Результаты проведения антикоррупционной экспертизы - Прокуратура Республики Мордовия
Результаты проведения антикоррупционной экспертизы
- 15 февраля 2021, 10:17
Результаты мониторинга выполнения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» свидетельствуют, что в 2019 г. органами прокуратуры республики проведена антикоррупционная экспертиза 7592 нормативных правовых актов (2018 г. – 7615), выявлен 91 нормативный правовой акт (341), содержавший 97 коррупциогенных факторов (344), из которых 90 противоречили федеральному законодательству (340). С целью их устранения принесено 85 протестов (320), внесено 5 представлений (21) и 1 требование (0). Фактов отклонения требований прокуроров не имелось.
В том числе в сфере исполнения законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина установлено 34 нормативных правовых акта, содержавших коррупциогенные факторы, о бюджете – 20, о государственной и муниципальной службе – 6.
Наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, предусмотренные пп.пп. «а», «г», «д», «ж» п. 3, пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).
В результате прокурорского вмешательства на конец отчетного периода коррупциогенные факторы исключены из 99 % нормативных правовых актов (2018 г. – 93,3 %).
Как способствовавшие коррупционным проявлениям прокурорами оспаривались, в частности, порядки предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих супруга (супругу) и несовершеннолетних детей, а также предоставления субсидий физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, различным категориям юридических лиц, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг и исполнению муниципальных функций, планы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Например, прокуратурой Дубенского района опротестованы административные регламенты Администрации Дубенского муниципального района по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, которые не предусматривали возможности для застройщиков обращаться за предоставлением муниципальной услуги с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не содержали предельного срока предоставления муниципальной услуги, а лишь срок совершения должностными лицами отдельных действий. Подлежал приведению в соответствие с действующим законодательством также перечень документов, необходимый для предоставления муниципальных услуг.
Изложенное свидетельствовало о наличии в указанных регламентах коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения).
Сокращение количества выявленных незаконных нормативных правовых актов (с 341 до 91, -73,3 %) и принятых в этой связи мер прокурорского реагирования обусловлено, прежде всего, повышением качества их изучения на стадии проектов.
Активную работу на данном направлении провели прокуратуры Атяшевского (по результатам изучения 235 проектов подготовлено 80 отрицательных заключений), Ардатовского (296/74), Дубенского (354/47) и Ичалковского (205/52) районов.
Так, прокурором Ичалковского района дано отрицательное заключение на проект решения Совета депутатов Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений (ордеров) на производство земляных работ», в котором вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствовал раздел «Стандарт предоставления муниципальной услуги», а также на получателя муниципальной услуги необоснованно возлагалась обязанность по согласованию разрешений на производство земляных и аварийно-восстановительных работ с заинтересованным лицом – Администрацией. При указанных обстоятельствах проект содержал коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «ж» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики (неполнота административных процедур и установление обременительных требований к гражданам и организациям), которые по результатам прокурорского вмешательства были исключены.
В то же время, несмотря на значительный объем подвергнутых антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов в прокуратурах Большеберезниковского и Большеигнатовского районов (238 и 220), выявлено только 4 и 6 коррупциогенных факторов соответственно. Одновременно прокурорами этих районов оспорено по 5 принятых актов, содержавших коррупциогенные факторы.
Следует отметить, что на протяжении последних двух лет межрайпрокурорами не реализовывались полномочия, предусмотренные ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по внесению требований об изменении нормативных правовых актов. В 2019 г. лишь аппаратом прокуратуры республики подготовлен указанный акт реагирования.
Так, по требованию прокуратуры республики из постановления Правительства Республики Мордовия от 25.01.2019 № 35 «О порядке предоставления донорам крови и (или) ее компонентов денежной компенсации или организации бесплатного питания донорам в день сдачи крови или ее компонентов, сдавшим кровь или ее компоненты безвозмездно» исключены коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «а», «ж» п. 3 Методики. Установлено, что данным порядком не были определены организация, обеспечивающая доноров питанием, и процедура его предоставления. В нем не содержалось указания на юридическое лицо, в которое донор подает заявление о замене бесплатного питания денежной компенсацией, и не было отражено, материально ответственным лицом какого государственного бюджетного учреждения она выдается, не предусмотрена возможность и порядок ее выплаты путем безналичного перечисления на банковский счет (банковскую карту) донора.
