Новости

В прокуратуре Республики Коми обсуждены итоги работы ведомства за 2021 год
  Текст
  2 Изображения
   

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии, на котором обсуждены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2021 год.

В работе коллегии посредством видеоконференцсвязи приняли участие начальник Управления Генеральной прокуратуры по Северо-Западному федеральному округу Нелли Солнышкина, Главный федеральный инспектор по Республике Коми Михаил Тырин, Глава Республики Коми Владимир Уйба, Председатель Государственного Совета Республики Коми Сергей Усачев, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Вера Железцова, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми Татьяна Козлова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Владимир Голдин, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом об итогах работы ведомства в 202й году выступил прокурор Республики Коми Николай Егоров, после чего слово было предоставлено Главе Республики Коми Владимиру Уйбе и Председателю Государственного Совета Республики Коми Сергею Усачеву.

Второй блок коллегии был посвящен докладам заместителей прокурора республики и выступлениям руководителей структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, а также заслушиванию прокуроров ряда городов и районов.

Приводим полный текст выступления прокурора Республики Коми Николая Егорова:

 

«Уважаемая Нелли Евгеньевна, уважаемые участники

расширенного заседания коллегии, товарищи прокуроры.

 

В 2021 году усилия прокуратуры Республики Коми были направлены на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, государственных и общественных интересов, противодействию преступности.

С целью повышения эффективности прокурорского надзора в условиях преодоления последствий распространения коронавирусной инфекции нами организовано необходимое взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, осуществлялся постоянный диалог с представителями институтов гражданского общества и бизнес-сообществом, активизирована координационная деятельность правоохранительных органов.

Благодаря проделанной работе в республике складывается устойчивая социально-экономическая и общественно-политическая обстановка. Отмечается рост промышленного производства, увеличение объемов строительства. Констатируется снижение преступности на 12,7 %, не допускается проявлений межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, обеспечен правопорядок в единый день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственного Совета Республики Коми.

****

В целях обеспечения единого правового пространства своевременно приведены в соответствие положения Конституции Республики Коми, скорректированы республиканские законодательные акты. Большая работа проведена по совершенствованию и принятию подзаконных нормативных актов.

По инициативе прокуратуры внесены изменения в республиканские законы, в том числе по вопросам осуществления регионального государственного контроля (надзора), расширены полномочия старост сельских населенных пунктов, приведены в соответствие уставы муниципальных образований. Всего по предложениям и проектам прокуроров местными органами власти принято более 1 500 нормативных правовых актов.

Работа по совершенствованию нормативной базы в регионе продолжается. Мы уже подключились к реализации Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». На подходе – принятый в первом чтении новый закон о местном самоуправлении.

****

 

Осуществляя надзор за исполнением федерального законодательства прокурорами выявлено свыше 27 тыс. нарушений закона. В целях их устранения внесено более 3 тыс. представлений, по протестам прокурора отменено и изменено почти 3 тыс. незаконных правовых актов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 3,5 тыс. лиц, судами рассмотрены и удовлетворены почти 3 тыс. исков на сумму более 242 млн рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 108 уголовных дел.

****

В 2021 году органами прокуратуры разрешено по существу более 19,5 тыс. обращений, из которых каждое пятое признано обоснованным, вскрыто свыше 6 тысяч нарушений законов.

По удовлетворенным обращениям чаще других находили подтверждение доводы о нарушениях трудового и жилищного законодательства, в сфере ЖКХ, прав инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних. По-прежнему признаётся обоснованным значительное число обращений на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, жалоб на действия и решения следователей и дознавателей, а также на нарушения при исполнении уголовных наказаний.

Реализуя поставленные Генеральным прокурором Российской Федерации задачи на данном направлении, мы ужесточили спрос с прокуроров за качество рассмотрения обращений. Вследствие принятых мер на 39 % сократилось число повторных обращений, на 60 % уменьшилось число обращений, возвращенных заявителям, и на 38 % - число обращений, оставленных без разрешения. Также на 12 % снизилось количество обращений, направленных для разрешения в другие органы и организации, хотя их удельный вес от числа рассмотренных продолжает оставаться выше общероссийского и составляет 37 %.

