Прокурор разъясняет - Прокуратура Саратовской области
Прокурор разъясняет
- 9 ноября 2023, 17:02
Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица при невозможности полного погашения требований кредиторов предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом и предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством. Контролирующее лицо не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Согласно пункту 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве уменьшение или освобождение от субсидиарной ответственности возможно в случае, если привлекаемое к ней лицо докажет, что оно, исполняя функции органов управления или учредителя, фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность организации, и если благодаря этому лицу установлено фактически контролировавшее должника лицо или обнаружено скрывавшееся имущество.
Отмечено также, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.
Пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2023
№ 50-П
Прокуратура Саратовской области
9 ноября 2023, 17:02
Конституционным судом Российской Федерации сформирована позиция, относительно конституционности пп. 9 и 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Разъясняет прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере защиты интересов государства и общества Кружилин А.А.
Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица при невозможности полного погашения требований кредиторов предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом и предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством. Контролирующее лицо не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Согласно пункту 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве уменьшение или освобождение от субсидиарной ответственности возможно в случае, если привлекаемое к ней лицо докажет, что оно, исполняя функции органов управления или учредителя, фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность организации, и если благодаря этому лицу установлено фактически контролировавшее должника лицо или обнаружено скрывавшееся имущество.
Отмечено также, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.
Пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2023
№ 50-П
Все права защищены