Интервью и выступления - Западно-Сибирская транспортная прокуратура
Интервью и выступления
- 20 декабря 2017, 00:00
- Костенко Денис Алексеевич
И.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора Денис Костенко: Задержки авиарейсов в Западной Сибири в 2017 году во многом связаны с техническими неполадками самолетов, используемых в международных чартерных перевозках
-Денис Алексеевич, - Насколько остро стоит проблема задержки пассажирских авиарейсов в Сибири в уходящем году?
- Несмотря на принимаемые прокурорами меры, наблюдается повсеместный рост сбоев графиков маршрутной сети гражданской авиации.
Значительное количество задержек допущено авиакомпаниями "НордСтар" - 498 (2016 г. – 489), "Азур эйр" - 480 (в 2016 г. – 338), "Икар" - 348 (2016 г. – 123), "Роял Флайт" - 394 (2016 г. – 146), "КрасАвиа" - 234 (2016 г. – 50).
Если в авиакомпаниях "НордСтар" и "КрасАвиа" около 75% задержек вылетов авиарейсов в северные районы Красноярского края связана с неблагоприятными метеоусловиями, то в "Азур эйр" и "Икар" задержки обусловлены многочисленными отказами авиационной техники.
Плотный график полетов этих авиакомпаний и большое количество технических неисправностей эксплуатируемых ими воздушных судов не позволяют обеспечивать достаточное количество резервных воздушных судов.
Из результатов проверок следует, что "Азур эйр" и "Икар" систематически не обеспечивают исполнение требований законодательства при выполнении коммерческих воздушных перевозок пассажиров, нарушают законодательство о лицензировании и правах пассажиров.
Только с начала 2017 года Красноярский транспортный прокурор в связи с задержкой вылетов авиарейсов и несвоевременным предоставлением резервных бортов возбудил в отношении авиакомпании "Азур эйр" 92 дела об административном правонарушении, авиакомпания привлечена к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 4 млн рублей.
В отношении авиакомпании "Икар" возбуждено 179 дел, по результатам рассмотрения которых юридическое лицо привлечено к ответственности в виде штрафов на общую сумму более 9 млн рублей.
- Как обстоят дела с соблюдением прав пассажиров?
- Если продолжить тему задержки авиарейсов, то можно отметить – нарушения прав пассажиров при задержке авиарейсов более чем на два часа допускаются достаточно часто.
К примеру, "Азур эйр" при задержках рейсов в ряде случаев не предоставляла пассажирам напитки, питание, не обеспечивала гостиницей. По постановлению прокурора авиакомпания привлечена к административной ответственности.
Также распространены случаи необоснованного отказа пассажирам в перевозке авиатранспортом.
Новосибирский транспортный прокурор установил, что жительница Норильска приобрела авиабилет на рейс авиакомпании "НордСтар" Краснодар – Норильск с промежуточной посадкой на дозаправку в аэропорту "Толмачево". В новосибирском аэропорту пассажирку удалили с борта якобы за нарушения требований безопасности полетов. Она была вынуждена приобрести билет на рейс другой авиакомпании, прождав его отправления в аэропорту всю ночь.
Между тем, прокурорской проверкой установлено, что причиной отказа в перевозке послужил факт перемещения пассажира со своего места на свободное место у аварийного выхода, которое отнесено к месту повышенной комфортности и оплачивается отдельно.
По данному факту в АО «Авиакомпания «НордСтар» внесено представление, юридическое лицо и ее гендиректор привлечены к административной ответственности.
Нарушения закона, связанные с перевозкой и обработкой багажа, выявлены Томским, Норильским, Новосибирским, Красноярским транспортными прокурорами в деятельности ряда предприятий воздушного транспорта.
Факт перевозки авиапассажиров без билетов – выявил Новосибирский транспортный прокурор в ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка", которое на основании заключенных с ООО "БКЕ" и ООО "Аэроком» договоров в августе 2017 осуществляло перевозку пассажиров под видом авиационных работ.
При этом перевозочную документацию, в том числе билеты, перевозчик не оформлял.
