Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 26 марта 2014, 00:00
О системе органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, в Лесном кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не упоминается. Вместе с тем, в нем имеется отдельная глава, регламентирующая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области лесных отношений.
Под системой государственных и муниципальных органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством следует понимать целостную, единую часть механизма (аппарата) государства, участвующую в осуществлении функций государства и наделенную властными полномочиями в сфере лесных отношений.
Как и в любом государстве, в России действует специально созданная, постоянно действующая иерархическая система государственных и муниципальных органов, осуществляющих государственную и муниципальную власть, задачи и функции государства в сфере лесных отношений. При этом можно выделить несколько классификаций органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством и при этом образующих определенную целостность.
Во-первых, по объему властных полномочий органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, можно выделить органы высшие и местные.
Высшие органы, к каковым относятся федеральные органы власти или органы государственной власти Российской Федерации, а также региональные органы власти или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, распространяют свои полномочия на территорию страны, а также на соответствующий субъект федерации. Местные органы государства в области лесных отношений, к каковым относятся органы местного самоуправления, функционируют в административно-территориальных единицах. Их полномочия распространяются только на эти территории.
Полномочия федеральных органов власти в области лесных отношений определены в статье 81 ЛК РФ. При этом их компетенция реализуется, главным образом, путем принятия нормативных актов по вопросам, предусмотренным указанной статьей. Вместе с тем перечень полномочий является «открытым», поскольку ЛК РФ и другими федеральными законами к компетенции указанных органов в силу п. 42 ст. 81 ЛК РФ отнесены и иные полномочия.
Полномочия конкретных федеральных органов власти в области лесных отношений определяются соответствующими нормативными правовыми актами.
Полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации посвящена ст. 82 ЛК РФ. Перечень полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений не является исчерпывающим. Компетенция конкретных органов государственной власти тех или иных субъектов Российской Федерации устанавливается конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, региональными законами и иными нормативными правовыми актами. Как и компетенция федеральных органов, компетенция региональных органов власти в области лесных отношений может быть реализована преимущественно путем принятия правовых актов по вопросам, входящим в круг полномочий указанных органов.
Следует особо подчеркнуть, что передача осуществления отдельных полномочий Федерации в области лесных отношений региональным органам власти осуществляется по новым правилам, установленным ст. 83 ЛК РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Полномочия местных органов власти в области лесных отношений определены в ст. 84 ЛК РФ.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, сформулирован как исчерпывающий. В то же время компетенция органов местного самоуправления может быть расширена, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом наделение муниципальных органов конкретными государственными полномочиями осуществляется конкретными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, по широте компетенции органы государства, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции можно разделить на органы федерального уровня и регионального уровня. При этом указанные органы правомочны решать широкий круг вопросов. Такими функциями наделены Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый из этих органов в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции управления лесами и землями лесного фонда на всей территории административно-территориальной единицы независимо от того, в чьем ведении или пользовании находятся леса.
Так, например, на территории Республики Коми действует Закон республики «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» от 27.12.2006 № 136-РЗ, устанавливающий компетенцию региональных органов власти в области лесных отношений на территории республики. При этом указанным законом определены полномочия в области лесных отношений исполнительных органов власти: Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми.
В области лесных отношений существуют также органы специальной компетенции, специализирующиеся на выполнении какой-либо одной функции, отдельного вида деятельности. Указанные органы могут быть органами как федерального, так и регионального уровня.
К данной категории органов можно отнести органы специальной компетенции федерального уровня: Минприроды России, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий; Росприроднадзор, осуществляющий контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; Рослесхоз, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Что касается органов специальной компетенции регионального уровня, то здесь следует отметить, что Конституция страны не устанавливает систему органов исполнительной власти субъектов в области лесных отношений, а предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их в соответствии с общими принципами организации государственной власти в стране, в связи с чем в одних субъектах созданы специализированные министерства лесного хозяйства, в других – департаменты или комитеты, а в некоторых – комплексные министерства природных ресурсов или даже министерство природных ресурсов и лесного комплекса. В частности, в Республике Коми создан такой орган специальной компетенции, как Комитет лесов Республики Коми.
Указанные выше органы составляют единую, целостную систему, наделенную властными полномочиями в сфере лесных отношений, а, вместе с тем, и часть всего механизма (аппарата) государства. При этом их целостность проявляется в том, что согласно Конституции Российской Федерации Россия и ее субъекты являются равноправными в их отношениях с федеральными органами государственной власти, федеральная власть распространяется на всю территорию страны. На территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер и являющаяся частью единой системы государственной власти.
Обусловленная Конституцией правовая основа разграничения полномочий и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов позволяет не только предоставлять отдельным субъектам Российской Федерации права, которыми не располагают другие субъекты, но и обеспечивать единое управление лесами.
