Прокурор разъясняет - Прокуратура Самарской области
Прокурор разъясняет
- 15 октября 2023, 16:29
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Основная функция бюджетных учреждений - оказание услуг в целях выполнения публичных обязательств Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях)). Ряд таких услуг может оказываться за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в пределах установленного государственного (муниципального) задания в случаях, определенных федеральными законами (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ).
С учетом приоритетного (в отдельных случаях монопольного) положения бюджетных учреждений в отдельных сферах и особенностей их финансирования законодательством установлены особенности оказания платных услуг такими организациями.
Порядок определения перечня услуг, которые вправе оказывать бюджетные учреждения, подчиняется общим правилам о целевом характере их деятельности.
Виды деятельности бюджетного учреждения указываются в уставе.
Бюджетное учреждение не вправе оказывать услуги, не относящиеся к уставным видам деятельности, а также в том случае, если это не служит достижению целей, ради которых бюджетное учреждение создано (п. п. 2, 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). При нарушении указанных требований сделка может быть оспорена (ч. 2 ст. 168 ГК РФ).
Законодательством бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать услуги, относящиеся как к основным, так и к иным видам деятельности (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). При этом прямо определено, что услуги, относящиеся к основным видам деятельности, могут оказываться платно (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В отношении иных видов деятельности, не противоречащих уставу бюджетного учреждения, такое указание отсутствует (абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Практика свидетельствует о том, что в отношении иных услуг устанавливается плата (Приказ ФГБУ "ФКП Росреестра" от 10.02.2022 № П/058-22), и судебные органы признают такие действия правомерными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 по делу № А56-46048/2013). В связи с этим можно заключить, что платные услуги могут оказываться бюджетным учреждением в рамках как основных, так и иных видов деятельности.
Порядок определения платы в отношении основных видов деятельности бюджетного учреждения устанавливается министерством здравоохранения области в отношении своих подведомственных учреждений, или иным органом, являющимся учредителем медицинской организации.
При определении размера платы должны учитываться установленные в соответствующих актах критерии: нормативно установленные тарифы (если установлены), размер расчетных затрат, анализ объема спроса и т.п.
Законодательством прямо не регламентирован порядок определения размера платы в отношении иных видов деятельности, не относящихся к основным. Надо полагать, что при решении этого вопроса следует руководствоваться общими подходами, сформулированными применительно к порядку определения платы в отношении основных видов деятельности.
Основным принципом оказания услуг бюджетными учреждениями является то, что такие услуги должны оказываться на одинаковых при оказании одних и тех же услуг. В остальном оказание услуг подчиняется общим нормам ГК РФ (гл. 39 ГК РФ) и требованиям специальных актов.
На отношения по оказанию услуг физическим лицам распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
При оказании услуг заказчику предоставляется подробная информация о бюджетном учреждении и оказываемых услугах, в том числе в сети Интернет.
Оказание услуг осуществляется на основании договора, а в некоторых случаях при условии оформления дополнительных документов: информированного добровольного согласия (п. 36 Правил предоставления платных медицинских услуг), согласия на обработку персональных данных (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных") и др.
В отношении отдельных видов услуг законодательством подробно определено содержание договора (п. 23 Правил предоставления платных медицинских услуг).
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору бюджетное учреждение несет ответственность, предусмотренную договором и/или законом (гл. 25 ГК РФ, ст. ст. 13, 23, 23.1, 28, 30 Закона о защите прав потребителей). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика в результате предоставления некачественной платной услуги, также подлежит возмещению (ст. ст. 1084, 1095 ГК РФ).
При нарушении установленных требований бюджетное учреждение может быть привлечено к административной ответственности (ст. ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ и др.).
Таким образом, деятельность по оказанию платных услуг бюджетными учреждениями носит строго целевой характер. Услуги должны оказываться в соответствии с установленными для соответствующего вида деятельности правилами. При нарушении указанных требований к бюджетному учреждению могут быть применены меры гражданско-правовой и/или административной ответственности.
