Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 20 октября 2016, 20:17
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 9 месяцев 2016
  Текст

За 9 месяцев 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 2511 нарушений закона (АППГ – 1979), для устранения которых внесено 253 представления (АППГ – 239), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 206 лиц (АППГ – 125), в суды направлено 88 исковых заявлений (АППГ – 28), принесено 204 протеста на незаконные правовые акты (АППГ – 196), по результатам рассмотрения которых 184 незаконных акта отменено (АППГ – 175), о недопустимости нарушения закона предостережены 25 лиц (АППГ – 28), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 48 лиц (АППГ – 37), направлено 11 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 19), по данным материалам возбуждены 10 уголовных дел (АППГ – 18).

Контролирующими и правоохранительными органами, организациями деятельность которых связана с перевозками и таможенным делом на постоянной основе проводится работа по исполнению антикоррупционных нормативно-правовых актов, а также мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов.

В поднадзорных органах созданы и действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в том числе и аттестационные комиссии, рассматривающие данные вопросы.

Взаимодействие с контролирующими органами осуществляется Северо-Западной транспортной прокуратурой посредством получения в этих органах информации, необходимой для проверочных мероприятий, а также привлечения специалистов различного профиля для участия в совместных проверках.

В целях профилактики коррупционных правонарушений прокуратурой вопросы противодействия коррупции рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах; также проводятся мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.

Проводится и иная работа по профилактике коррупционных правонарушений.

Так, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в2016 году на информационных стендах административных зданий железнодорожных вокзалов Санкт-Петербург-Балтийской, Санкт‑Петербург-Финляндской, Санкт-Петербург-Витебской, Санкт-Петербург-Московской, Зеленогорской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» размещена информация об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.

Транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы проведены встречи с их коллективами, в ходе которых разъяснены положения законодательства о противодействии коррупции.

Старшим помощником Северо-Западного транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводятся выступления на радиостанции «ВГТРК Радио России». В 2016 году им осуществлено три таких выступления.

Всего за 9 месяцев 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой была проведена 21 встреча в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 18 лекций. Проводились и другие мероприятия, в том числе организованы радиотрансляции на объектах железнодорожного и авиатранспорта.

Ежеквартально проводятся заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции (последнее - 20.09.2016, в ходе которого до членов совета и иных участвующих в его проведении лиц доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры, а также работы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции).

Кроме того, транспортными прокуратурами (на правах районных) в 2016 году разработаны и распространены на объектах транспорта и таможенной сферы, в том числе направлены для использования в коллективы поднадзорных организаций, памятки (брошюры) по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства.

За 9 месяцев 2016 года необходимое внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в таможенной сфере. 

Так, Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 653 нарушения закона (АППГ – 773), для устранения которых принесено 64 протеста (АППГ – 91), объявлено 13 предостережений (АППГ–22), внесено 35 представлений (АППГ– 56).

Например, проверкой, проведенной Северо-Западной транспортной прокуратурой в Северо-Западном акцизном таможенном посту Центральной акцизной таможни выявлены многочисленные нарушения закона при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, которые не были выявлены при осуществлении ведомственного контроля и своевременно не устранены.

Аналогичные нарушения выявлялись при проведении проверок в органах внутренних дел на транспорте.

Распространенными явились нарушения при заполнении сотрудниками аппарата Управления сведений об остатках денежных средств на счетах.

Имели место факты неуказания имеющихся счетов у супругов.

Наряду с этим вскрыты факты указания сотрудниками недостоверных сведений об участии их супругов в иной коммерческой деятельности.

В отчетном периоде в органы внутренних дел на транспорте внесено 52 представления (АППГ – 51), по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 57 должностных лиц (АППГ – 58).

Нарушения в части предоставления недостоверных и неполных сведений о полученных доходах в рассматриваемом периоде были выявлены при проведении проверки в соблюдения должностными лицами таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Например, в ходе проверки на Новгородском и Чудовском таможенных постах Санкт-Петербургской таможни исполнения требований законодательства при предоставлении сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера, выявлены факты указания неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

По результатам проведенной проверки начальнику Санкт-Петербургской таможни внесено преставление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции (на рассмотрении).

Проведенной проверкой в УТ МВД России по СЗФО выявлены нарушения законодательства, связанные с несоблюдением установленных законом требований при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, выразившиеся в их неполноте и недостоверности.

Для устранении выявленных нарушений начальнику УТ МВД России по СЗФО внесено представление (на рассмотрении).

Аналогичные нарушения законодательства выявлены при проведении проверки соблюдения требований законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в Северном территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Установлено, что при предоставлении сведений о доходах требования законодательства должностными лицами Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту не соблюдаются, поскольку вскрыты факты представления сведений о доходах за 2015 год с признаками неполноты и недостоверности.

С целью устранения выявленных нарушений руководителю Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, виновные лица привлечены к ответственности.

Аналогичные нарушения этого законодательства выявлены в Коми межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта.

В этой связи Северо-Западной транспортной прокуратурой руководителю Управления внесено представление. По результатам его рассмотрения нарушения устранены (2 лица, допустившие нарушения антикоррупционного законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности).

Нарушения требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления сведений о расходах, были выявлены аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры при проведении проверки справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, предоставляемых сотрудниками ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург.

Например, вскрыт факт неподтверждения суммы полученного дохода и понесенных расходов для приобретения транспортного средства.

По данному факту начальнику ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург внесено представление (рассмотрено, нарушения устранены, виновные лица привлечены к ответственности).

В истекшем периоде 2016 года устанавливались нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Например, проведенной аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры проверкой в Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу выявлены нарушения в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в УТ МВД России по СЗФО.

Отдельные положения порядка формирования указанной комиссии противоречили федеральному законодательству.

Меры к устранению нарушений законодательства были приняты только после опротестования Северо-Западной транспортной прокуратурой правового акта.

В ходе деятельности комиссии также выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с непринятием необходимых мер в связи с имеющими место фактами конфликта интересов. Несоблюдение этих требований закона допущены как непосредственно работниками органов внутренних дел на транспорте, так и сотрудниками кадровой службы УТ МВД России по СЗФО (соответствующие факты не выявлялись, надлежащая оценка им не давалась, на заседаниях соответствующей комиссии случаи наличия у сотрудников полиции конфликта интересов не рассматривались, либо ранее уже были рассмотрены, но в связи с кадровыми передвижениями по службе и новыми назначениями не рассматривались дополнительно).

Однако должностные лица, вопреки требованиям антикоррупционного законодательства, мер к урегулированию конфликта интересов не принимали, соответствующие уведомления не представили. Руководители ответственных структурных подразделений Управления, а также сотрудники кадрового подразделения, которым было известно об указанном факте, также каких-либо мер к урегулированию конфликта интересов не принимали.

В связи с выявленными нарушениями закона принесен протест на приказ «Об утверждении нового состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в УТ МВД России по СЗФО» (удовлетворен) и внесено представление (не рассмотрено).

В истекшем периоде 2016 года возбуждено 43 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 47). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 57 лиц (с привлеченными по делам, возбужденным в 2015 году (АППГ – 32).