Интервью и выступления

  • 5 декабря 2013, 13:20
  • Феоктистов Сергей Валерьевич
Интервью Западно-Сибирского транспортного прокурора Сергея Валерьевича Феоктистова "Российской газете" о результатах проверки по факту происшествия с теплоходом "Полесье-8"
  Текст

Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку в ОАО «Омский речной порт», поводом для которой стало трагическое происшествие с теплоходом «Полесье-8»: при столкновении судна с баржей погибли шестеро пассажиров, еще 43 пострадали. О том, почему теплоходом управлял пьяный капитан, «РГ» рассказал Западно-Сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.    

- Сергей Валерьевич, проходил ли капитан «Полесья-8» Юрий Ратько медосмотр перед тем злополучным рейсом, и кто допустил его к управлению судном с 52 пассажирами на борту?      
- 17 августа, когда «Полесье-8» столкнулось с баржей, медицинское обслуживание плавсостава входило в обязанности врио заведующей здравпунктом – фельдшера. Однако проверкой установлено, что фельдшер предрейсовый осмотр капитана-механика Юрия Ратько не проводила. При этом она внесла в журнал освидетельствований плавсостава заведомо ложные сведения о положительных результатах медицинского осмотра капитана – заполнила графы и на 17 августа, и даже на день вперед – на 18 августа. Оценка этим действиям будет дана в рамках уголовного дела о нарушении правил эксплуатации внутреннего водного транспорта – дело расследуется Омским следственным отделом Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР.
Как выяснилось, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры плавсостава пассажирского флота ОАО «Омский речной порт» были организованы во временном помещении диспетчерской на причале Омского речного вокзала. В этом помещении без водопровода не было ни пункта для приема анализов, ни алкотестеров – состояние опьянения здесь даже не смогли бы зафиксировать, то есть осмотры проводились формально.
И это не единственное нарушение. Вот удивительный факт. 30 апреля Омский речной порт заключил договор подряда на проведение предрейсовых медицинских освидетельствований членов экипажей пассажирского флота. С мая по 13 августа порт платил подрядчику около 3500 рублей в месяц. Но в нарушение всех правил этот договор был заключен с физическим лицом: у женщины не было даже статуса индивидуального предпринимателя, не говоря уже о лицензии на медицинскую деятельность. По постановлению прокурора она привлечена к административной ответственности за незаконное занятие частной медицинской практикой, ей назначен штраф в две тысячи рублей. Не исключено, что будет возбуждено и уголовное дело о мошенничестве – материалы направлены в полицию.
- Сколько пассажирских судов у Омского речного порта, и кто отвечает за безопасность их эксплуатации?
- У предприятия пять судов класса «Л», включая «Полесье-8», которые перевозят пассажиров по дачным, экскурсионным и прогулочным маршрутам. Это лицензируемый вид деятельности, и проверка выявила в деятельности Омского речного порта существенные нарушения лицензионных требований. В частности, акционерное общество не заключило договор с бассейновым органом государственного управления о диспетчерском регулировании движения судов. Это означает, что судоходство осуществляется без государственного контроля. И должностное лицо, ответственное за безопасность эксплуатации судов, на предприятии фактически отсутствует. Приказом, который был в мае 2013 года представлен Омским речным портом в лицензирующий орган, эта ответственность возложена на старшего капитана-наставника службы эксплуатации флота. Однако он даже не был ознакомлен с этим приказом, и подтвердил прокурорам, что эти функции не исполнял. По сути, издание такого «формального» приказа для получения лицензии - это преступление, использование заведомо подложного документа. Омский транспортный прокурор направил соответствующие материалы в орган предварительного расследования, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.  
- Были ли обнаружены нарушения в действиях государственных контролирующих органов?
- Обь-Иртышское управление Госморречнадзора выполняло свои обязанности тоже формально: акты составлялись по устаревшей информации, выездные проверки на территории Омского речного порта не осуществлялись. Были допущены нарушения законодательства и Обь-Иртышским филиалом ФАУ «Российский речной регистр». В частности, в июле текущего года эксперт этой организации определил район плавания «Полесье-8» - Омск-Ачаир, нарушив правила Российского речного регистра и создав непосредственную угрозу безопасности судоходства. Дело в том, что на «Полесье-8» не было необходимых для 60-километрового маршрута средств радио- или спутниковой связи, была только УКВ-радиостанция с фактической зоной покрытия в 5-7 километров и мобильные телефоны, которые не были должным образом сертифицированы. Надо сказать, что в месте транспортного происшествия 17 августа УКВ-связи с судами не имелось – из-за особенностей рельефа местности и экранирования сигнала Южным железнодорожным мостом Омска. Плюс к этому, как я уже говорил, в бассейне отсутствовало диспетчерское регулирование, диспетчерский пункт ОАО «Омский речной порт» не входил в единую схему технологической связи бассейна – не было позывных, частот приема, времени выхода в эфир. В этих условиях допускать судно к эксплуатации в районе Омск-Ачаир было просто опасно. В отношении указанных контролирующих органов приняты меры прокурорского реагирования.

Распечатать