Новости

Поздравление Южного транспортного прокурора с Днем прокуратуры.
  Текст

Уважаемые коллеги! Уважаемые ветераны органов прокуратуры! Уважаемые гости!

Сегодня прокуратура Российской Федерации отмечает свое 288-летие. В соответствии с указом Президента РФ официально праздник российской прокуратуры отмечается с 1996г.

Однако фундамент современной российской прокуратуры был заложен Петром I, учредившим данный орган 12 января 1722 года. И с этих времен прокуратура является одним из старейших институтов государственной власти в России.

В отдельные периоды российской истории прокуратура неоднократно претерпевала существенные преобразования, решая многие важнейшие задачи государства. Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел.

Просуществовав до 24 ноября 1917 года, институт прокурорского надзора Декретом Совета Народных Комиссаров был упразднен, но уже в 1922 году, 28 мая, было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура, а 28 декабря 1955 года - Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора за законностью.

Именно служением интересам отечества, строгим надзором за исполнением законов, российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.

Почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего многонационального общества.

У прокуратуры всегда было особое место. Ее надзорные функции предполагали определенную независимость от местных органов власти. В этом - один из важнейших заветов наших предшественников: не только неподкупны должны быть прокуроры в государстве Российском, но и независимы от каких бы то ни было влияний и воздействий со стороны.

Неотъемлемой частью системы органов прокуратуры России являются транспортные прокуратуры.

В советское время в состав прокуратуры СССР входили Главная прокуратура железнодорожного транспорта, Главная прокуратура морского и речного флота. Возглавляли эти прокуратуры Главный прокурор железнодорожного транспорта, Главный прокурор морского и речного флота, которые назначались Генеральным прокурором СССР.

Как и вся система органов прокуратуры, транспортная прокуратура была в свое время реформирована.

Упразднение в 1960 г. такой системы было признано ошибкой. Осознано то обстоятельство, что деятельность транспортных организаций, транспортной милиции имеет межрегиональный характер. Многие преступления нередко совершаются по ходу движения транспорта (водного, воздушного или железнодорожного).

Поэтому, 10 сентября 1976 г. приказом Прокурора РСФСР № 714-ш были воссозданы районные транспортные прокуратуры.

Упраздненные и впоследствии возрожденные в силу объективной необходимости, районные транспортные прокуратуры в 1980 году были объединены в одну структурную часть - транспортную прокуратуру на правах прокуратуры субъекта, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации.

5 ноября 1980 г. Генеральным прокурором СССР Действительным государственным советником юстиции Р.А. Руденко был издан приказ № 46 «Об организации работы транспортных прокуратур», которым определялась компетенция транспортных прокуратур, действующих на правах прокуратур областей, а также руководство и контроль за работой транспортных прокуратур, действующих на правах районных.

Так была образована Северо-Кавказская транспортная прокуратура.

Менялось политическое устройство страны, трансформировалось законодательство. Неизменным оставалось лишь одно: сотрудники Прокуратуры честно и добросовестно исполняли свой профессиональный долг, неукоснительно служили отечеству и народу.

Однако в силу субъективного подхода к работе транспортных прокуратур в 2001 году их аппараты на правах прокуратур субъектов были упразднены, а районные транспортные прокуратуры подчинены прокуратурам краев и областей.

Но все течет и изменяется. Изменилось и понимание того, что без централизованного прокурорского надзора на транспорте невозможно решать многие проблемы транспортного комплекса и борьбы с преступностью на транспорте. Так, Приказом Генерального прокурора РФ № 70 от 27.04.2007 была образована Южная транспортная прокуратура с полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Как сказано в приказе, целью её создания стала необходимость совершенствования надзора за исполнением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также в таможенной сфере.

Итоги работы Южной транспортной прокуратуры за 2009 год еще будут нами детально обсуждаться. Но полагаю, что и сегодня можно отметить то положительное, чего наша прокуратура добилась за прошедший год и сделать необходимые выводы на перспективу. Прежде всего, сложился целеустремленный, профессиональный коллектив работников, которым по плечу самые сложные задачи обеспечения законности на транспорте и в таможенных органах.

Считаю особенно важным то, что нынешнее поколение сотрудников прокуратуры бережно хранит и приумножает профессиональные традиции. Работники Южной транспортной прокуратуры в своей повседневной деятельности используют большой профессиональный опыт старшего поколения прокурорских работников, трудившихся в Северо-Кавказской транспортной прокуратуре. Поэтому день Российской прокуратуры - это прекрасный повод для выражения благодарности нашим ветеранам за их честный и безупречный труд.

Сегодняшние прокуроры - люди молодые, ответственные, энергичные, продолжают традиции предшественников. Они защищают интересы государства, права человека, как и в прошлые века им приходится бороться с казнокрадством и лихоимством.

Более 40% всех прокурорских работников - молодые люди в возрасте до 30 лет. И среди них не мало тех, кто трудится с высоким чувством ответственности, проявляет инициативу, творчество и профессионализм.

Молодым работникам прокуратуры есть на кого равняться. Во все времена лучших представителей прокуратуры отличали беспристрастность, объективность, честное служение Закону и Долгу. Эти качества наших работников сегодня отмечены приказами, как Генерального прокурора Российской Федерации, так и Южного транспортного прокурора.

На сегодняшний день 11 прокурорских работников награждены знаком "Почетный работник прокуратуры", а один из них имеет почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (заместитель Южного транспортного прокурора с дислокацией в г. Саратове Пономарев Александр Иванович).

Хочу поздравить также и высказать слова благодарности за их самоотверженный труд нашим коллегам – руководителям и следователям Южного следственного управления на транспорте при прокуратуре РФ. Несмотря на организационное разделение надзора и следствия, мы работаем в одной структуре - Генеральной прокуратуре РФ и решаем одни задачи, поставленные перед нами государством.

Хочется выразить благодарность всем службам, сопровождающим деятельность Южной транспортной прокуратуры, без труда которых невозможно представить эффективную деятельность прокурорских работников, поскольку они своим трудом создают условия для решения сложных задач обеспечения законности.

Сегодня наш профессиональный праздник! Я поздравляю всех работников, ветеранов органов прокуратуры, их близких с 288-ой годовщиной образования Российской прокуратуры.

Уверен, что мы и впредь будем исполнять свой служебный долг с чувством высокой ответственности за порученное дело, свято беречь и приумножать лучшие традиции Российской прокуратуры.

Желаю всем работникам прокуратуры и ее ветеранам доброго здоровья, счастья и благополучия, неиссякаемой энергии для претворения в жизнь намеченных планов на благо нашего Российского государства.

Благодарю Вас за службу!

Распечатать Архив новостей