История

​​​​​​​

Дальневосточная транспортная прокуратура на правах областной прокуратуры была образована приказом Генерального прокурора СССР Романа Андреевича Руденко в ноябре 1980 года.

​​​​​​​

Для справки: Руденко Р.А. (1907-1981, село Носовка Черниговской губернии), юрист, государственный деятель, действительный государственный советник юстиции, Герой Социалистического Труда. На Нюрнбергском процессе по делу главных военных преступников нацистской Германии (1945-46) был главным государственным обвинителем от СССР.

На транспортные прокуратуры, ставшие самостоятельным структурным подразделением в системе органов прокуратуры страны был возложен надзор за исполнением законов на воздушном, железнодорожном, морском, водном транспорте и в таможенных органах. Транспортными прокурорами расследовались катастрофы, аварии, крушения, а также иные преступления на транспорте.

Ранее в структуре органов прокуратуры на Дальнем Востоке уже создавалась прокуратура Дальневосточной железной дороги, однако в 1960 году она была расформирована и все ее работники были переведены на службу в территориальные органы прокуратуры.

Время показало, что упразднение транспортных прокуратур и передача их функций территориальным органам прокуратуры не отвечало положению дел на транспорте страны.

Это признал и прокурор Союза ССР Р.А. Руденко. В своем выступлении при назначении транспортных прокуроров он заострил внимание  на сложности работы, распространенности нарушений законов на транспорте, особенно на железнодорожном, обещал всяческую помощь и поддержку в организации работы.

Первым Дальневосточным прокурором в 1980 году был назначен Михаил Власович Воротников (до этого проработавший с 1955 года в прокуратуре Дальневосточной железной дороги, а после её расформирования - прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска). М.В. Воротников -  государственный советник юстиции 3 класса награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран Труда», нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, имеет почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР».  

Надо отметить, что в Дальневосточном регионе до образования Дальневосточной транспортной прокуратуры уже работали транспортные прокуратуры на правах районных, входившие в структуру краевых и областных территориальных прокуратур. Наиболее крупными из них были Хабаровская и Владивостокская транспортные прокуратуры. Последняя стала базовой для формирования Дальневосточной транспортной прокуратуры. Затем были созданы Холмская, Облученская, Ванинская, Анадырская транспортные прокуратуры.

В 1981-1985г.г. в регионе отмечался высокий уровень преступности и аварийности на транспорте, особенно на рыбодобывающем флоте. В этих условиях Дальневосточная транспортная прокуратура совершенствовала формы и методы прокурорского надзора, повышался профессиональный уровень ее работников, увеличивалась результативность и эффективность прокурорского надзора.

Значительный вклад в становление Дальневосточной транспортной прокуратуры внесли такие сотрудники как Кузиванов Николай Егорович, Недохлебов Александр Алексеевич, Королева Людмила Алексеевна.  Приняли непосредственное участие в формировании подчиненных прокуратур и хорошо зарекомендовали себя в те времена в организации прокурорского надзора бывший Тихоокеанский транспортный прокурор Татаренко А.С., Сахалинский транспортный прокурор Маркелов А.С., Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, Хабаровский транспортный прокурор, впоследствии старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора Насейкин В.В.

Многие работники Дальневосточной транспортной прокуратуры за добросовестную работу и большой вклад в дело укрепления законности и общественного правопорядка на транспорте награждены правительственными наградами. Восьми присвоено звание "Почетный работник прокуратуры". Среди этих людей - Баляба Валерий Павлович, (государственный советник юстиции 2 класса, в органах прокуратуры с 1966 года, с октября 1991 - Дальневосточный транспортный прокурор), Коновод Александр Павлович (государственный советник юстиции 3 класса, в органах прокуратуры с 1983 года, с июня 1993 года - заместитель Дальневосточного транспортного прокурора), Болдышева Нина Сергеевна (старший советник юстиции, в органах прокуратуры с 1961 года, в последнее время занимала должность старшего помощника прокурора по систематизации законодательства, награждена медалью «Ветеран труда», в настоящее время на пенсии), Костовская Тамара Георгиевна (советник юстиции, в органах прокуратуры с 1961 года, в последнее время занимала должность прокурора отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры, награждена медалью «Ветеран труда», в настоящее время на пенсии), Чекалина Ольга Максимовна (советник юстиции, в органах прокуратуры с 1960 года, в последнее время занимала должность прокурора следственного отдела Дальневосточной транспортной прокуратуры, награждена медалью «Ветеран труда», в настоящее время на пенсии) и другие.

Однако системе транспортных прокуратур в России было суждено в 2001 году претерпеть еще одну реорганизацию.

Целью реформы Генерального прокурора Российской Федерации с 2000 по 2006 год Владимира Васильевича Устинова (действительный государственный советник юстиции, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени, Заслуженный юрист Российской Федерации, Почётный работник прокуратуры Российской Федерации) было сконцентрировать прокурорский надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах непосредственно на местах, усилив ответственность областных прокуроров. Кроме того, в результате реорганизации высвободилось около 1000 вакансий прокуроров и следователей, которыми были укреплены следственные отделы и подразделения государственных обвинителей.

Тогда же Дальневосточная транспортная прокуратура была упразднена.

Спустя годы, актуальность работы транспортных прокуроров и необходимость четкой организации этой деятельности в условиях нынешнего времени все-таки способствовали принятию решения о создании транспортных прокуратур (с полномочиями прокуратур субъектов) в федеральных округах Российской Федерации. Транспортная система страны претерпевает существенные изменения и динамично развивается. Растут объемы перевозок железнодорожным, авиационным, речным и морским транспортом, расширяется ее инфраструктура. Значительное место в этом отводится таможне.

Воссоздание транспортных прокуратур было обусловлено необходимостью укрепления правопорядка и законности на стратегически важных для современной России объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также необходимостью усиления защиты экономических интересов страны в таможенной сфере.

​​​​​​​

Приоритеты определены Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой (действительный государственный советник юстиции, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени», кавалер ордена Почета, Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации), отдавшим несколько лет работе в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре и в свое время возглавлявшим ее в начале 90-х годов.

Среди них в первую очередь защита прав граждан, предупреждение правонарушений и преступлений, включая акты терроризма. Осуществление надзора в сфере внешнеэкономической деятельности за исполнением таможенного, административного, валютного законодательства таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Так, 11 июня 2007 года, приказами Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в целях совершенствования надзора за исполнением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также в таможенной сфере создано восемь транспортных прокуратур - Московская, Северо-Западная, Приволжская, Южная, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Уральская и Дальневосточная. К их компетенции отнесено осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органами внутренних дел на транспорте и таможенными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, их должностными лицами, органами управления и руководителями.

Также эти прокуратуры призваны осуществлять надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, вести предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, в морских и речных портах, аэропортах, на пристанях, причалах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах, судах морского и внутреннего водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Кроме того, транспортные прокуратуры будут осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на транспорте и в таможенной сфере, по борьбе с преступностью, участвовать в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

В структуру Дальневосточной транспортной прокуратуры входят: Биробиджанская, Ванинская, Приморская, Находкинская, Комсомольская-на-Амуре, Нерюнгринская, Хабаровская, Николаевская-на-Амуре, Сахалинская, Тындинская, Магаданская, Камчатская транспортные прокуратуры.

Пресс-служба
Дальневосточной транспортной прокуратуры