Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Самарской области
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 8 апреля 2019, 14:04
В Генеральную прокуратуру Российской Федерации в прошедшем году стали чаще поступать заключения независимых экспертов о проведенных ими антикоррупционных экспертизах.
Так, в 2012 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило 4 заключения экспертиз независимого эксперта Яковлевой Л.П.: на приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396», приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.10.2006 № 249 «Об утверждении Порядка проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг и отбора организаций, осуществляющих их независимую экспертизу», приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.09.2006 № 742 «О проведении независимой экспертизы регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.07.2012 № 271 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов».
Генеральной прокуратурой Российской Федерации по итогам рассмотрения названных экспертиз в МВД России было внесено требование об устранении коррупциогенных факторов из Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20.07.2000 № 782. Требование удовлетворено, принятие соответствующего нормативного правового акта Генеральной прокуратурой Российской Федерации оставлено на контроле.
Между тем с учетом установленной компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации не по всем заключениям (в том числе и в случае с согласием с выводами независимого эксперта) органы прокуратуры могут принять меры прокурорского реагирования, направленные на исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, так как неуполномочены на проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и др., а также нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, не указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ. Так, ООО «Управляющая компания «Независимые директора» направило в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заключение по результатам проведенной экспертизы проекта приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной услуги по регистрации изделий медицинского назначения, а также предоставлению гражданам и организациям доступа к информации об изделиях медицинского назначения, прошедших регистрацию». Независимым экспертом Яковлевой Л.П. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено заключение независимой антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части вопросов подготовки документации по планировке территории». По результатам рассмотрения названных и других подобных обращений независимые эксперты проинформированы о порядке проведения антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 2012 г. поступали обращения независимых экспертов о нарушении федеральными органами исполнительной власти установленного порядка размещения проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка по обращению независимого эксперта Коробкина А.Н. Установлено, что Министерством транспорта Российской Федерации нарушен Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2011 № 26, при размещении проекта приказа «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации». В целях недопущения таких нарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство транспорта Российской Федерации направлена информация, в соответствии с полученным ответом Министерством приняты дополнительные меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Практика реализации прокурорами полномочий по проведению антикорупционной экспертизы показывает, что в отдельные прокуратуры субъектов Российской Федерации в 2012 г. от независимых экспертов поступали заключения независимых антикоррупционных экспертиз (прокуратуры республик Бурятия и Мордовия, Архангельской, Самарской, Сахалинской областей, г. Москвы - одно заключение, Ставропольского края, Калужской, Псковской, Тульской областей - два заключения и некоторые другие).
По результатам их рассмотрения в органах прокуратуры в единичных случаях принимались меры реагирования, направленные на исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов. Например, в прокуратуру Калужской области от независимого эксперта Михайлова В.Е. поступило заключение о результатах проведенной антикоррупционной экспертизы Решения Городской Думы г. Калуги от 18.07.2012 № 116 «О внесении изменений в постановление Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16.07.2008 № ИЗ «Об утверждении размера платы за жилые помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» (заключение от 22.08.2012). По результатам рассмотрения результатов проведенной независимой антикоррупционной экспертизы прокурором г. Калуги 24.09.2012 принесен протест на названный нормативный правовой акт (заключение независимого эксперта в части признано обоснованным). Городской Думой города Калуги протест удовлетворен (решение Городской Думы города Калуги от 28.11.2012 № 169).
В Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 2012 г. не поступали заключения независимых антикоррупционных экспертиз на организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, имеющие нормативный характер.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации с учетом принятых в 2012 г. мер организационного характера будет продолжена работа, направленная на конструктивное взаимодействие с независимыми экспертами в рамках исполнения Федерального закона № 172-ФЗ.
Прокуратура Самарской области
8 апреля 2019, 14:04
О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы в 2012 г.
В Генеральную прокуратуру Российской Федерации в прошедшем году стали чаще поступать заключения независимых экспертов о проведенных ими антикоррупционных экспертизах.
Так, в 2012 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило 4 заключения экспертиз независимого эксперта Яковлевой Л.П.: на приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396», приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.10.2006 № 249 «Об утверждении Порядка проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг и отбора организаций, осуществляющих их независимую экспертизу», приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.09.2006 № 742 «О проведении независимой экспертизы регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.07.2012 № 271 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов».
Генеральной прокуратурой Российской Федерации по итогам рассмотрения названных экспертиз в МВД России было внесено требование об устранении коррупциогенных факторов из Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20.07.2000 № 782. Требование удовлетворено, принятие соответствующего нормативного правового акта Генеральной прокуратурой Российской Федерации оставлено на контроле.
Между тем с учетом установленной компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации не по всем заключениям (в том числе и в случае с согласием с выводами независимого эксперта) органы прокуратуры могут принять меры прокурорского реагирования, направленные на исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, так как неуполномочены на проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и др., а также нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, не указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ. Так, ООО «Управляющая компания «Независимые директора» направило в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заключение по результатам проведенной экспертизы проекта приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной услуги по регистрации изделий медицинского назначения, а также предоставлению гражданам и организациям доступа к информации об изделиях медицинского назначения, прошедших регистрацию». Независимым экспертом Яковлевой Л.П. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено заключение независимой антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части вопросов подготовки документации по планировке территории». По результатам рассмотрения названных и других подобных обращений независимые эксперты проинформированы о порядке проведения антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 2012 г. поступали обращения независимых экспертов о нарушении федеральными органами исполнительной власти установленного порядка размещения проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка по обращению независимого эксперта Коробкина А.Н. Установлено, что Министерством транспорта Российской Федерации нарушен Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2011 № 26, при размещении проекта приказа «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации». В целях недопущения таких нарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство транспорта Российской Федерации направлена информация, в соответствии с полученным ответом Министерством приняты дополнительные меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Практика реализации прокурорами полномочий по проведению антикорупционной экспертизы показывает, что в отдельные прокуратуры субъектов Российской Федерации в 2012 г. от независимых экспертов поступали заключения независимых антикоррупционных экспертиз (прокуратуры республик Бурятия и Мордовия, Архангельской, Самарской, Сахалинской областей, г. Москвы - одно заключение, Ставропольского края, Калужской, Псковской, Тульской областей - два заключения и некоторые другие).
По результатам их рассмотрения в органах прокуратуры в единичных случаях принимались меры реагирования, направленные на исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов. Например, в прокуратуру Калужской области от независимого эксперта Михайлова В.Е. поступило заключение о результатах проведенной антикоррупционной экспертизы Решения Городской Думы г. Калуги от 18.07.2012 № 116 «О внесении изменений в постановление Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16.07.2008 № ИЗ «Об утверждении размера платы за жилые помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» (заключение от 22.08.2012). По результатам рассмотрения результатов проведенной независимой антикоррупционной экспертизы прокурором г. Калуги 24.09.2012 принесен протест на названный нормативный правовой акт (заключение независимого эксперта в части признано обоснованным). Городской Думой города Калуги протест удовлетворен (решение Городской Думы города Калуги от 28.11.2012 № 169).
В Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 2012 г. не поступали заключения независимых антикоррупционных экспертиз на организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, имеющие нормативный характер.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации с учетом принятых в 2012 г. мер организационного характера будет продолжена работа, направленная на конструктивное взаимодействие с независимыми экспертами в рамках исполнения Федерального закона № 172-ФЗ.
Все права защищены
Телефон: +7 (846) 333-54-28
Телефон: +7 (846) 333-35-98