Наши ветераны

angle-left null Агафонов Владимир Михайлович


             Свой путь в юриспруденции ветеран Новгородской транспортной прокуратуры Агафонов Владимир Михайлович начал рано. В свои 16 лет он уже занимал активную позицию в части наведения общественного порядка. С такими же неравнодушными ребятами Владимир Михайлович был членом комсомольского оперативного отряда по борьбе с уголовной преступностью при обкоме ВЛКСМ Новгорода. Ребята тесно сотрудничали с органами милиции при охране общественного порядка, участвуя в рейдах и иных профилактических мероприятиях того времени. 
             Имея желание стать именно следователем, он пошел первоначально учиться в юридический институт (Харьков  -  1968 – 1972 годы).Сразу с первого курса Владимир Михайлович серьезно занялся изучением криминалистики, как основной науки, изучающей принципы расследования уголовных преступлений в целом. Таким образом, к началу своей практической работы, у него была уже солидная база знаний.
              Уже через год Владимир Михайлович стал старшим следователем прокуратуры Новгородской области. Дел в то время было много (в основном против личности) и каждое из них было по-своему интересным. Как вспоминает он сам, что  «глухарей» тогда почти не было, а только всего четыре таких дела за всю его карьеру. Но случилось событие, которое повлияло не только на карьеру Владимира Михайловича, но и стало поворотным в его судьбе.
    16 октября 1976 года он как всегда находился в своем кабинете. В 16 часов 25 мин. Владимир Михайлович услышал глухой удар в направлении центра города. Надо заметить, что в городе в это время был туман невиданной силы, и  на расстоянии 1,5 – 2 метров видимость была уже нулевая. От прокурора области ему поступил приказ о том, что необходимо срочно выехать к месту аварии, т.к. упал самолет.
    До места падения самолета было менее километра, и Владимир Михайлович  тотчас прибыл туда.  На месте крушения он увидел пожар в доме на уровне второго этажа  и самолет. Пожарные боролись с огнем, а полковник Сеземов – один из заместителей начальника УВД, уже сорвал голос и  организовал оцепление своими силами и силами ближайшей воинской части. 
Все службы были заняты своим делом, и внимания на Владимира Михайловича никто не обращал, несмотря на предъявление им удостоверения. А жил он буквально в 300 метрах от места происшествия. Тогда он пошел домой переодеться, и уже через короткое время появился на места происшествия во всей прокурорской форме юриста 1-го класса. Все изменилось мгновенно. Все службы поняли, кто это и зачем здесь. Они стали докладывать об обстановке и принимать от него указания.
К ночи пожар был потушен и к осмотру места происшествия Владимир Михайлович приступил утром следующего дня, хотя туман еще не развеялся.
Этот самолет ЯК-40 летел в Новгород из Сыктывкара. По погодным условиям он совершил посадку в Петрозаводске, где почти все пассажиры покинули борт, поэтому при крушении самолета погиб экипаж и три пассажира.
           Общее количество жертв (с пострадавшими на земле) составило порядка 15-17 человек, но могло быть значительно больше.
            Крушение произошло в середине октября, фактически накануне праздника Великого Октября, значение которого очень велико для того времени.
Обком партии распорядился снести разрушенное здание до 7 ноября, чтобы не портить праздничное настроение людям. Когда Владимир Михайлович проводил осмотр места происшествия, прибыла особая комиссия, во главе с главным архитектором города, и начала составлять акт о сносе дома, как непригодного к дальнейшему использованию. Но Владимир Михайлович
 разъяснил архитектору, что Министерство гражданской авиации Советского Союза будет обязано возместить Новгороду причиненный ущерб, и сносить здание неразумно. В результате появился акт о серьезных нарушениях целостности здания и на средства от Министерства гражданской авиации был восстановлен не только сам дом (сейчас Воскресенский бульвар, 3), но и построен большой пятиэтажный дом для ветеранов войны и труда в другом районе города.
            Далее это уголовное дело было передано в Ленинградскую транспортную прокуратуру (почти единственную в СССР на тот период).
      Однако эти события для Агафонова Владимира Михайловича имели судьбоносное значение. В 1976 году по решению высших государственных органов СССР образовалась система транспортных прокуратур. По рекомендации прокуратуры Новгородской области в январе 1977 года он, в числе первых десяти  районных прокуроров, был назначен Новгородским транспортным прокурором.