Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 15 февраля 2021, 10:18
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы за 2020 г.
  Текст

Анализ практики исполнения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» свидетельствует об активизации в 2020 г. работы на данном направлении.

Прокурорами республики проведена антикоррупционная экспертиза 8767 нормативных правовых актов (далее – НПА) органов государственной власти и местного самоуправления (2019 г. – 7592, +15,5 %), в 188 из них (91, +106,6 %) выявлено 205 коррупциогенных факторов (97, +111,3 %), с целью исключения которых принесено 167 протестов (85, +96,5 %) и внесено 16 представлений (5, +220 %). В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 100 % НПА (99 %). Фактов отклонения требований прокуроров не имелось (0).

В том числе в сфере государственной и муниципальной службы установлено 76 НПА, содержавших коррупциогенные факторы, в сфере исполнения законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина – 40 таких НПА.

Наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, предусмотренные пп.пп. «а», «г», «д», «ж», «и» п. 3, пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

Увеличение количества принесенных протестов и внесенных представлений обусловлено приведением муниципальной нормативной базы в соответствие с требованиями действующего антикоррупционного законодательства.

Так, Положения о порядке получения муниципальными служащими разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями, утвержденные муниципальными нормативными правовыми актами, вступили в противоречие с п.п. «б» п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поскольку указанный порядок с учетом редакции от 16.12.2019 № 34 устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Подобные факты установлены в Рузаевском, Теньгушевском, Торбеевском и Чамзинском районах.

Утвержденные муниципальными нормативными правовыми актами Положения о порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, вступили в противоречие с ч. 7.3-2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 12-1 Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 № 54-3 «О противодействии коррупции в Республике Мордовия», поскольку не содержали оговорки «если искажение этих сведений является несущественным».

Указанные нарушения отмечены в актах реагирования прокуратуры Атяшевского района и Ковылкинской межрайонной прокуратуры.

По-прежнему выявлялись коррупциогенные факторы в административных регламентах по предоставлению муниципальных услуг.

Например, прокуратурой Ичалковского района в связи с несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 472-ФЗ) опротестованы административные регламенты администрации Ичалковского муниципального района «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию» и «Выдача градостроительного плана земельного участка», которые не предусматривали возможности выдачи документа в электронной форме, подписанного электронной подписью, в случае, если на это указано в заявлении. Кроме того, сроки рассмотрения заявлений противоречили срокам, предусмотренным ч. 11 ст. 51 ГрК РФ.

Указанное свидетельствовало о наличии в указанных регламентах коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения).

Коррупциогенные факторы в административных регламентах также установлены прокурором Ленинского района г. Саранска, прокурорами Ардатовского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Кадошкинского, Кочкуровского, Лямбирского, Старошайговского и Теньгушевского районов.

При этом следует отметить, что на протяжении последних трех лет межрайпрокурорами не реализовывались полномочия, предусмотренные ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по внесению требований об изменении НПА.

Приняты меры к сохранению наступательности и эффективности работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА. Количество изученных проектов НПА увеличилось на 13,6 % (с 7568 до 8601, при этом отмечается снижение числа выявленных в них коррупциогенных факторов на 15,6 % (с 838 до 707).

В то же время не всеми прокурорами надлежащим образом организована работа на данном направлении. Например, несмотря на значительный объем подвергнутых антикоррупционной экспертизе проектов НПА в Рузаевской межрайонной прокуратуре (777 проектов), в них выявлено 6 коррупциогенных факторов. Одновременно прокурором оспорен 21 принятый НПА, содержавший коррупциогенные факторы.

Активную работу по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА провели Ковылкинский межрайонный прокурор, которым в анализируемый период по результатам изучения 421 проекта подготовлено 123 отрицательных заключения с указанием на наличие 123 коррупциогенных факторов, а также прокуроры Дубенского (изучено 293 проекта, дано 29 отрицательных заключений), Ичалковского (165/39) и Старошайговского (201/23) районов. Замечания прокуроров учтены, коррупциогенные факторы исключены.

Например, проведенной прокурором Старошайговского района антикоррупционной экспертизой проекта постановления администрации Старошайговского муниципального района «Об утверждении порядка обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Старошайговского муниципального района, получающих образование на дому в виде пищевых продуктов» установлено, что он вопреки требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержал положений о возможности замены пищевых продуктов (сухого пайка) на денежную компенсацию, что, в свою очередь, ущемляло права детей-инвалидов на меры социальной поддержки при получении образования и свидетельствовало о наличии в проекте коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики.