Прокурор разъясняет

  • 17 августа 2021, 11:09
Можно ли вернуть в магазин товар при обнаружении брака? Разъясняет прокурор Ленинского района г. Саратова А.В. Дементьев
  Текст

В данном случае необходимо обратиться к положениям ст.ст. 492-505 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, продавец должен передать потребителю (покупателю) качественный товар, если в договоре купли-продажи отдельно не оговорены условия о его качестве. Например, продавец уведомил покупателя о некоторых недостатках товара, покупатель согласился, и стороны отразили это в договоре купли-продажи. Соответствующие положения закреплены в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, изложены в п. 1 ст. 18 указанного Закона. В частности, потребитель по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Аналогичные по содержанию права указаны и в ст. 503 ГК РФ.

При этом согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования о соразмерном уменьшении цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара и возврате уплаченной денежной суммы за товар подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней с момента предъявления такого требования.

Что касается замены товара, то продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования (п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Требование об устранении недостатков товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно, т.е. в минимальный срок. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Учтите, что обратиться к продавцу с одной из вышеуказанных просьб необходимо в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

​​​​​​​