Генеральной прокуратурой особое внимание уделяется полноте разрешения обращений и фактическому устранению нарушений, реальному восстановлению прав заявителей. Ряд обращений, рассматриваемых в прокуратуре республике по вопросам защиты социальных прав граждан, в т.ч. на льготное лекарственное обспЕчение, жилищных прав и прав граждан в сфере ЖКХ, прав и интересов несовершеннолетних до настоящего времени находится на особом контроле в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

****

Особое внимание прокуроров в 2021 году было уделено вопросам соблюдения социальных прав граждан в условиях пандемии.

Прокурорами Сыктывкара, Воркуты, Ухты, Вуктыла, Удорского района выявлены нарушения при начислении стимулирующих выплат медицинским работникам. В результате принятия мер прокурорского реагирования 130 работников государственной системы здравоохранения получили стимулирующие выплаты на сумму 2 млн. 800 тыс. рублей.

Прокурорами Сыктывкара, Усть-Вымского и Троицко-Печорского районов выявлены интернет-ресурсы с предложениями о продаже медицинских справок об отсутствии заболевания коронавирусной инфекцией без фактического обращения в медицинскую организацию. По итогам рассмотрения исков прокуроров заблокировано 6 сайтов, еще 3 заявления рассматриваются судом.

Пристального внимания требует и ситуация с лекарственным обеспечением. По состоянию на 01.01.2022 количество отсроченных рецептов по федеральной и региональной льготе составило почти 14 тыс. (1 678 и 12 118 соответственно). Наибольшее количество таких фактов отмечается в Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Вуктыле.

При сложившихся обстоятельствах прокурорский надзор в данной сфере усилен. Органами прокуратуры республики выявлено 219 нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц, в суды направлено 106 исков об обеспечении лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения на общую сумму 1,9 млн рублей.

Управлением Росздравнадзора по Республике Коми на основании согласованного нами решения в сентябре минувшего года проведена внеплановая выездная проверка Министерства здравоохранения республики, по результатам которой также выявлены многочисленные нарушения.

Учитывая масштабы нарушений в сфере льготного лекарственного обеспечения мною 10 января этого года Главе Республики Коми внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и остается на контроле прокуратуры республики.

****

В отчетном периоде вновь потребовалось повышенное внимание прокуроров вопросам оплаты труда

По состоянию на 1 января 2022 года общий размер задолженности по оплате труда в регионе составил 71 млн 982 тыс. рублей, хотя в отдельные периоды прошедшего года ее размер превышал 120 млн рублей.

Принятые меры реагирования о привлечении виновных должностных лиц к административной, дисциплинарной ответственности, возбуждение уголовных дел по статье 145.1 УК РФ, исковая работа способствовали погашению задолженности по заработной плате в размере более 200 млн рублей перед 2 тыс. работников, сократилось количество предприятий-должников до 13 и число лиц, чьё право на оплату труда нарушено, - до 695.

Наибольшая доля задолженности (78%) в республике приходится на Усинск, где на трех предприятиях, которые находятся в стадии банкротства, имеется задолженность перед 334 работниками на общую сумму 56 млн 844 тыс. рублей.

Прокурорам необходимо усилить надзор по защите законных интересов работников, совместно с контролирующими и правоохранительными органами добиваться полного и реального устранения нарушений прав на своевременную выплату заработной платы. В этой связи поручаю прокурорам Усинска, Сыктывкара, Сыктывдинского, Эжвинского и Княжпогостского районов дополнительно проверить поднадзорные организации-должники по заработной плате на предмет исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), а прокурору Ухты – обеспечить соблюдение прав работников муниципального предприятия «Ухта-Хлеб», находящегося в предбанкротном состоянии.

****

Прокурорами оперативно решались задачи по усилению защиты прав хозяйствующих субъектов.

В минувшем году пресечено почти 2,5 тыс. нарушений. Устранялись препятствия для законной деятельности и развития предпринимательства на уровне нормативной базы: благодаря вмешательству прокуроров в 623-х правовых актах устранены противоречия федеральному законодательству и коррупциогенные факторы.

В судебном порядке защищены права 16 предпринимателей, на которых возлагались не предусмотренные законом обязанности при аренде лесных участков; признаны недействительными условия 7 муниципальных контрактов, заключенных без проведения конкурентных процедур, в суде оспорено 11 постановлений о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения, вынесенных с нарушением установленного порядка.

За допущенные нарушения 169 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность, 86 – административную. По материалам прокурорских проверок возбуждено 6 уголовных дел.

В результате принятых мер прокурорского реагирования перед бизнесом в течение 2021 года погашены долги государственных и муниципальных заказчиков на сумму 123,5 млн рублей.