Прокуратура Республики Коми
26 марта 2014, 00:00
О системе государственных и муниципальных органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством
О системе органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, в Лесном кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не упоминается. Вместе с тем, в нем имеется отдельная глава, регламентирующая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области лесных отношений.
Под системой государственных и муниципальных органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством следует понимать целостную, единую часть механизма (аппарата) государства, участвующую в осуществлении функций государства и наделенную властными полномочиями в сфере лесных отношений.
Как и в любом государстве, в России действует специально созданная, постоянно действующая иерархическая система государственных и муниципальных органов, осуществляющих государственную и муниципальную власть, задачи и функции государства в сфере лесных отношений. При этом можно выделить несколько классификаций органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством и при этом образующих определенную целостность.
Во-первых, по объему властных полномочий органов, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, можно выделить органы высшие и местные.
Высшие органы, к каковым относятся федеральные органы власти или органы государственной власти Российской Федерации, а также региональные органы власти или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, распространяют свои полномочия на территорию страны, а также на соответствующий субъект федерации. Местные органы государства в области лесных отношений, к каковым относятся органы местного самоуправления, функционируют в административно-территориальных единицах. Их полномочия распространяются только на эти территории.
Полномочия федеральных органов власти в области лесных отношений определены в статье 81 ЛК РФ. При этом их компетенция реализуется, главным образом, путем принятия нормативных актов по вопросам, предусмотренным указанной статьей. Вместе с тем перечень полномочий является «открытым», поскольку ЛК РФ и другими федеральными законами к компетенции указанных органов в силу п. 42 ст. 81 ЛК РФ отнесены и иные полномочия.
Полномочия конкретных федеральных органов власти в области лесных отношений определяются соответствующими нормативными правовыми актами.
Полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации посвящена ст. 82 ЛК РФ. Перечень полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений не является исчерпывающим. Компетенция конкретных органов государственной власти тех или иных субъектов Российской Федерации устанавливается конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, региональными законами и иными нормативными правовыми актами. Как и компетенция федеральных органов, компетенция региональных органов власти в области лесных отношений может быть реализована преимущественно путем принятия правовых актов по вопросам, входящим в круг полномочий указанных органов.
Следует особо подчеркнуть, что передача осуществления отдельных полномочий Федерации в области лесных отношений региональным органам власти осуществляется по новым правилам, установленным ст. 83 ЛК РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Полномочия местных органов власти в области лесных отношений определены в ст. 84 ЛК РФ.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, сформулирован как исчерпывающий. В то же время компетенция органов местного самоуправления может быть расширена, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом наделение муниципальных органов конкретными государственными полномочиями осуществляется конкретными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, по широте компетенции органы государства, решения которых затрагивают сферу отношений, регулируемых лесным законодательством, подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции можно разделить на органы федерального уровня и регионального уровня. При этом указанные органы правомочны решать широкий круг вопросов. Такими функциями наделены Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый из этих органов в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции управления лесами и землями лесного фонда на всей территории административно-территориальной единицы независимо от того, в чьем ведении или пользовании находятся леса.
Так, например, на территории Республики Коми действует Закон республики «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» от 27.12.2006 № 136-РЗ, устанавливающий компетенцию региональных органов власти в области лесных отношений на территории республики. При этом указанным законом определены полномочия в области лесных отношений исполнительных органов власти: Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми.
В области лесных отношений существуют также органы специальной компетенции, специализирующиеся на выполнении какой-либо одной функции, отдельного вида деятельности. Указанные органы могут быть органами как федерального, так и регионального уровня.
К данной категории органов можно отнести органы специальной компетенции федерального уровня: Минприроды России, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий; Росприроднадзор, осуществляющий контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; Рослесхоз, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Что касается органов специальной компетенции регионального уровня, то здесь следует отметить, что Конституция страны не устанавливает систему органов исполнительной власти субъектов в области лесных отношений, а предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их в соответствии с общими принципами организации государственной власти в стране, в связи с чем в одних субъектах созданы специализированные министерства лесного хозяйства, в других – департаменты или комитеты, а в некоторых – комплексные министерства природных ресурсов или даже министерство природных ресурсов и лесного комплекса. В частности, в Республике Коми создан такой орган специальной компетенции, как Комитет лесов Республики Коми.
Указанные выше органы составляют единую, целостную систему, наделенную властными полномочиями в сфере лесных отношений, а, вместе с тем, и часть всего механизма (аппарата) государства. При этом их целостность проявляется в том, что согласно Конституции Российской Федерации Россия и ее субъекты являются равноправными в их отношениях с федеральными органами государственной власти, федеральная власть распространяется на всю территорию страны. На территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер и являющаяся частью единой системы государственной власти.
Обусловленная Конституцией правовая основа разграничения полномочий и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов позволяет не только предоставлять отдельным субъектам Российской Федерации права, которыми не располагают другие субъекты, но и обеспечивать единое управление лесами.
Все права защищены