодействия коррупционным проявлениям на транспорте и в таможенной сфере.

В поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы транспортными прокурорами (на правах районных) на постоянной основе проводятся встречи с их коллективами, в ходе которых разъясняются положения законодательства о противодействии коррупции.

Всего в первом полугодии 2017 года было проведено 62 встречи в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 27 лекций (статистические показатели указанной работы изложены в разделе 10 настоящей докладной записки).

Осуществлялись и другие мероприятия, в том числе продолжена практика организации радиотрансляций на объектах железнодорожного и авиатранспорта.

Проведены заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции (последнее – 25.05.2017). На этом заседании до членов совета и иных участвующих в его проведении лиц доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в этой сфере, а также работы правоохранительных органов в 2017 году.

В первом полугодии 2017 года повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, а также поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы. Особое внимание было уделено проверкам полноты и достоверности предоставляемых государственными служащими сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера.

Так, проведенными в СЗТУ и филиале РЭБОТИ проверками установлено, что сотрудниками этих органов не в полной мере исполняются требования Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, выявлены факты, когда справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справка о доходах) содержали неполные и недостоверные сведения, что не было выявлено в ходе ведомственного контроля.

Например, начальником отдела оперативно-документационного обеспечения службы по противодействию коррупции СЗТУ в справке о доходах за 2016 год не указано здание, расположенное на земельном участке, находящемся в ее собственности.

Старшим оперуполномоченным специального отдела № 3 (г. Псков) филиала РЭБОТИ в справке о доходах за 2016 год не указано сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в ее собственности.

Заместителем начальника отдела контроля таможенной стоимости СЗТУ в справке за 2016 год сообщены недостоверные сведения о площади недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности.

Аналогичные несоответствия установлены при проверке справок о доходах за 2016 год начальника службы контроля после выпуска товаров СЗТУ, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля СЗТУ, начальника отдела координации и применения системы управления рисками центра оперативного мониторинга СЗТУ, начальника отдела по принятию решений о происхождении товаров СЗТУ.

Для устранения этих нарушений начальнику СЗТУ и начальнику РЭБОТИ внесены представления (на рассмотрении).

Аналогичные нарушения закона при проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, представленных должностными лицами поднадзорных таможенных органов, выявлены Великолукской, Кандалакшской, Карельской, Ленинград-Финляндской, Мурманской, Ярославской транспортными прокуратурами.

Устанавливались в первом полугодии 2017 года также нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Например, Псковским транспортным прокурором установлено, что супруг государственного таможенного инспектора отделения документационного обеспечения таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни работает в ООО «Себежский таможенный терминал», являющимся складом временного хранения, осуществляющим таможенное оформление в регионе этого таможенного поста.

Таким образом, у указанных должностных лиц имеется возможность возникновения конфликта интересов. При этом данный вопрос предметом рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Псковской таможни не являлись, меры, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, не принимались.

В целях устранения выявленных нарушений начальнику Псковской таможни внесено представление (рассмотрено, нарушения устранены).

Аналогичные нарушения законодательства о противодействии коррупции выявлялись аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры, Великолукским, Ивановским, Костромским, Ленинград-Финляндским, Новгородским и Печорским транспортными прокурорами.

В первом полугодии 2017 года выявлены также иные нарушения запретов и ограничений, установленных для государственных служащих.

Например, вскрыт факт нарушения требований антикоррупционного законодательства, связанный с незаконным получением заместителем начальника Балтийской таможни служебного помещения для проживания.

Так, 27.06.2016 согласно акту приема-передачи и ее супругом принята в собственность квартира.

Указанными лицами в течение 5 месяцев не предпринимались регистрационные действия для оформления права собственности с целью получения выписки из Росреестра об отсутствии прав на квартиру и заселения в служебное жилье, предоставляемое таможенным органом.

Для устранения выявленных нарушений закона начальнику СЗТУ внесено представление (рассмотрено, нарушения устранены).

В первом полугодии 2017 года в органы предварительного расследования в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 12 материалов (АППГ – 11), по которым возбуждено 12 уголовных дел (АППГ – 10). По 9 материалам уголовные дела возбуждены по результатам общенадзорной проверки, по 4 материалам – по результатам изучения направляемых в суд уголовных дел.

Например, Карельской транспортной прокуратурой установлено, что начальник экспертно-исследовательского отделения № 1 (Петрозаводск) экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург из корыстной заинтересованности внес заведомо ложные сведения в заключение эксперта.

По данному факту Карельским транспортным прокурором материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Ленинградский следственный отдел СЗ СУТ СК России. По результатам доследственной проверки возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 292 УК РФ (в производстве).

