Прокурор разъясняет

  • 12 августа 2015, 00:00
Конституционный суд разрешил спортсменам ввозить анаболики по назначению врача
  Текст

Предлагаю разместить на сайте ММТП в рубрике «Прокурор разъясняет» следующую статью: «Конституционный суд разрешил спортсменам ввозить анаболики по назначению врача».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 22-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева» разрешено ввозить в Россию сильнодействующие препараты, приобретенные легально и по рецепту врача.

Поводом к рассмотрению вопроса стала ситуация, в которой оказались два спортсмена из Казахстана. В 2013 году Олег Недашковский и Сергей Яковлев приехали в Екатеринбург для участия в соревнованиях по пауэрлифтингу. С собой у них были специальные спортивные препараты, имеющие в составе сильнодействующее вещество тестостерон. Однако к участию в турнире спортсменов не допустили таможенники: они посчитали провоз анаболических стероидов контрабандой. Суды общей юрисдикции эту позицию поддержали, поскольку тестостерон входит в Список сильнодействующих веществ вне зависимости от торгового названия препарата. При этом само по себе приобретение и хранение этих препаратов не подлежит уголовному наказанию, а перемещение через границу – уже статья 226.1 УК РФ.

Основная проблема заключения в том, что спортсмены приехали к нам из государства – члена Таможенного союза.

Как сказано в материалах дела, данная статья УК РФ не позволяет разграничивать запрещённые и разрешённые действия, связанные с таким перемещением и допускает признание незаконным любого перемещения сильнодействующих веществ независимо от количества и целей, а следовательно, не отвечает требованиям правовой определенности.

По мнению заявителей, в этом случае оказываются нарушенными сразу несколько принципов Конституции, в том числе закрепленный в статье 41 принцип поощрения деятельности, способствующей «укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Изучив все обстоятельства дела, КС признал наличие правовой неопределенности, поскольку «федеральный законодатель сформулировал диспозицию данной нормы как бланкетную и не установил перечень веществ, равно как не определил и критерии законности или незаконности их трансграничного перемещения».

Поскольку в пределах единой таможенной территории Таможенного союза предполагается, по общему правилу, свободное перемещение товаров (работ, услуг), запреты и ограничения в перемещении сильнодействующих веществ тем более должны быть выражены недвусмысленным образом.

В рамках ТС есть соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ, которое разрешает ограниченный ввоз таких препаратов по медицинским показаниям. Но сильнодействующие вещества в списке отсутствуют. Федеральный законодатель был обязан либо формально исключить применение статьи УК РФ к случаям непротивоправного ввоза для личных нужд содержащих сильнодействующие вещества лекарственных препаратов, либо определить порядок их разрешенного трансграничного перемещения. Дело спортсменов подлежит пересмотру.