Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 15 февраля 2021, 10:16
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы за 2018 г.
  Текст

Анализ практики исполнения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» показал, что работа органов прокуратуры республики в 2018 г. была нацелена на исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Антикоррупционной экспертизой охвачено 7615 нормативных правовых актов (2017 г. – 7939), выявлен 341 нормативный правовой акт (2017 г. – 480), содержавший 344 коррупциогенных фактора (550), из которых 340 противоречили федеральному законодательству (479). С целью их устранения принесено 320 протестов (477) и внесено 21 представление (2).

Наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, предусмотренные пп.пп. «а», «д», «ж» п. 3, пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

При этом в сфере налогового законодательства выявлено 88 нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы, в сферах исполнения законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина и о государственной и муниципальной службе – 67 и 61 соответственно, о бюджете – 36, о государственной и муниципальной собственности – 25.

Как способствовавшие коррупционным проявлениям прокурорами оспорены, в частности, следующие нормативные правовые акты.

К примеру, по протесту прокурора Ленинского района г. Саранска приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Саранск на финансовое обеспечение расходов, связанных со строительством на территории г.о. Саранск пешеходных переходов через железнодорожные пути, организациям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), осуществляющим перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), утвержденный постановлением Администрации г.о. Саранск от 18.07.2017 № 1514, в котором вопреки ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не было предусмотрено такое обязательное условие предоставления субсидий, подлежащее включению в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, как получение согласия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по указанным договорам (соглашениям) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пп. «ж» п. 3 Методики).

Оспаривались нормативные акты органов местного самоуправления, противоречившие требованиям Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

Например, на основании протеста прокурора Инсарского района приведено в соответствие с федеральным законодательством решение Совета депутатов Инсарского муниципального района от 19.01.2016 № 7 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности», согласно которому сведения о доходах и расходах должны были по-прежнему представляться в Совет депутатов Инсарского района, а не Главе Республики Мордовия, что свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «д» п. 3 Методики.

Следует отметить, что снижение по сравнению с 2017 г. количества выявленных нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы (с 480 до 341, -29 %), и коррупциогенных факторов (с 550 до 344, -37,5 %) свидетельствует о повышении качества их изучения на стадии проектов. Так, по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы 7331 проекта нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления (2017 г. – 6739) выявлено 769 актов (597, +28,8 %), содержавших 920 коррупциогенных факторов (645, +42,6 %). В результате прокурорского вмешательства из них исключено 898 коррупциогенных факторов (635, +41,4 %).

Например, прокуратурой республики дано отрицательное заключение на приказ Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия «Об утверждении Порядка согласования ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» перечня арендованного государственного имущества, не используемого в осенне-зимний и весенне-летний периоды», в котором использовалась формулировка «… представление обращения, оформленного ненадлежащим образом, и (или)…» без расшифровки данного понятия, а также употреблялись союзы «и (или)», что в свою очередь свидетельствовало о юридико-лингвистической неопределенности (пп. «в» п. 4 Методики). Использование такой категории оценочного характера позволяло правоприменителям – должностным лицам давать субъективную оценку оформленным документам.

Кроме того, данный проект не содержал порядка и сроков уведомления арендатора о согласовании либо отказе в согласовании перечня государственного имущества, подлежащего консервации (пп. «а» и «ж» п. 3 Методики).

Активную работу на данном направлении провели прокуроры Ардатовского (105 заключений с замечаниями на проекты нормативных правовых актов), Атяшевского (79), Темниковского (69) и Краснослободского (61) районов.

В то же время не всеми прокурорами уделяется должное внимание вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В ходе выездов аппарата прокуратуры республики стабильно выявляется большое количество нормативных актов, содержавших коррупциогенные факторы, по которым своевременные меры реагирования не принимались (Ардатовский, Атюрьевский, Дубенский, Кадошкинский, Инсарский районы).

В прокуратуре Ромодановского района, несмотря на значительный объем подвергнутых антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов (182), не выявлено ни одного коррупциогенного фактора. В прокуратуре Ичалковского района в проектах 225 таких актов установлено лишь 5 коррупциогенных факторов. Одновременно указанными прокурорами опротестовано соответственно 5 и 21 принятых актов, содержавших коррупциогенные факторы. Подобные просчеты при проведении антикоррупционной экспертизы допущены также прокурорами Большеберезниковского и Старошайговского районов.

В отчетный период по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы прокурорами республики не использовались полномочия, предусмотренные ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по внесению требований об изменении нормативного правового акта.

До настоящего времени не искоренены случаи ошибочного отнесения сведений о нормативных правовых актах с коррупциогенными факторами и не противоречащих нормам антикоррупционного законодательства в раздел 1 отчета по форме К, в то время как такие акты должны учитываться только в разделе 7 отчета.

Так, согласно положениям информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.04.2017 «О негативной практике учета надзорных показателей в сфере противодействия коррупции» и Инструкции по формированию статистического отчета «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности» по форме К, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04.09.2017 № 605, содержащиеся в разделе 7 отчета по форме К показатели одновременно отражаются в разделе 1 только в том случае, если имеет место нарушение законодательства о противодействии коррупции. Сведения о нормативных правовых актах с коррупциогенными факторами, а также о внесенных по ним актах реагирования (протесты, представления) в случае отсутствия противоречия каким-либо нормам антикоррупционного законодательства подлежат учету только в разделе 7 отчета.