Ленинград-Финляндским транспортной прокуратурой установлено, что государственный инспектор по маломерным судам Выборгского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» из корыстной заинтересованности вынес незаконные постановления о привлечении к административной ответственности в отношении 5 граждан по ст. 11.10 КоАП РФ, которые они фактически не совершали, при составлении протоколов не присутствовали, в постановлениях не расписывались, копии этих постановлений не получали, штраф не оплачивали.

По данному факту Ленинград-Финляндским транспортным прокурором материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Ленинградский следственный отдел СЗ СУТ СК России. По результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ (в производстве).

Вологодским, Костромским, Псковским и Ярославским транспортными прокурорами в следственные органы также направлены материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждены уголовные дела.

В первом полугодии 2017 года возбуждено 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ (АППГ – 3).

Так, Печорской транспортной прокуратурой 07.03.2017 и 20.04.2017 возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении ООО «УралСибМет» и ООО «Русмет». В интересах этих обществ их представители передавали денежные вознаграждения за оформление и выдачу протоколов радиационного контроля лома металла.

В первом полугодии 2017 года возбуждено 25 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 38). Судами к административной ответственности по этой статье привлечено 24 лица (АППГ – 48).

Так, на должность специалиста по сертификации в ООО «Квант» 01.07.2016 назначена Ким Е.А., ранее замещавшая должность государственного таможенного инспектора в Выборгской таможне и уволенная приказом начальника этой таможни.

Уведомление о ее приеме на работу и заключении с ней трудового договора в Выборгскую таможню поступило только 07.02.2017, то есть свыше 6 месяцев с момента трудоустройства.

По результатам рассмотрения этого дела постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Выборгского района Ленинградской области от 28.03.2017 ООО «Квант» признано виновным в совершении указанного правонарушения с назначением штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Аналогичные дела в рассматриваемом периоде возбуждались Великолукским, Кандалакшским и Санкт-Петербургским транспортными прокурорами.

В первом полугодии 2017 года в суды Северо-Западного транспортного региона направлено 58 исков о взыскании денежных средств на общую сумму 63 000 рублей, в том числе 26 заявлений о применении последствий недействительной сделки в целях возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями (АППГ – 26).

Так, Санкт-Петербургским транспортным прокурором в суд направлены исковые заявления о взыскании денежных средств, полученных сотрудником Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в качестве взяток на общую сумму 11 тыс. 150 рублей с зачислением указанной суммы в доход государства (находятся на рассмотрении).

Великолукским транспортным прокурором в суд направлены аналогичные исковые заявления о взыскании денежных средств с зачислением их в доход государства.

Исковые требования в порядке ст. 45 ГПК РФ, не связанные со взысканием денежных средств, были заявлены также Архангельским, Воркутинским, Кандалакшским, Ивановским, Сосногорским и Мурманским транспортными прокурорами.

В анализируемом периоде аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона«О противодействии коррупции».

Так, Великолукским, Волховстроевским, Ивановским, Калининградским, Карельским, Костромским, Котласским, Ленинград-Финляндским, Мурманским, Новгородским, Псковским, Санкт-Петербургским и Сыктывкарским транспортными прокурорами, в ходе этих проверок выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства.

Например, проведенной Волховстроевской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в эксплуатационном локомотивном депо Волховстрой – структурном подразделении ОАО «РЖД» проводимая работа по противодействию коррупционным проявлениям была сведена лишь к изданию приказа о формировании комиссии по противодействию коррупции.

В первом полугодии 2017 года аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) продолжена практика проведения совместных семинарских занятий с участием сотрудников поднадзорных правоохранительных органов, а также межведомственных учебных семинаров, на которых доводятся требования о неукоснительном соблюдении антикоррупционного законодательства.

В первом полугодии 2017 года в Северо-Западной транспортной прокуратуре изучено 89 нормативных правовых актов в сфере транспорта и таможни на наличие коррупциогенных факторов (АППГ – 86), выявлено 30 таких факторов (16), для их устранения принесено 27 протестов (12), которые рассмотрены и удовлетворены, в суд заявления в порядке ст. 251 ГПК РФ не направлялись (0), требования и представления не вносились (0).

Из выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, 45 изданы органом государственной власти субъекта Российской Федерации и 30 – органами исполнительной власти местного самоуправления, 12 – представительным органом местного самоуправления, 1 – представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации и 1 – в организациях, имеющих функции нормативно-правового регулирования. В этой связи принесено 27 протестов (22 – рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры, 5 протестов находятся на рассмотрении).

Например, в утвержденном распоряжении Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 01.10.2015 № 161-р порядке использования на платной основе объектов инфраструктуры водного транспорта в Санкт-Петербурге, установлено, что в этом документе не указано на возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов или организаций, их должностных лиц (пп. «в» п. 3 методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). Кроме того, указанная в форме договора формулировка об оплате штрафа «вправе» в соответствии с пп. «б» п. 3 Методики относится к коррупциогенным факторам.

