Нормативные акты - Прокуратура Республики Мордовия
Документы
- 16 июля 2014
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Республики Мордовия
УКАЗАНИЕ
16.07.2014 | № 167 |
Саранск
Об организации участия прокуратуры республики в правотворческой деятельности и мерах по обеспечению взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления
В целях регламентации порядка взаимодействия старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления со структурными подразделениями аппарата прокуратуры республики, с межрайонными и районными прокурорами, а также обеспечения неукоснительного исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», руководствуясь ст. 18 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. На старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления возложить:
— организацию и координацию работы по участию прокуратуры республики в правотворческой деятельности;
— обеспечение участия прокуратуры республики в разработке региональных нормативных правовых актов, своевременное поступление в структурные подразделения прокуратуры республики, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти республики для их изучения и подготовки заключения, информирования органов государственной власти республики о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству, а в случаях отклонения замечаний прокуратуры на проекты законов республики — Главы республики для использования им права отклонить законы;
— организацию постоянного представительства прокуратуры республики в органах государственной власти республики (Государственное Собрание республики, Администрация Главы республики, Правительство республики), участие в заседаниях данных органов при принятии нормативного правового акта, а также в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий Государственного Собрания республики по разработке проектов нормативных правовых актов;
— регулярное информирование прокурора республики или его заместителей об участии в заседаниях органов государственной власти республики, о результатах рассмотрения ими проектов нормативных правовых актов;
— информирование структурных подразделений аппарата прокуратуры республики, осуществляющих надзор за исполнением федерального законодательства, о принятии акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
— обеспечение внесения законопроектов, разработанных подразделениями аппарата прокуратуры республики, осуществляющими надзор за исполнением федерального законодательства, в Государственное Собрание республики с использованием права законодательной инициативы;
— внесение предложений в планы подготовки нормативных правовых актов Государственного Собрания республики, Администрации Главы республики и Правительства республики;
— обеспечение участия представителей прокуратуры республики в рассмотрении органами государственной власти республики протестов и представлений прокуратуры;
— подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства;
— координацию участия районных и межрайонных прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, организационно-методическое обеспечение данной работы;
— ведение реестра изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов из рассмотрения, регулярное обобщение и анализ проведенной работы;
— представление в правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие (с нарастающим итогом за год) информационно-аналитических справок о состоянии правотворческой работы в республике, в том числе содержащую информацию о законодательных инициативах органов государственной власти республики по вопросам, непосредственно связанным с компетенцией прокуратуры, а также собственные предложения по совершенствованию федерального законодательства.
2. На управления и отделы прокуратуры республики, старших помощников прокурора республики по направлениям надзорной деятельности возложить:
— изучение проектов нормативных правовых актов, подготовку замечаний и предложений (заключений) в случае несоответствия проектов нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники с последующим их представлением старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления;
— осуществление мониторинга федерального и регионального законодательства, подготовку и представление старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информации с обоснованием необходимости инициирования принятия нормативных правовых актов республики для реализации федеральных законов;
— участие в рассмотрении органами государственной власти республики протестов и представлений прокуратуры;
— подготовку и представление старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления аналитических и иных материалов о потребностях совершенствования федерального законодательства (к 20 апреля, 1 июля и 30 декабря, а также по мере необходимости).
3. Всем межрайонным и районным прокурорам:
— не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, принять меры к углублению сотрудничества с органами местного самоуправления при подготовке ими проектов муниципальных нормативных правовых актов. Взаимодействие с органами местного самоуправления и участие в их правотворческой деятельности подчинить задачам обеспечения соответствия принимаемых муниципальных нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, потребностям в правовом регулировании общественных отношений;
— в работе по участию прокуратуры в правотворческой деятельности строго руководствоваться федеральным законодательством, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144, другими приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации в сфере правотворческой деятельности, а также настоящим приказом;
— основными задачами участия районных и межрайонных прокуратур в правотворческой деятельности считать:
участие в разработке муниципальных нормативных правовых актов и в совершенствовании федерального, регионального законодательства, муниципальной правовой базы;
постоянное представительство прокуратуры в органах местного самоуправления;
участие представителей прокуратуры района в рассмотрении органами местного самоуправления протестов и представлений прокуратуры;
инициирование принятия муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального и регионального законодательства;
предотвращение принятия органами местного самоуправления правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.
3.1. С целью выполнения этих задач:
изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, готовить по ним замечания и предложения (заключения) в случае несоответствия проектов муниципальных нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники; информировать органы местного самоуправления о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству, а в случаях отклонения замечаний прокуроров на проекты нормативных правовых актов — главу муниципального образования для использования права отклонить муниципальные нормативные правовые акты, принятые соответствующими представительными органами местного самоуправления;
вести реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения по форме согласно Приложению № 1, регулярно обобщать и анализировать данную работу;
обеспечить получение информации о планах нормотворческой работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления, вносить в них предложения, в том числе о внесении в них изменений и дополнений;
участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта, а также в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий представительных органов местного самоуправления;
оказывать муниципальным органам помощь в разработке модельных правовых актов, обеспечивая их точное соответствие федеральному законодательству;
использовать право нормотворческой инициативы, вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных нормативных правовых актов по актуальным направлениям деятельности;
принимать меры к устранению выявленных пробелов и коллизий правового регулирования путем направления в органы местного самоуправления предложений в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также информационных писем и представлений.