Прокуратура Самарской области
15 октября 2023, 16:29
Прокуратура Самарской области разъясняет: «Порядок оказания платных услуг бюджетными учреждениями».
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Основная функция бюджетных учреждений - оказание услуг в целях выполнения публичных обязательств Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях)). Ряд таких услуг может оказываться за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в пределах установленного государственного (муниципального) задания в случаях, определенных федеральными законами (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ).
С учетом приоритетного (в отдельных случаях монопольного) положения бюджетных учреждений в отдельных сферах и особенностей их финансирования законодательством установлены особенности оказания платных услуг такими организациями.
Порядок определения перечня услуг, которые вправе оказывать бюджетные учреждения, подчиняется общим правилам о целевом характере их деятельности.
Виды деятельности бюджетного учреждения указываются в уставе.
Бюджетное учреждение не вправе оказывать услуги, не относящиеся к уставным видам деятельности, а также в том случае, если это не служит достижению целей, ради которых бюджетное учреждение создано (п. п. 2, 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). При нарушении указанных требований сделка может быть оспорена (ч. 2 ст. 168 ГК РФ).
Законодательством бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать услуги, относящиеся как к основным, так и к иным видам деятельности (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). При этом прямо определено, что услуги, относящиеся к основным видам деятельности, могут оказываться платно (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В отношении иных видов деятельности, не противоречащих уставу бюджетного учреждения, такое указание отсутствует (абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Практика свидетельствует о том, что в отношении иных услуг устанавливается плата (Приказ ФГБУ "ФКП Росреестра" от 10.02.2022 № П/058-22), и судебные органы признают такие действия правомерными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 по делу № А56-46048/2013). В связи с этим можно заключить, что платные услуги могут оказываться бюджетным учреждением в рамках как основных, так и иных видов деятельности.
Порядок определения платы в отношении основных видов деятельности бюджетного учреждения устанавливается министерством здравоохранения области в отношении своих подведомственных учреждений, или иным органом, являющимся учредителем медицинской организации.
При определении размера платы должны учитываться установленные в соответствующих актах критерии: нормативно установленные тарифы (если установлены), размер расчетных затрат, анализ объема спроса и т.п.
Законодательством прямо не регламентирован порядок определения размера платы в отношении иных видов деятельности, не относящихся к основным. Надо полагать, что при решении этого вопроса следует руководствоваться общими подходами, сформулированными применительно к порядку определения платы в отношении основных видов деятельности.
Основным принципом оказания услуг бюджетными учреждениями является то, что такие услуги должны оказываться на одинаковых при оказании одних и тех же услуг. В остальном оказание услуг подчиняется общим нормам ГК РФ (гл. 39 ГК РФ) и требованиям специальных актов.
На отношения по оказанию услуг физическим лицам распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
При оказании услуг заказчику предоставляется подробная информация о бюджетном учреждении и оказываемых услугах, в том числе в сети Интернет.
Оказание услуг осуществляется на основании договора, а в некоторых случаях при условии оформления дополнительных документов: информированного добровольного согласия (п. 36 Правил предоставления платных медицинских услуг), согласия на обработку персональных данных (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных") и др.
В отношении отдельных видов услуг законодательством подробно определено содержание договора (п. 23 Правил предоставления платных медицинских услуг).
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору бюджетное учреждение несет ответственность, предусмотренную договором и/или законом (гл. 25 ГК РФ, ст. ст. 13, 23, 23.1, 28, 30 Закона о защите прав потребителей). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика в результате предоставления некачественной платной услуги, также подлежит возмещению (ст. ст. 1084, 1095 ГК РФ).
При нарушении установленных требований бюджетное учреждение может быть привлечено к административной ответственности (ст. ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ и др.).
Таким образом, деятельность по оказанию платных услуг бюджетными учреждениями носит строго целевой характер. Услуги должны оказываться в соответствии с установленными для соответствующего вида деятельности правилами. При нарушении указанных требований к бюджетному учреждению могут быть применены меры гражданско-правовой и/или административной ответственности.
Все права защищены