Антикоррупционная экспертиза - Прокуратура Ульяновской области
Антикоррупционная экспертиза
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» органы прокуратуры наделены полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и их проектов.
Во исполнение требований законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в истекшем периоде 2015 г. прокуратурой области изучено 6336 нормативных правовых актов на наличие коррупциогенных факторов, из них 1101 акт – органов государственной власти, 5220 актов - органов местного самоуправления, 15 актов организаций.
В ходе изучения выявлен 151 нормативный правовой акт (из них противоречащих закону – 140), содержащий 169 коррупциогенных фактора, в том числе:
- в органах государственной власти - 1 нормативный правовой акт, содержащий 2 коррупциогенных фактора, в целях исключения которых внесено 1 требование;
- в органах местного самоуправления - 138 муниципальных правовых актов (в том числе 128 – противоречащих закону), содержащих 155 коррупциогенных факторов, в целях исключения которых принесено 120 протестов, внесено 10 требований, 9 представлений.
- в организациях – 12 актов, содержащих коррупциогенные факторы, в целях исключения которых принесено 12 протестов.
Анализируя сферы законодательного регулирования, в которых выявлены нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, следует выделить те, где коррупциогенные положения встречаются наиболее часто, а именно: законодательство о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (92 акта), законодательство о государственной и муниципальной службе (31 акт), законодательство о землепользовании (12 актов), законодательство о бюджете (11 актов), налоговое законодательство (2 акта), законодательство о государственной и муниципальной собственности (2 акта).
К типичным коррупциогенным факторам, допускаемым органами власти и местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, относятся: широта дискреционных полномочий (35 %), отсутствие и (или) неполнота административных процедур оказания государственных и муниципальных услуг (24 %), нарушение компетенции (19 %), установление завышенных требований для граждан и организаций (13 %) и другие.
Анализ проводимой в данном направлении работы показывает, что наличием коррупциогенных положений характеризуются, прежде всего, нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти области и местного самоуправления.
Во исполнение требований Приказа от 28.12.2009 № 400 прокуратурой Ульяновской области налажено необходимое взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в частности, с Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области.
Во исполнение указания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана от 20.12.2011 № 86/1-216-2010 «О совершенствовании работы по привлечению институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)» сообщаю, что органами прокуратуры области налажено взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе с аккредитованными на территории области независимыми экспертами.
В рамках взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными организациями распоряжением прокурора области от 10.09.2014 № 140/7-р/2983-р/169-А/19-р создан общественный Совет по защите прав инвалидов. В состав данного Совета вошли представители Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Ульяновской городской общественной организации инвалидов общего заболевания, региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны», областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».
На состоявшемся совместном организационном совещании в качестве одного из направлений взаимодействия определено информирование о наличии в нормативных правовых актах по вопросам защиты прав инвалидов, коррупционных положений.
Во исполнение п.1.10 Приказа от 28.12.2009 № 400 прокуратурой области проводится работа по изучению проектов нормативных правовых актов в целях исключения из них коррупциогенных положений, с последующим информированием о результатах данной работы соответствующих органов и должностных лиц.
Всего за 9 месяцев 2015 года выявлено 282 проекта нормативных правовых актов, содержащих 336 коррупциогенных фактора, в том числе:
- в органах государственной власти – 33 проекта нормативных правовых актов, содержащих 40 коррупциогенных факторов, в целях устранения которых в органы власти направлено 33 отрицательных заключения на проекты нормативных правовых актов (информаций);
- в органах местного самоуправления – 249 проектов муниципальных правовых актов, содержащих 296 коррупциогенных факторов, в целях устранения которых в адрес органов местного самоуправления и их должностных лиц направлено 249 информаций (отрицательных заключений).
Горрайпрокурорами области также продолжается работа по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, исключению коррупциогенных положений из их проектов.
Как показывает анализ работы, наиболее часто коррупциогенные факторы выявляются горрайпрокурорами в административных регламентах реализации муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг.
В целях повышения эффективности проводимой работы аппаратом прокуратуры области продолжается осуществление комплекса организационно-методических мер, направленных на совершенствование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.