Наиболее активную позицию в вопросах защиты интересов бизнеса заняли прокуроры Эжвинского района г. Сыктывкара, Сыктывдинского, Усть-Вымского районов, Печорский межрайонный прокурор.

В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности потребовала повышенного внимания прокуратуры работа органов контроля и надзора. Так, каждое третье контрольное (надзорное) мероприятие в отношении юридических лиц и предпринимателей пресечено прокурорами ввиду незаконности. Из проектов планов на 2022 год по требованию прокуроров исключено 486 контрольно-надзорных мероприятий.

В рамках ежемесячного проведения Всероссийского дня приема предпринимателей в прокуратурах принят 61 представитель бизнес-сообщества. Рассмотрение обращений и принятые меры реагирования способствовали реальному восстановлению прав хозяйствующих субъектов. Например, в Инте прекращено незаконное уголовное преследование индивидуального предпринимателя, возвращены изъятые в ходе обыска предметы и документы.

Работа по защите законных интересов бизнеса в сегодняшних реалиях должна быть максимально активизирована и вестись в заданном ритме до преодоления негативного влияния пандемии.

На предстоящее полугодие нами намечены масштабные проверки, в ходе которых будет дана принципиальная оценка реализации полномочий органами контроля в условиях нового правового регулирования, введенного с 01 июля прошлого года Федеральным законом № 248-ФЗ, предоставлению бизнесу мер государственной и муниципальной поддержки, использованию бюджетных средств на эти цели, созданию надлежащих условий для привлечения инвестиций. Прокурорам Воркуты, Инты, Усинска, Усть-Цилемского района поручаю лично встретиться с резидентами Арктики для обсуждения хода реализации бизнес-проектов, возникающих проблем и их решения в рамках надзорных полномочий.

Также внимание прокуроров обращаю на вступившие в силу изменения в законодательстве о контрактной системе закупок. С 1 января государственные и муниципальные заказчики обязаны не менее четверти всех закупок размещать у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Сокращены сроки оплаты контрактов. Средствами прокурорского надзора следует обеспечить неукоснительное соблюдение указанных требований.

****

Много острых вопросов остается в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

За минувший год органами прокуратуры республики выявлено свыше 500 нарушений при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса республики к отопительному периоду.

По данным Печорского управления Ростехнадзора 6 муниципальных образований не получили паспорта готовности к текущему отопительному сезону. Прямым следствием неготовности к зиме стал рост аварийности на объектах жилищно-коммунального комплекса. К примеру, в Усть-Цилемском районе и Вуктыле число инцидентов возросло в 3 раза, в Печоре – почти в 2 раза.

Ситуация с аварией на магистральном теплопроводе в Печоре
31 декабря 2021 года наглядно продемонстрировала проблему безответственного отношения теплоснабжающей организации, у которой отсутствовал материальный резерв для оперативной ликвидации аварии.

Проведенной прокуратурой Печоры проверкой установлено, что причинами аварийной ситуации стала ненадлежащая работа муниципалитета по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в зимний период, необоснованное сокращение ресурсоснабжающей организацией расходов на эти цели, разработка ими планов по капитальному ремонту и реконструкции сетей без учета сведений об аварийных ситуациях прошедшего отопительного сезона, а также сведений о результатах гидравлических испытаний сетей на прочность и плотность.

Подобное состояние дел характерно для многих муниципальных образований республики.

Прокурорам следует обратить внимание и дать оценку контролирующим органам в сфере ЖКХ, которые в условиях и со ссылкой на пандемию ограничиваются документарными проверками.

Вне поля зрения прокуроров оставлены вопросы прохождения отопительного периода объектами электросетевого хозяйства, притом, что в текущем отопительном периоде зафиксирован рост числа инцидентов по электроснабжению на 61%. Наибольший прирост зафиксирован в Сыктывдинском, Удорском, Сысольском и Прилузском районах.

В этой связи поручаю прокурорам оценить полноту и своевременность мер, принимаемых электросетевыми организациями при подготовке объектов к сезонной эксплуатации, достаточность резервов материальных и иных ресурсов для своевременной ликвидации последствий аварий и инцидентов.

На состояние законности в указанной сфере также влияет существенная задолженность перед поставщиками ресурсов, которая в 2021 году снизилась незначительно – до 8,7 млрд рублей.

****

Одной из ключевых задач является защита прав несовершеннолетних.

Прокурорскими проверками были охвачены все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних – охрана здоровья, образование, спорт, летний отдых и досуг, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

В 2021 году выявлено более 5,5 тыс. нарушений в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, в целях их восстановления и защиты прокурорами принято свыше 2 тыс. актов прокурорского реагирования, более 780 лиц привлечено к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

По итогам года преступность несовершеннолетних сократилась на 24 %. Число несовершеннолетних, совершивших преступления, снизилось на 20 %. При этом возросло количество половых преступлений против несовершеннолетних, число оконченных суицидов среди подростков (5).

Органами прокуратуры продолжена целенаправленная работа по обеспЕчению достоверного учета детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, эффективного и целевого расходования бюджетных средств, выделенных на приобретение жилья.

Органами местного самоуправления освоено 97 % (или 364,6 млн рублей) средств субвенции, выделенной на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. За счет бюджетных средств жильем обеспечено 298 человек (при целевом показателе – 280), приобретено 259 жилых помещений (при целевом показателе – 242).

По итогам года на 39 человек сократилась численность детей-сирот, у которых возникло, но не реализовано право на жилое помещение, их количество составило 1 269. Число неисполненных судебных решений сократилось на 57 и составило 254.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры республики принят Закон Республики Коми от 24.12.2021 № 160-РЗ «О дополнительной мере социальной поддержки лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет». Данным законом предусмотрена дополнительная социальная гарантия в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Из регионального бюджета на 2022 год выделено более 30 млн рублей, что позволит 17 гражданам улучшить жилищные условия.

****

Повышению качества жизни граждан, развитию науки, образования, социальной сферы и семьи способствует реализация национальных проектов. Надзор за соблюдением законодательства в этой сфере определён Генеральной прокуратурой Российской Федерации в качестве приоритетного направления.

Активное надзорное сопровождение способствовало полной реализации на территории республики национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Экология», «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По этим национальным проектам мероприятия выполнены, кассовое исполнение на сегодняшний день составляет от 99 до 100%.

В минувшем году из 8,5 млрд. рублей, предусмотренных на финансирование национальных проектов в республике, по итогам года освоено почти 7,5 млрд. рублей, или 88%. При этом имели место как объективные причины, препятствующие достижению показателей, связанные с эпидемиологической ситуацией в регионе, так и факты отсутствия должного контроля со стороны исполнителей программ и непосредственно подрядных организаций.

При реализации национальных проектов продолжают допускаться нарушения закона. Прокурорами выявлено 364 нарушения, внесено 108 представлений об их устранении, 67 лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, 30 правовых актов приведено в соответствие с федеральным законодательством, 15 лицам объявлены предостережения.

По материалам прокурорской проверки реализации национального проекта «Демография» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту оплаты Центром занятости населения Сыктывкара контракта на обучение граждан, которые фактически это обучение не проходили.

О состоянии законности и возможных рисках недостижения целевых показателей реализации национальных проектов нами дважды проинформирован Глава Республики Коми. Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министру образования республики, а также Главе Республики Коми внесены представления об устранении нарушений при возведении объектов капитального строительства. Министру образования республики объявлено предостережение.

Основные нарушения при реализации национальных проектов выявлены при исполнении государственных и муниципальных контрактов: установлено, что заказчики проявляют бездействие по ведению претензионно-исковой работы с исполнителями, не соблюдают требования закона о размещении сведений в реестре контрактов, исполнителями не соблюдаются сроки, выполняются работы ненадлежащего качества.

По причине необоснованного затягивания сроков формирования земельных участков под строительство и проведения торгов, несвоевременной и безграмотной претензионно-исковой работы с подрядчиками неисполненными остались мероприятия национального проекта «Здравоохранение», в рамках которого так и не были введены в эксплуатацию 19 фельдшерско-акушерских пунктов, сроки их строительства перенесены на третий год реализации проекта.

Сохраняются высокие риски недостижения целевых показателей и при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», в рамках которого предусмотрено строительство Станции водоочистки в поселке Пожня-Ёль городского округа «Ухта» со сроком ввода ее в эксплуатацию в 2024 году. Однако уже на конец января 2022 года имеет место отставание от графика на 4 месяца – степень строительной готовности объекта составляет 2 % при плановом значении 43 %.

В целях организации надлежащего контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов по инициативе прокуратуры республики в республиканском законе о бюджете на 2022 год предусмотрено казначейское сопровождение возведения объектов капитального строительства в рамках адресной инвестиционной программы республики.

От прокуроров на местах требую обеспечить комплексный сопровождающий надзор, с посещением объектов строительства. Надлежит повысить эффективность внесенных актов прокурорского реагирования, обеспечив личное участие при их рассмотрении; активизировать принятие превентивных мер, направленных на эффективную реализацию программ, оперативное информирование о состоянии законности в указанной сфере.

****

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции остается одним из важнейших в деятельности органов прокуратуры. Это абсолютно оправданно, поскольку коррупция представляет серьезную угрозу государству и обществу.

Принимая во внимание социальную направленность государственной политики, органы прокуратуры республики ориентированы на усиление надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства в сферах здравоохранения, ЖКХ, образования, оказания государственных и муниципальных услуг, социальной защиты и реализации национальных проектов.

Общее количество коррупционных правонарушений по этим направлениям составило 56. При этом их последствия достаточно серьезны, поскольку влекут гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Так, прокурорами в целях ликвидации последствий коррупционных правонарушений в суды направлены заявления о признании незаконными 16 сертификатов о вакцинации от коронавирусной инфекции. По материалам прокурорской проверки в отношении заместителя главного врача Сыктывкарской городской больницы, выдавшего сертификаты без прохождения вакцинации, возбуждено и расследуется уголовное дело за служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями.

Всего в 2021 году количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 22 % и составило 179, большую часть из которых составляет взяточничество. Важным является то, что в структуре взяточничества 37 преступлений – это получение взятки должностным лицом, при этом с 9 до 30 увеличилось количество преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере.

Но в Усинске и Вуктыле, Корткеросском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском районах преступления, связанные с дачей и получением взятки, вообще не выявлялись, а Прилузский и Княжпогостский районы характеризуются мелким взяточничеством представителей правоохранительных органов.

Прокурорам указанных городов и районов требуется проанализировать причины сложившейся ситуации и принять меры в рамках координации деятельности правоохранительных органов.

Ежегодно в республике правоохранительными органами выявляется более 50 фактов хищений при освоении бюджетных средств, в том числе в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов. При этом нарушения с коррупционной составляющей бюджетного законодательства, а также законодательства о закупках в минувшем году выявлены только прокурорами Сыктывкара, Усинска, Печоры и Ижемского района.

В целях выявления возможных коррупционных проявлений в рамках общенадзорных проверок прокурорам следует обращать внимание на обеспечение объективного и целевого расходования бюджетных средств, соблюдение конкурентности при проведении закупок, достоверность количества участников закупок, регулярность заключения контрактов с конкретным исполнителем, усеченные сроки исполнения обязательств. 

****

 

Переходя к вопросам противодействия преступности отмечу, что в прошедшем году количество преступлений снизилось на 12,7% и составило 15 026.

Совместными усилиями нам удалось добиться снижения грабежей, разбоев, убийств, преступлений в сфере безопасности дорожного движения.

Благодаря активной координационной деятельности правоохранительных органов республики после реализации запланированных мероприятий возросло количество выявленных преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, раскрытых преступлений прошлых лет, а также сумма возмещенного ущерба, причиненного государству.

В то же время снижение нагрузки на правоохранительные органы не повлекло качественного изменения эффективности деятельности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Произошло увеличение количества реабилитированных лиц по уголовным делам, удовлетворенных требований о компенсации причиненного вреда, а сумма возмещения морального вреда за незаконные действия органов расследования, взысканная судами из средств федерального бюджета по искам реабилитированных, возросла в три раза и достигла почти 25 млн рублей.

Не удалось переломить ситуацию с противодействием преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, жертвами от которых в основном становятся социально незащищенные слои населения. Причиненный ущерб от таких преступлений вновь увеличился и превысил 438 млн рублей. Их раскрываемость находится на низком уровне.

Об ослаблении прокурорского надзора и недостатках расследования свидетельствует 103 уголовных дела, возвращенных судами в порядке статьи 237 УПК России.

В связи с наличием системных упущений на стадии учета, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях оценка работы на данном направлении в органах дознания и предварительного следствия будет дана на Координационном совещании в марте текущего года.

****

С участием прокуроров судами первой инстанции рассмотрено свыше 7 тысяч уголовных дел (7480, - 1,2%). По общему количеству рассмотренных судами уголовных дел Республика Коми продолжает оставаться на втором месте в Северо-Западном Федеральном округе после г. Санкт-Петербурга.

К позитивным моментам следует отнести снижение прекращаемости дел (до 18,3%); уменьшение количества дел, рассмотренных в сроки, превышающие 6 месяцев (295 уголовных дел, - 29,1%).

Сократилось число реабилитированных лиц (с 43 до 16, -62,7%).

По уголовным делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей, удалось добиться постановления 9 обвинительных вердиктов, на основании которых виновные осуждены к длительным срокам лишения свободы. Обвинительные приговоры вынесены по ряду резонансных уголовных дел в отношении должностных лиц.  

В качестве негативных итогов необходимо отметить высокую долю уголовных дел, рассмотренных в особом порядке, значительный рост числа отклоненных судом ходатайств органов расследования о прекращении уголовного дела с назначением судебного штрафа, отсутствие динамики снижения количества возвращенных судом прокурору уголовных дел в порядке ст. 237 УПК РФ, увеличение числа приговоров, отмененных и измененных по жалобам иных участников процесса, обусловившее снижение эффективности апелляционного обжалования, снижение удовлетворяемости кассационных представлений.

В целях преодоления негативных тенденций прокурорам необходимо совершенствовать уровень подготовки государственных обвинителей, привлекать к семинарским занятиям представителей судейского сообщества, преподавателей учебных заведений.

****

В прошедшем году прокуроры активно реализовывали предоставленные им полномочий в сфере гражданского, административного и арбитражного судопроизводства. Всего нами принято участие в рассмотрении свыше 6 300 дел данной категории.

         При этом отмечается возросшее качество направленных в суд исковых заявлений. Об этом свидетельствует существенное снижение в отчетном периоде числа отклоненных судом исков прокуроров. Возросло и количество исков, направленных для рассмотрения в арбитражный суд (с 49 до 60).

         Вместе с тем, не всеми прокурорами эта работа проводилась с одинаковым усердием. Не в полной мере реализовали имеющийся потенциал прокуроры городов Сыктывкара и Ухты, Сыктывдинского, Прилузского, Койгородского и Усть-Цилемского районов.

****

В наше время невозможно представить работу ведомства в закрытом режиме, без информирования населения о результатах его деятельности.

В минувшем году работники прокуратуры свыше 9 тысяч раз выступили в средствах массовой информации и на различных интернет-ресурсах. Почти в два раза чаще, чем в прошлые годы, мы появлялись на телевизионных экранах и немного реже – на страницах газет, активнее использовали возможности нашего официального сайта и Instagram-аккаунта.

Реалии таковы, что сведения о чрезвычайных происшествиях сейчас быстрее появляются в социальных сетях или телеграм-каналах. Это диктует необходимость постоянного мониторинга сети Интернет со стороны всех прокурорских работников, а не только руководителей.

Также важна максимальная оперативность в оповещении населения о нашей реакции на происшествия.

****

Важным инструментом своевременного реагирования на нужды и проблемы людей является личный прием прокурорами граждан.

Руководством прокуратуры республики расширена практика выездных приемов и приемов граждан с использованием технических средств связи. Онлайн-технологии обеспечивают предоставление квалифицированной правовой помощи бОльшему числу людей, которые в силу территориальной удаленности вряд ли смогли бы попасть на очный прием к прокурору республики, однако благодаря Интернету имеют такую возможность.

Хочу поблагодарить за живое участие в таких мероприятиях наших уполномоченных по правам человека, ребенка и по защите прав предпринимателей. Наши совместные личные приемы граждан не просто элемент взаимодействия с институтами гражданского общества, но и возможность быстрее и эффективнее оказать конкретному человеку помощь в его сложной жизненной ситуации.

Обращаю внимание прокуроров на необходимость активизации личного приема граждан и повышения его эффективности. С этой целью требую на регулярной основе осуществлять выезды в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, предприятия с социально-экономическими проблемами. С учетом возраста и состояния здоровья лиц, имеющих право на первоочередной прием, в обязательном порядке рассматривать вопрос о проведении их личного приема по месту жительства.

Уверен, что позитивный эффект от этой работы не заставит себя ждать и будет иметь длительное действие, особенно, если каждый из работников прокуратуры республики своим личным примером встанет на сторону граждан во всех случаях нарушения их прав.

****

Уважаемые коллеги!

В своём докладе я акцентировал ваше внимание на наиболее важных проблемах в осуществлении надзора и первостепенных задачах на текущий год.

В этом году нам предстоит трудиться не менее напряжённо. Благодарю вас за работу, и убеждён, что все стоящие перед нами задачи будут выполнены.

Благодарю за внимание.»

Распечатать Архив новостей