Не во всех аэропортах Западной Сибири обеспечено соблюдение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к инфраструктуре.
Например, здание аэровокзала "Хатанга" на Таймыре вопреки закону не оборудовано системами средств информационной поддержки на всех путях движения по аэровокзалу, а также не оснащено тактильными средствами, выполняющими предупредительную функцию.
В аэропорту Кызыла отсутствуют средства информационной поддержки, а также средства перемещения маломобильных пассажиров.
Нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов установлены транспортными прокурорами в аэропортах Горно-Алтайск, Толмачево, Красноярск, Омск. По всем нарушениям закона приняты исчерпывающие меры реагирования.
- Проводилась ли проверка трапов в аэропортах Западной Сибири после несчастного случая в аэропорту "Пулково"?
После несчастного случая, произошедшего 28 сентября текущего года, в результате которого погибла малолетняя девочка, прокуроры были ориентированы на проведение проверки соответствия установленным техническим требованиям и условиям эксплуатации самоходных трапов в аэропортах.
Проверками выявлены существенные нарушения закона, непосредственно влияющие на безопасное обслуживание пассажиров.
Красноярский транспортный прокурор установил, что аэропорт "Емельяново" (Красноярск) эксплуатирует 10 самоходных трапов (СПТ-154, СПТ-114) с выработанными межремонтными ресурсами и просроченными сроками службы, а девять водителей не имеют удостоверений машинистов-трактористов, т.е. права управления указанными самоходными машинами.
Аналогичные нарушения выявлены Норильским транспортным прокурором. Руководству аэропортов внесены представления, рассматривается вопрос о предъявлении исков о запрете эксплуатации трапов.
-Насколько остро в регионе стоит проблема несанкционированных полетов малой авиации? Создается впечатление, что полет на воздушном судне (в качестве пилота) стал доступнее езды на велосипеде…
-Действительно, в 2017 году была проделана значительная работа по выявлению и пресечению незаконных полетов воздушных судов малой авиации, владельцы которых, игнорируя закон, выполняют полеты без уведомления органов организации воздушного движения, без права управления воздушными судами.
С начала года выявлено 30 случаев нарушения порядка использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения и беспилотными летательными аппаратами, более 10 фактов незаконного выполнения полетов с использованием воздушных судов легкой и сверхлегкой авиации, в том числе незарегистрированных в установленном порядке.
Например, 14 мая в селе Степное Родинского района Алтайского края пилот, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением и сорвался в штопор. Самолет упал на землю, от полученных телесных повреждений пилот, не владеющий навыками управления летательным аппаратом и выполнявший полет без уведомления органов воздушного движения, погиб.
Другой случай: 31 марта красноярец на собственном параплане полетел с горы Думная в Шушенском районе. При подъеме на высоту около 20-30 метров над уровнем земли из-за резких порывов ветра не справился с управлением и упал, получив телесные повреждения. О выполнении полета Абаканский Центр ОВД он не уведомлял.
По инициативе прокурора Красноярское управление Госавианадзора оштрафовало парапланериста на 2 тыс. рублей.
- Часто ли выявляется эксплуатация самолетов без сертификата летной годности, незарегистрированные посадочные площадки?
- Такие факты имели место. В июле в селе Ребриха Алтайского края пилот осуществил демонстрационный полет на легкомоторном самолете Сessna-172M без плана полета и действующего сертификата летной годности.
Омский транспортный прокурор установил факт полета на незарегистрированном воздушном судне – самолете Аэро Л-29 "Дельфин", не имеющем сертификата летной годности.
В обоих случаях правонарушители привлечены к административной ответственности, а в Омской области по иску транспортного прокурора суд запретил эксплуатацию самолета до получения сертификата летной годности и его государственной регистрации.
Что касается посадочных площадок, то совместно с представителями Госавианадзора транспортные прокуроры в западной Сибири проверили более 40 посадочных площадок, выявлены многочисленные нарушения требований закона, связанные с несоблюдением требований к их маркировке, пожарной безопасности, осуществлению топливозаправочной деятельности.
Так, при проверке посадочной площадки "Мочище" в Новосибирской области установлено, что техобслуживанием воздушных судов занимается ООО "Геликоптер", не имеющее сертификата. Директору внесено представление, в суд направлен иск о запрете обществу осуществлять техническое обслуживание воздушных судов до получения разрешительных документов.
Ситуация усугубляется и тем, что в ряде случаев документы оказываются поддельными. Более того, изготовление поддельных документов может стать целым бизнесом: например, Омский транспортный прокурор обнаружил в интернете информацию о том, как приобрести удостоверения авиаперсонала по 11 специальностям, естественно, без официального обучения.
По результатам проверки прокурором в суд предъявлено 11 заявлений о признании информации, размещенной на интернет-странице, запрещенной к распространению на территории РФ. Пять заявлений прокурора судом удовлетворены, еще шесть находятся на рассмотрении.
-Соблюдается ли режим труда экипажей воздушных судов, требования медицинского освидетельствования?
- В уходящем году Абаканский и Красноярский транспортные прокуроры выявили в поднадзорных авиакомпаниях нарушения норм режима труда и отдыха. Так, продолжительность рабочего времени членов летного экипажа Ми-8 ООО "Абакан Эйр" превышала 36 часов в неделю, работники привлекались к сверхурочным работам на время, которое выходило за пределы установленной полетной смены.
В ООО "Авиакомпания "Феникс" члены экипажей воздушных судов находились на оперативной точке при выполнении авиационно-химических работ более 30 календарных дней подряд.
В обоих случаях руководителям авиапредприятий внесены представления, в отношении них и юридических лиц возбуждены дела об административных правонарушениях.
По-прежнему допускаются нарушения закона при медицинском обеспечении полетов и медицинском освидетельствовании авиаперсонала.
Новосибирская транспортная прокуратура установила, что в ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка" при проведении предполетного и послеполетного осмотров используется медицинское оборудование, не прошедшее государственную регистрацию, с истекшими сроками годности, а измерительные медицинские приборы не прошли метрологическую поверку.
Костенко Денис Алексеевич
20 декабря 2017, 00:00
Интервью исполняющего обязанности Западно-Сибирского транспортного прокурора Дениса Костенко
И.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора Денис Костенко: Задержки авиарейсов в Западной Сибири в 2017 году во многом связаны с техническими неполадками самолетов, используемых в международных чартерных перевозках
-Денис Алексеевич, - Насколько остро стоит проблема задержки пассажирских авиарейсов в Сибири в уходящем году?
- Несмотря на принимаемые прокурорами меры, наблюдается повсеместный рост сбоев графиков маршрутной сети гражданской авиации.
Значительное количество задержек допущено авиакомпаниями "НордСтар" - 498 (2016 г. – 489), "Азур эйр" - 480 (в 2016 г. – 338), "Икар" - 348 (2016 г. – 123), "Роял Флайт" - 394 (2016 г. – 146), "КрасАвиа" - 234 (2016 г. – 50).
Если в авиакомпаниях "НордСтар" и "КрасАвиа" около 75% задержек вылетов авиарейсов в северные районы Красноярского края связана с неблагоприятными метеоусловиями, то в "Азур эйр" и "Икар" задержки обусловлены многочисленными отказами авиационной техники.
Плотный график полетов этих авиакомпаний и большое количество технических неисправностей эксплуатируемых ими воздушных судов не позволяют обеспечивать достаточное количество резервных воздушных судов.
Из результатов проверок следует, что "Азур эйр" и "Икар" систематически не обеспечивают исполнение требований законодательства при выполнении коммерческих воздушных перевозок пассажиров, нарушают законодательство о лицензировании и правах пассажиров.
Только с начала 2017 года Красноярский транспортный прокурор в связи с задержкой вылетов авиарейсов и несвоевременным предоставлением резервных бортов возбудил в отношении авиакомпании "Азур эйр" 92 дела об административном правонарушении, авиакомпания привлечена к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 4 млн рублей.
В отношении авиакомпании "Икар" возбуждено 179 дел, по результатам рассмотрения которых юридическое лицо привлечено к ответственности в виде штрафов на общую сумму более 9 млн рублей.
