Прокурор разъясняет

  • 11 сентября 2025, 10:34
О правах потребителей
  Текст

В целях защиты потребителей от недоброкачественного товара и ненадлежащего исполнения обязательств Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) закреплены основные пава граждан, приобретающих товары и заказывающих выполнение работ или оказание услуг.

К примеру, право потребителя на безопасность товара (услуги) предусматривает, что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняет вред имуществу потребителя.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона.

Кроме того, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно статье 3 Закона, в целях реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель, руководствуясь статьей 18 Закона, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же или другой марки (с перерасчетом цены); потребовать соразмерного уменьшения цены или безвозмездного устранения недостатков (или возмещения расходов на их исправление); отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Вместе с тем по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Потребитель же вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно статье 25 Закона, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, потребитель вправе обменять его на аналогичный товар у продавца в течение 14 дней, при условии, что товар не был в употреблении и сохранены вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется подтверждающий оплату товара документ (отсутствие документа не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания).

 

Прокуратура КБР

Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства