Прокурор разъясняет

  • 31 октября 2018, 14:01
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органами прокуратуры
  Текст

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органами прокуратуры Саратовской области на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления области.

В 9 месяцев 2018 г. органами прокуратуры Саратовской области изучено на предмет коррупционности 11 962 (за 9 месяцев 2017 г. – 11 714) нормативных правовых актов и  11 485 (11 468) проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Саратовской области. По результатам изучения коррупциогенные факторы выявлены в 42 (57) нормативных правовых актах органов государственной власти Саратовской области и их проектах и в 725 нормативных правовых актах и их проектах органов местного самоуправления (584).

Аппаратом прокуратуры области проводится антикоррупционная экспертиза как проектов законов области, нормативных правовых актов всех органов исполнительной власти, включая областные министерства и комитеты, так и принятых правовых актов. Замечания прокуратуры по результатам изучения проектов нормативных актов рассматриваются на заседаниях рабочих групп и комитетов представительного (законодательного) органа с участием сотрудников прокуратуры области.

За указанный период по результатам изучения проектов региональных нормативных актов подготовлено и направлено 1 532 заключения (1349), выявлено 29 проектов правовых актов органов государственной власти, содержащих коррупциогенные факторы (33).

По направленным заключениям прокуратуры области  замечания учтены разработчиками при принятии правовых актов, коррупциогенные факторы исключены.

По результатам рассмотрения заключений районных прокуроров из             261 проектов актов органов местного самоуправления исключены выявленные коррупционные факторы.

Участие прокуроров в нормотворческой деятельности позволило предотвратить нарушения прав и законных интересов граждан, исключить наличие коррупциогенных факторов еще на стадии проектов нормативных правовых актов.

Например, проект приказа министерства здравоохранения области «Об уполномочивании врачебных комиссий психоневрологических медицинских организаций» возлагал на комиссии возможность принятия решений о выполнении отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, без указания категорий и видов указанных решений, а также видов деятельности. При последующей доработке проекта с учетом отрицательного заключения прокуратуры формулировка полномочий комиссии уточнена, что позволило исключить коррупциогенный фактор по признакам широты дискреционных полномочий (п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96).

В проекте постановления Правительства Саратовской области «Об утверждении Порядка отбора потенциальных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры», которым предусматривалась возможность получения заинтересованными лицами государственных субсидий, отсутствовали основания принятия и перечень решений, которые принимаются по результатам отбора, были не определены сроки рассмотрения заявочной документации и не указаны порядок и сроки принятия решения об отмене результатов отбора при предоставлении участниками недостоверных сведений.

О перечисленных недостатках в правовом регулировании проинформирован заместитель руководителя аппарата губернатора области, при доработке проекта замечания прокуратуры области учтены.

В рамках антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и оценки проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность за 9 месяцев 2018 г. выявлялись коррупциогенные факторы в правовых актах и их проектах  социальной сферы.

Прокурором г. Балаково в  административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденном  постановлением администрации Балаковского муниципального района от 06.11.2015№ 4297, выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Разделом пункта 2.6.1 Регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявитель должен представить документы о своём имуществе и членов  семьи. При этом регламентом не определено, какие документы, на какое имущество заявителя и каких членов его семьи должны быть предоставлены.

Прокурором города в адрес Главы Балаковского муниципального района направлено требование, которое находится в стадии рассмотрения.

При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в бюджетной сфере Ртищевской межрайонной прокуратурой установлено, что в нормативных правовых актах, регулирующих порядок предоставления из бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в нарушение п. 4 Общих требований  к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, отсутствовали условия и порядок предоставления субсидий, что является корупциогенным фактором по признаку широты дискреционных полномочий в соовтетствии с п.п «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

В целях устранения коррупциогенных факторов на нормативные правовые акты принесено 6 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.

Прокуратурой города Хвалынска внесены требования в адрес главы Хвалынского муниципального района, а также глав Елшанского и Возрожденческого муниципальных образований об исключении коррупциогенных факторов из аналогичных правовых актов, регулирующих  порядок предоставления субсидий, которые рассмотрены и удовлетворены.

При проверке прокуратурой Балтайского района постановления администрации муниципального района «Об утверждении порядка предоставления из местного бюджета Балтайского муниципального района субсидий (грантов) вновь зарегистрированными действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства» установлено, что нормативным правовым актом при отборе получателей субсидий предусматривалась возможность присвоения конкурсных баллов приоритетным видам деятельности «по усмотрению Администрации», при этом критерии «усмотрения» правовым актом не определены.