Прокуратура Республики Мордовия
15 февраля 2021, 10:17
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы за 2019 г.
Результаты мониторинга выполнения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» свидетельствуют, что в 2019 г. органами прокуратуры республики проведена антикоррупционная экспертиза 7592 нормативных правовых актов (2018 г. – 7615), выявлен 91 нормативный правовой акт (341), содержавший 97 коррупциогенных факторов (344), из которых 90 противоречили федеральному законодательству (340). С целью их устранения принесено 85 протестов (320), внесено 5 представлений (21) и 1 требование (0). Фактов отклонения требований прокуроров не имелось.
В том числе в сфере исполнения законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина установлено 34 нормативных правовых акта, содержавших коррупциогенные факторы, о бюджете – 20, о государственной и муниципальной службе – 6.
Наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, предусмотренные пп.пп. «а», «г», «д», «ж» п. 3, пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).
В результате прокурорского вмешательства на конец отчетного периода коррупциогенные факторы исключены из 99 % нормативных правовых актов (2018 г. – 93,3 %).
Как способствовавшие коррупционным проявлениям прокурорами оспаривались, в частности, порядки предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих супруга (супругу) и несовершеннолетних детей, а также предоставления субсидий физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, различным категориям юридических лиц, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг и исполнению муниципальных функций, планы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Например, прокуратурой Дубенского района опротестованы административные регламенты Администрации Дубенского муниципального района по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, которые не предусматривали возможности для застройщиков обращаться за предоставлением муниципальной услуги с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не содержали предельного срока предоставления муниципальной услуги, а лишь срок совершения должностными лицами отдельных действий. Подлежал приведению в соответствие с действующим законодательством также перечень документов, необходимый для предоставления муниципальных услуг.
Изложенное свидетельствовало о наличии в указанных регламентах коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения).
Сокращение количества выявленных незаконных нормативных правовых актов (с 341 до 91, -73,3 %) и принятых в этой связи мер прокурорского реагирования обусловлено, прежде всего, повышением качества их изучения на стадии проектов.
Активную работу на данном направлении провели прокуратуры Атяшевского (по результатам изучения 235 проектов подготовлено 80 отрицательных заключений), Ардатовского (296/74), Дубенского (354/47) и Ичалковского (205/52) районов.
Так, прокурором Ичалковского района дано отрицательное заключение на проект решения Совета депутатов Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений (ордеров) на производство земляных работ», в котором вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствовал раздел «Стандарт предоставления муниципальной услуги», а также на получателя муниципальной услуги необоснованно возлагалась обязанность по согласованию разрешений на производство земляных и аварийно-восстановительных работ с заинтересованным лицом – Администрацией. При указанных обстоятельствах проект содержал коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «ж» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики (неполнота административных процедур и установление обременительных требований к гражданам и организациям), которые по результатам прокурорского вмешательства были исключены.
В то же время, несмотря на значительный объем подвергнутых антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов в прокуратурах Большеберезниковского и Большеигнатовского районов (238 и 220), выявлено только 4 и 6 коррупциогенных факторов соответственно. Одновременно прокурорами этих районов оспорено по 5 принятых актов, содержавших коррупциогенные факторы.
Следует отметить, что на протяжении последних двух лет межрайпрокурорами не реализовывались полномочия, предусмотренные ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по внесению требований об изменении нормативных правовых актов. В 2019 г. лишь аппаратом прокуратуры республики подготовлен указанный акт реагирования.
Так, по требованию прокуратуры республики из постановления Правительства Республики Мордовия от 25.01.2019 № 35 «О порядке предоставления донорам крови и (или) ее компонентов денежной компенсации или организации бесплатного питания донорам в день сдачи крови или ее компонентов, сдавшим кровь или ее компоненты безвозмездно» исключены коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «а», «ж» п. 3 Методики. Установлено, что данным порядком не были определены организация, обеспечивающая доноров питанием, и процедура его предоставления. В нем не содержалось указания на юридическое лицо, в которое донор подает заявление о замене бесплатного питания денежной компенсацией, и не было отражено, материально ответственным лицом какого государственного бюджетного учреждения она выдается, не предусмотрена возможность и порядок ее выплаты путем безналичного перечисления на банковский счет (банковскую карту) донора.
Все права защищены