В этой связи Северо-Западной транспортной прокуратурой вице-губернатору Санкт-Петербурга 04.04.2017 принесен протест (рассмотрен, удовлетворен). В настоящее время Правительством Санкт-Петербурга проводится работа по внесению необходимых изменений в данный правовой акт.

В правилах охраны жизни людей на водных объектах Ярославской области и правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ярославской области, утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 22.05.2007 № 164, этой администрацией установлены требования и меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами на территории Ярославской области с превышением установленным законом полномочий.

Вместе с тем регулирование вопросов безопасной эксплуатации причалов на внутренних водных путях Российской Федерации относится к компетенции федеральных органов власти. Так, требования к причалам установлены в п. 457 технического регламента и в п. 260 правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 14.10.2002 № 129, согласно которым пользователи причалов обеспечивают достаточное количество швартовных устройств (тумбы, рымы и т.д.) и отбойных приспособлений на причалах, рейдовых причальных устройств, а также сигнальных знаков, указывающих границы рейда.

Пунктом 1.9 правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ярославской области (далее – правила пользования), утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 22.05.2007 № 164 (ред. от 10.09.2013), расширен перечень обстоятельств, о которых судоводитель обязан сообщать в ГИМС МЧС России, по сравнению с установленным федеральным законодательством (пп. «д» п. 3 Методики).

На указанный нормативно-правовой акт Северо-Западной транспортной прокуратурой 30.05.2017 принесен протест (рассмотрен, удовлетворен). Администрацией Ярославской области проводится работа по внесению необходимых изменений в данный правовой акт.

Аналогичные нарушения выявлялись Архангельским, Великолукским, Костромским, Сыктывкарским и Печорским транспортными прокурорами.

В первом полугодии 2017 года Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 20 координационных совещаний (АППГ – 20) по вопросам противодействия коррупции, в том числе эффективности мер, связанных с работой правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике коррупционных преступлений и правонарушений.

Так, под председательством Северо-Западного транспортного прокурора 27.06.2017 проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона«Об эффективности деятельности правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и коррупционных преступлений» по итогам которого принято постановление, содержащее конкретные меры по улучшению данной деятельности.

В анализируемый период Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 10 межведомственных совещаний по вопросам противодействия коррупции (14).

Продолжена работа межведомственной рабочей группы, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», всего в первом полугодии 2017 года проведено 32 таких совещаний (36).

В первом полугодии 2017 года проведено шесть совместных проверок соблюдения в линейных подразделениях органов внутренних дел на транспорте законодательства о противодействии коррупции при решении задач по выявлению и профилактике преступлений в указанной сфере.

Так, в июне 2017 года Северо-Западной транспортной прокуратурой совместно с УТ МВД России по СЗФО проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при заключении и исполнении договоров энергоснабжения между ОАО «РЖД» иООО «Русэнергосбыт».

В целях повышения квалификации работников правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона и профилактике коррупции проведено 29 совместных семинаров (19).

Например, под председательством заместителя Северо-Западного транспортного прокурора Казакова И.А. в апреле 2017 года состоялись семинарские занятия в которых приняли участие представители Ярославского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета России, Северного линейного управления, Ивановского, Вологодского и Костромского линейных отделов МВД России на транспорте, Ярославской таможни.

Выступившие работники на этом семинаре аппарата Северо-Западной транспортной прокуратуры сообщили о проблемах, связанных с предотвращением и урегулированием конфликта интересов.

В первом полугодии 2017 года в целях совершенствования координационной деятельности по вопросам борьбы с коррупцией проведены совместные целевые мероприятия для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.

Так, Мурманской транспортной прокуратурой в апреле-мае текущего года во взаимодействии с Мурманским ЛО МВД России на транспорте и отделом по противодействию коррупции Мурманской таможни проведены мероприятия по выявлению и пресечению преступлений в сфере закупок товаров и работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В 2017 году продолжена работа по проведению семинарских занятий, которые проводились не только аппаратом прокуратуры, но и транспортными прокурорами (на правах районных).

Так, за 6 месяцев 2017 года Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 33 учебных межведомственных семинарских занятий (АППГ – 19) и 24 лекции антикоррупционного просвещения в трудовых коллективах с разъяснением действующего законодательства в данной сфере (АППГ – 11).

Кадровым подразделением и старшим помощником прокурора по обеспечению собственной безопасности и физической защиты за указанный период особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных правонарушений. В связи с этим в аппарате прокуратуры 20.02.2017 проведен учебно-методический семинар по темам «Характерные недостатки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Обеспечение информационной безопасности в Северо-Западной транспортной прокуратуре». Одновременно с этим, вопросы противодействия коррупции рассматривались в ходе проведения выездных оперативных совещаний при Северо-Западном транспортной прокуроре. Например, в ходе выездов в Карельскую, Ленинград-Финляндскую и Новгородскую транспортные прокуратуры.