На противоречащий закону правовой акт прокуратурой района принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, нормативный акт приведен в соответствие закону.

Содержащие коррупциогенные факторы правовые акты выявлялись в сфере распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Прокурором Аркадакского района в ходе анализа практики правоприменения проведена повторная антикоррупционная Положения «Об организации продажи муниципального имущества Семеновского муниципального образования на аукционе», утвержденного решением Совета от 04.06.2012 № 53-166. При этом установлено, что пункт 5 Положения предусматривал возможность участия в оглашении результатов аукциона представителя участника, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность. При этом указанным правовым актом не определены требования к оформлению доверенности на право представления интересов участника аукциона, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, то есть юридико-лингвистическая неопределенность.

По требованию прокурора коррупциогенный фактор из содержания правового акта исключен.

Коррупциогенные факторы установлены в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной и муниципальной службы .

Например, в Положении о порядке получения муниципальными служащими администрации Озинского муниципального района Саратовской области разрешения представителя нанимателя участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиального органов управления», утвержденном постановлением главы Озинского муниципального района Саратовской области от 25.08.2017 № 207 выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Указанное Положение прокурором района опротестовано, Положение приведено в соответствие действующему законодательству, коррупциогенный фактор из его содержания исключен.

Устанавливались коррупциогенные факторы, создающие условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности. 

Прокурором Воскресенского района выявлено, что за пределами компетенции, установленной для органов местного самоуправления, в Положениях о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований, определялся  порядок продажи товаров и оказания услуг. 

На муниципальные правовые акты администрации Воскресенского муниципального района, Елшанского и Синодского муниципальных образований в связи с наличием в них коррупциогенных факторов и противоречий федеральному законодательству, принесены протесты, которые находятся в стадии рассмотрения.

При проведении антикоррупционной экспертизы порядка определения администрацией Старобурасского МО Базарно-Карабулакского муниципального района границ прилегающих к некоторым организациям и объектам на территории Старобурасского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Старобурасского муниципального образования от 27.08.2013 № 16, установлено, что нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, то есть юридико-лингвистическая неопределенность.

В  приложении № 2 к Порядку предусмотрено, что способ расчета расстояния от организаций и объектов до границ прилегающих территорий определяется по кратчайшему пути, проходящему по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии – по обочинам, краям проезжей части), пешеходным переходам.

Однако понятие «кратчайший путь» в правовом акте не регламентировано, что позволяет должностным лицам принимать решения по своему усмотрению и может повлечь нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.

Аналогичные положения установлены в содержании еще 3 нормативных правовых актов органов местного самоуправления Базарно-Карабулакского муниципального района.

По результатам антикоррупционной экспертизы в адрес органов местного самоуправления прокурором района направлены требования, которые рассмотрены и удовлетворены.

Содержащие коррупциогенные факторы нормативные акты выявлены в сфере реализации органами власти контрольно-разрешительных функций.

Антикоррупционной экспертизой Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Мордовокарайского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Мордовокарайского муниципального образования от 05.10.2017 № 44, прокурором Романовского района установлено, что правовым актом не предусмотрены сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на размещение нестационарных торговых объектов, а также не закреплены основания принятия решения об отказе в выдаче разрешения  (коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а, б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

Аналогичный правовой акт, содержащий коррупционные факторы, выявлен в Подгорненском муниципальном образовании.

В адрес глав муниципальных образований прокурором района внесены требования об изменении нормативного правового акта, которые удовлетворены.

При проведении антикоррупционной экспертизы за 9 месяцев  2018 г. в 42 нормативных правовых актах и их проектах органов государственной власти Саратовской области установлено 44 коррупциогенных фактора, а в 725  нормативных правовых актах органов местного самоуправления и их проектах – 767 коррупциогенных факторов.

По выявленным коррупциогенным факторам прокурорами направлено 136 требований  об  изменении  правового  акта, 207 информаций,  принесено 309 протестов, внесено 2 представления.

По состоянию на 01.10.2018 в результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 452 нормативных правовых актов и 261 проекта.

Практика проведения антикоррупционной экспертизы показывает, что наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах и их проектах, регулирующих правоотношения в социальной сфере (299),  бюджетные правоотношения (12), порядок прохождения государственной и муниципальной службы (31), вопросы использования государственного и муниципального имущества (27).

В целях устранения коррупциогенных факторов прокурорами приняты меры прокурорского реагирования.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции П.Ю. Гвоздев