Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 27 мая 2015, 00:00
Эффективное государственное управление в сфере экологии возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения.
В Российской Федерации сформирована значительная нормативная правовая база в указанной сфере.
Правовое регулирование отношений в сфере экологии характеризуется достаточно большим количеством законодательных и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. При этом Правительство страны обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (п. «в» ст. 114 Конституции Российской Федерации).
Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 10.01.2010 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляющий принципы и объекты охраны окружающей среды; компетенцию России, ее субъектов, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов в области охраны природы и использования ее ресурсов; права и обязанности граждан и общественных организаций.
Немаловажную роль в регулировании отношений в сфере экологии играют федеральные законы от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 24-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.
Положения федеральных законов конкретизируются в постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. Значительная роль в правовом регулировании отношений в сфере экологии отведенаактам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время правовое регулирование в сфере экологии значительно отстает от развивающихся экономических отношений, законодательно не обеспечивает регулирования правового поля по осуществлению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, не имеет единой идеологии и не направлено на создание целостной и комплексной системы управления.
Отдельного внимания заслуживает проблема правового регулирования вопроса реализации территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
Так, в соответствии с поручениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой Республики Коми в 2013-2014 гг. проводились проверки исполнения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Республике Коми (далее – Управление) полномочий по реализации древесины, полученной в результате использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ); для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ст. 44 ЛК РФ); для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ); для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).
Проведенные проверки свидетельствуют о крайней неэффективности реализации Управлением указанных полномочий. Так, за 2013 г. реализовано лишь 20 097 куб. м древесины из 324 959 куб. м, поступивших на реализацию. В результате бюджет Российской Федерации недополучил более 8,5 млн рублей. Аналогичной была ситуация и в 2014 г.
Более того, нахождение значительных объемов заготовленной, но не вывезенной из лесов древесины, являясь нарушением требований, предусмотренных пп. 16, 19, 21 Правил охраны лесов от пожаров (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417), создает угрозу пожарной безопасности в лесах и способствует возникновению очагов болезней леса.
В то же время анализ сложившейся практики реализации такой древесины свидетельствует о том, что в настоящее время на федеральном уровне не урегулированы вопросы учета вырубленной древесины на бухгалтерском балансе или забалансовых счетах арендаторов, лесничеств; не регламентированы действия территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Республике Коми в отношении нереализованной древесины, не разработан механизм обеспечения сохранности вырубленной, но не реализованной древесины, являющейся федеральной собственностью, в связи с чем в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со ст. ст. 43-46 ЛК РФ» требуется внесение соответствующих изменений и дополнений.
Поскольку в настоящее время в правовом регулировании указанных вопросов имеются пробелы, в целях недопущения негативных последствий в пожароопасный период, лесопользователям, использующим лесные участки в целях осуществления работ, предусмотренных ст.ст. 43-46 ЛК РФ, особое внимание следует уделять вопросам учета вырубленной на указанных участках древесины, а также обеспечения ее сохранности.
Прокуратура Республики Коми
27 мая 2015, 00:00
Правовое регулирование в сфере экологии
Эффективное государственное управление в сфере экологии возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения.
В Российской Федерации сформирована значительная нормативная правовая база в указанной сфере.
Правовое регулирование отношений в сфере экологии характеризуется достаточно большим количеством законодательных и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. При этом Правительство страны обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (п. «в» ст. 114 Конституции Российской Федерации).
Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 10.01.2010 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляющий принципы и объекты охраны окружающей среды; компетенцию России, ее субъектов, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов в области охраны природы и использования ее ресурсов; права и обязанности граждан и общественных организаций.
Немаловажную роль в регулировании отношений в сфере экологии играют федеральные законы от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 24-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.
Положения федеральных законов конкретизируются в постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. Значительная роль в правовом регулировании отношений в сфере экологии отведенаактам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время правовое регулирование в сфере экологии значительно отстает от развивающихся экономических отношений, законодательно не обеспечивает регулирования правового поля по осуществлению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, не имеет единой идеологии и не направлено на создание целостной и комплексной системы управления.
Отдельного внимания заслуживает проблема правового регулирования вопроса реализации территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
Так, в соответствии с поручениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой Республики Коми в 2013-2014 гг. проводились проверки исполнения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Республике Коми (далее – Управление) полномочий по реализации древесины, полученной в результате использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ); для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ст. 44 ЛК РФ); для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ); для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).
Проведенные проверки свидетельствуют о крайней неэффективности реализации Управлением указанных полномочий. Так, за 2013 г. реализовано лишь 20 097 куб. м древесины из 324 959 куб. м, поступивших на реализацию. В результате бюджет Российской Федерации недополучил более 8,5 млн рублей. Аналогичной была ситуация и в 2014 г.
Более того, нахождение значительных объемов заготовленной, но не вывезенной из лесов древесины, являясь нарушением требований, предусмотренных пп. 16, 19, 21 Правил охраны лесов от пожаров (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417), создает угрозу пожарной безопасности в лесах и способствует возникновению очагов болезней леса.
В то же время анализ сложившейся практики реализации такой древесины свидетельствует о том, что в настоящее время на федеральном уровне не урегулированы вопросы учета вырубленной древесины на бухгалтерском балансе или забалансовых счетах арендаторов, лесничеств; не регламентированы действия территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Республике Коми в отношении нереализованной древесины, не разработан механизм обеспечения сохранности вырубленной, но не реализованной древесины, являющейся федеральной собственностью, в связи с чем в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со ст. ст. 43-46 ЛК РФ» требуется внесение соответствующих изменений и дополнений.
Поскольку в настоящее время в правовом регулировании указанных вопросов имеются пробелы, в целях недопущения негативных последствий в пожароопасный период, лесопользователям, использующим лесные участки в целях осуществления работ, предусмотренных ст.ст. 43-46 ЛК РФ, особое внимание следует уделять вопросам учета вырубленной на указанных участках древесины, а также обеспечения ее сохранности.
Все права защищены