- Как обстоят дела с соблюдением прав пассажиров?
- Если продолжить тему задержки авиарейсов, то можно отметить – нарушения прав пассажиров при задержке авиарейсов более чем на два часа допускаются достаточно часто.
К примеру, "Азур эйр" при задержках рейсов в ряде случаев не предоставляла пассажирам напитки, питание, не обеспечивала гостиницей. По постановлению прокурора авиакомпания привлечена к административной ответственности.
Также распространены случаи необоснованного отказа пассажирам в перевозке авиатранспортом.
Новосибирский транспортный прокурор установил, что жительница Норильска приобрела авиабилет на рейс авиакомпании "НордСтар" Краснодар – Норильск с промежуточной посадкой на дозаправку в аэропорту "Толмачево". В новосибирском аэропорту пассажирку удалили с борта якобы за нарушения требований безопасности полетов. Она была вынуждена приобрести билет на рейс другой авиакомпании, прождав его отправления в аэропорту всю ночь.
Между тем, прокурорской проверкой установлено, что причиной отказа в перевозке послужил факт перемещения пассажира со своего места на свободное место у аварийного выхода, которое отнесено к месту повышенной комфортности и оплачивается отдельно.
По данному факту в АО «Авиакомпания «НордСтар» внесено представление, юридическое лицо и ее гендиректор привлечены к административной ответственности.
Нарушения закона, связанные с перевозкой и обработкой багажа, выявлены Томским, Норильским, Новосибирским, Красноярским транспортными прокурорами в деятельности ряда предприятий воздушного транспорта.
Факт перевозки авиапассажиров без билетов – выявил Новосибирский транспортный прокурор в ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка", которое на основании заключенных с ООО "БКЕ" и ООО "Аэроком» договоров в августе 2017 осуществляло перевозку пассажиров под видом авиационных работ.
При этом перевозочную документацию, в том числе билеты, перевозчик не оформлял.
Не во всех аэропортах Западной Сибири обеспечено соблюдение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к инфраструктуре.
Например, здание аэровокзала "Хатанга" на Таймыре вопреки закону не оборудовано системами средств информационной поддержки на всех путях движения по аэровокзалу, а также не оснащено тактильными средствами, выполняющими предупредительную функцию.
В аэропорту Кызыла отсутствуют средства информационной поддержки, а также средства перемещения маломобильных пассажиров.
Нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов установлены транспортными прокурорами в аэропортах Горно-Алтайск, Толмачево, Красноярск, Омск. По всем нарушениям закона приняты исчерпывающие меры реагирования.
- Проводилась ли проверка трапов в аэропортах Западной Сибири после несчастного случая в аэропорту "Пулково"?
После несчастного случая, произошедшего 28 сентября текущего года, в результате которого погибла малолетняя девочка, прокуроры были ориентированы на проведение проверки соответствия установленным техническим требованиям и условиям эксплуатации самоходных трапов в аэропортах.
Проверками выявлены существенные нарушения закона, непосредственно влияющие на безопасное обслуживание пассажиров.
Красноярский транспортный прокурор установил, что аэропорт "Емельяново" (Красноярск) эксплуатирует 10 самоходных трапов (СПТ-154, СПТ-114) с выработанными межремонтными ресурсами и просроченными сроками службы, а девять водителей не имеют удостоверений машинистов-трактористов, т.е. права управления указанными самоходными машинами.
Аналогичные нарушения выявлены Норильским транспортным прокурором. Руководству аэропортов внесены представления, рассматривается вопрос о предъявлении исков о запрете эксплуатации трапов.
-Насколько остро в регионе стоит проблема несанкционированных полетов малой авиации? Создается впечатление, что полет на воздушном судне (в качестве пилота) стал доступнее езды на велосипеде…
-Действительно, в 2017 году была проделана значительная работа по выявлению и пресечению незаконных полетов воздушных судов малой авиации, владельцы которых, игнорируя закон, выполняют полеты без уведомления органов организации воздушного движения, без права управления воздушными судами.
С начала года выявлено 30 случаев нарушения порядка использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения и беспилотными летательными аппаратами, более 10 фактов незаконного выполнения полетов с использованием воздушных судов легкой и сверхлегкой авиации, в том числе незарегистрированных в установленном порядке.
Например, 14 мая в селе Степное Родинского района Алтайского края пилот, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением и сорвался в штопор. Самолет упал на землю, от полученных телесных повреждений пилот, не владеющий навыками управления летательным аппаратом и выполнявший полет без уведомления органов воздушного движения, погиб.
Другой случай: 31 марта красноярец на собственном параплане полетел с горы Думная в Шушенском районе. При подъеме на высоту около 20-30 метров над уровнем земли из-за резких порывов ветра не справился с управлением и упал, получив телесные повреждения. О выполнении полета Абаканский Центр ОВД он не уведомлял.
По инициативе прокурора Красноярское управление Госавианадзора оштрафовало парапланериста на 2 тыс. рублей.
- Часто ли выявляется эксплуатация самолетов без сертификата летной годности, незарегистрированные посадочные площадки?
- Такие факты имели место. В июле в селе Ребриха Алтайского края пилот осуществил демонстрационный полет на легкомоторном самолете Сessna-172M без плана полета и действующего сертификата летной годности.
Омский транспортный прокурор установил факт полета на незарегистрированном воздушном судне – самолете Аэро Л-29 "Дельфин", не имеющем сертификата летной годности.
В обоих случаях правонарушители привлечены к административной ответственности, а в Омской области по иску транспортного прокурора суд запретил эксплуатацию самолета до получения сертификата летной годности и его государственной регистрации.
Что касается посадочных площадок, то совместно с представителями Госавианадзора транспортные прокуроры в западной Сибири проверили более 40 посадочных площадок, выявлены многочисленные нарушения требований закона, связанные с несоблюдением требований к их маркировке, пожарной безопасности, осуществлению топливозаправочной деятельности.
Так, при проверке посадочной площадки "Мочище" в Новосибирской области установлено, что техобслуживанием воздушных судов занимается ООО "Геликоптер", не имеющее сертификата. Директору внесено представление, в суд направлен иск о запрете обществу осуществлять техническое обслуживание воздушных судов до получения разрешительных документов.
Ситуация усугубляется и тем, что в ряде случаев документы оказываются поддельными. Более того, изготовление поддельных документов может стать целым бизнесом: например, Омский транспортный прокурор обнаружил в интернете информацию о том, как приобрести удостоверения авиаперсонала по 11 специальностям, естественно, без официального обучения.
По результатам проверки прокурором в суд предъявлено 11 заявлений о признании информации, размещенной на интернет-странице, запрещенной к распространению на территории РФ. Пять заявлений прокурора судом удовлетворены, еще шесть находятся на рассмотрении.
-Соблюдается ли режим труда экипажей воздушных судов, требования медицинского освидетельствования?
- В уходящем году Абаканский и Красноярский транспортные прокуроры выявили в поднадзорных авиакомпаниях нарушения норм режима труда и отдыха. Так, продолжительность рабочего времени членов летного экипажа Ми-8 ООО "Абакан Эйр" превышала 36 часов в неделю, работники привлекались к сверхурочным работам на время, которое выходило за пределы установленной полетной смены.
В ООО "Авиакомпания "Феникс" члены экипажей воздушных судов находились на оперативной точке при выполнении авиационно-химических работ более 30 календарных дней подряд.
В обоих случаях руководителям авиапредприятий внесены представления, в отношении них и юридических лиц возбуждены дела об административных правонарушениях.
По-прежнему допускаются нарушения закона при медицинском обеспечении полетов и медицинском освидетельствовании авиаперсонала.
Новосибирская транспортная прокуратура установила, что в ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка" при проведении предполетного и послеполетного осмотров используется медицинское оборудование, не прошедшее государственную регистрацию, с истекшими сроками годности, а измерительные медицинские приборы не прошли метрологическую поверку.
Все права защищены
Телефон: +7 (383) 241-04-00
Телефон: +7 (383) 241-04-05
Телефон: +7 (913) 921-70-00