Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2024, 15:03
Административная ответственность за нарушение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта
  Текст

Требования к порядку обоснования начальной (максимальной) цены контракта подлежат обязательному соблюдению всеми заказчиками в транспортной и иных сферах.

В силу положений статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта – это предельное значение цены, которое устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Она указывается в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. При закупке у единственного поставщика вместо начальной (максимальной) цены контракта используется цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одним правилам.

Так, для обоснования таких цен заказчиком применяются следующие методы: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг и является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить запросы о предоставлении коммерческих предложений, которые имеют опыт поставки такого товара (работы, услуги); получить информацию о ценах из общедоступных источников, например, с интернет-сайтов производителей и поставщиков, узнать стоимость из исполненных контрактов, которые размещены в реестре контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, разместить запрос цен в этой системе.

Распространенными нарушениями при формировании цены закупки являются: направление письменных запросов хозяйствующим субъектам, не имеющим опыта, сопоставимого с предметом проводимой закупки;  использование полученной ценовой информации  без учета условий поставок товаров, сопоставимых с условиями планируемой закупки; использование коммерческих предложений от лиц, которые не могут быть поставщиками, в том числе прекративших свою деятельность; фальсификация коммерческих предложений; использование информации, полученной от аффилированных лиц.

Несмотря на то, что формально Законом № 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц, указанные действия квалифицируются как нарушение требований статьи 22 Закона № 44-ФЗ, поскольку заказчиком не применен полный комплекс мер при расчете начальной (максимальной) цены контракта в целях предупреждения намеренного завышения цен на товар, а также объективного формирования такой цены.

За несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.