История - Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
История
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЙ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах созданы летом 2000 года. Менее недели после вступления в должность Президента Российской Федерации В. В. Путина его Указом от 13 мая 2020 года № 849 образованы семь округов во главе с полномочными представителями Президента России.
Спустя непродолжительное время приказом Генерального прокурора Российской Федерации В. В. Устинова от 5 июня 2000 года образованы управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в созданных округах, за исключением Северо‑ Кавказского, функции которого исполняло Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе. Поскольку Главное управление фактически исполняло те же функции, что и другие управления, 5 февраля 2001 года его преобразовали в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе. Созданные подразделения, не заменяя других управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сконцентрировали у себя не только надзорные, но и существенную часть управленческих полномочий по отношению к прокуратурам субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий округ.
На протяжении 22 лет существования управлений постоянно происходили изменения, в июле 2002 года управления преобразовали в отделы, в ноябре 2006 года – вновь в управления. В феврале 2010 года образовано управление в Северо‑Кавказском федеральном округе, в апреле 2020 года произошло слияние двух управлений, образовано Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо‑Кавказском и Южном федеральных округах. Менялись места дислокации, наименования, структура и штатная численность управлений, причем последняя подвергалась сокращению неоднократно. Но, как водится, задач, стоящих перед работниками, только прибавлялось. Конечно, это налагало определённые требования к сотрудникам. В управлениях работали и продолжают трудиться опытные, знающие своё дело работники.
В настоящее время управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, как и другие управления, – самостоятельное структурное подразделение, дислоцирующееся непосредственно в центре федерального округа – г. Новосибирске. Подразделение возглавляет начальник управления, старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.
В состав управления входят:
– два старших прокурора управления;
– отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, за оперативно‑ разыскной и процессуальной деятельностью численностью двенадцать прокурорских работников;
– отдел документационного обеспечения численностью шесть человек;
– отдел финансового и материально‑ технического обеспечения численностью восемь человек.
Деятельность управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу курирует заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.
На управление возложены задачи по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на территории округа.
В целях решения возложенных задач управление выполняет следующие функции:
– организует и контролирует деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе по надзору за соблюдением положений Конституции Российской Федерации, исполнением законов при подготовке и проведении выборов, о государственной и муниципальной службе, в сферах государственного строительства и федерализма, жилищно‑ коммунального хозяйства, в том числе обеспечения прав граждан на получение жилищно‑ коммунальных услуг, занятости населения и оплаты труда, выплаты пенсий и пособий, соблюдения прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, противодействия экстремизму и терроризму;
– осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля в округе, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– обеспечивает формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок межрегиональных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, наделенных контрольно‑надзорными функциями;
– осуществляет надзор за исполнением законов территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти окружного уровня, уполномоченными проводить оперативно‑ розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– организует и контролирует деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов при проведении проверок территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации округа, уполномоченными проводить оперативно‑ розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, по поступившим из подразделений Росфинмониторинга по федеральным округам материалам финансовых расследований и инициативным информациям;
– обеспечивает надзор за законностью при осуществлении территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации округа оперативно‑розыскной деятельности по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам,
находящимся в производстве поднадзорных управлению органов расследования;
– осуществляет надзор за исполнением подразделением Следственного комитета Российской Федерации, дислоцированным в федеральном округе, законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также при расследовании им уголовных дел;
– обеспечивает межведомственное взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов в округе по борьбе с преступлениями и правонарушениями;
– анализирует и обобщает данные о состоянии законности и правопорядка на территории федерального округа, участвует в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности;
– осуществляет иные функции, вытекающие из возложенных на управление задач.