Организовать учет указанной работы по формам согласно Приложениям №№ 2 — 4.
3.2. При подведении итогов работы за полугодие (с нарастающим итогом за год) не позднее 2 июля и 30 декабря представлять старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информационно-аналитическую справку о состоянии правотворческой работы в муниципальных образованиях в соответствии с перечнем вопросов согласно Приложению № 5, а также сведения согласно Приложению № 6.
3.3. Систематически анализировать результаты работы по участию прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
О проблемах в этой сфере и вопросах, требующих решения на федеральном и региональном уровнях, незамедлительно информировать прокуратуру республики.
Ежемесячно, не позднее 2 числа представлять в прокуратуру республики сведения о результатах деятельности в правотворческой сфере (нарастающим итогом) согласно приложению № 6.
4. Письменное заключение составляется при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. Оно должно содержать обоснованный вывод о необходимости проекта нормативного правового акта, достаточности содержащихся в нем положений для достижения заявленной цели правового регулирования, выводы о соответствии проекта актам более высокой юридической силы, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, а также о соблюдении правил юридической техники. Проект должен быть проанализирован также на предмет выявления в нем положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения.
В случае соответствия проекта нормативного правового акта актам высшей юридической силы, отсутствия в нем корруцпиогенных факторов и нарушений правил юридической техники исполнитель подразделения в аппарате прокуратуры республики делает отметку об этом непосредственно на тексте проекта и передает его старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления для включения в реестр изученных проектов нормативных правовых актов и информирования органов государственной власти республики о результатах правовой экспертизы направленных ими проектов; в межрайонной и районной прокуратуре — исполнитель делает отметку на тексте проекта, включает его в реестр и о результатах изучения проекта информирует соответствующие органы местного самоуправления за подписью прокурора района
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя прокурора республики Мяльдзина Р. З.
С приказом ознакомить руководителей подразделений аппарата прокуратуры республики и направить его всем межрайонным и районным прокурорам для исполнения.
Прокурор Республики Мордовия | ||
государственный советник юстиции 2 класса | В.M. Мачинский |
Приложение №1 |
Реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения
№ п/п | Дата поступления проекта НПА | Орган, подготовивший проект НПА | Вид и наименование проекта НПА | Результаты изучения проекта НПА (с указанием основных нарушений) | Результаты рассмотрения заключения на проект НПА | Реквизиты принятого НПА | Ф.И.О. работника, ответственного за проведение правовой экспертизы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 10.01.2014 | администрация Кочкуровского сельсовета | постановление «О внесении изменений в постановление администрации Кочкуровского сельсовета от 21.12.2012 №325» | нарушений не выявлено | постановление от 21.07.2014 №34 | Иванова И.И. | стр. 2 | |
2 | 11.01.2014 | Администрация Кочкуровского сельсовета | решение «Об утверждении положения…» | противоречит ФЗ «Об образовании», кор.факторы – п.п. «а» п.3 Методики, нарушения правил юридической техники | замечания учтены (учтены частично); | решение от 28.07.2014 №23 | Иванова И.И. | стр. 4 |
Прокурор | ________________________ | |
(подпись) |
Приложение №2 |
Реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения
№ п/п | Дата участия | Наименование заседания органа местного самоуправления, в работе которого участвовали оперативные сотрудники межрайпрокуратуры | Фамилия и инициалы оперативных сотрудников межрайпрокуратуры, участвовавших в работе представительного и (или) исполнительного органа местного самоуправления, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп | Вопросы, рассмотренные на заседании |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение №3 |
Журнал учета работы по совершенствованию муниципальных правовых актов
Порядковый номер | Форма реагирования прокурора (представление, предложение, информационное письмо) | Дата направления | Наименование органа местного самоуправления, в который направлены предложения, представление, информационное письмо | Краткое содержание представления, предложения, информационногописьма | Результат рассмотрения органом местного самоуправления представления, предложения, информационного письма (реквизиты и наименование принятого муниципального правового акта) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение №4 |
Журнал учета работы по реализации права правотворческой муниципальных правовых актов
Реализация прокурором права правотворческой инициативы | Разработка модельных муниципальных правовых актов | Работа с планами подготовки проектов правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления | |||||||
дата направления проекта, наименование представительного органа местного самоуправления, в который внесен проект | наименование проекта | реквизиты муниципального правого акта, принятого по результатам рассмотрения правотворческой инициативы прокурора | дата направления модельного нормативного правового акта, наименование органа местного самоуправления, в который направлен проект | наименование | реквизиты муниципального правого акта, принятого на основе модельного правового акта | дата направления предложений в план подготовки проектов правовых актов представительного или исполнительного органа местного самоуправления | наименование органа местного самоуправления, в план подготовки проектов правовых актов которого направлены предложения | краткое содержание предложений | вид и реквизиты муниципального правового акта, которым внесены изменения в план подготовки проектов правовых актов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение №5 |
ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов, подлежащих отражению в информационно-аналитической справке о состоянии правотворческой работы
Информационно-аналитическая справка должна содержать следующие разделы:
Раздел I. «Взаимодействие с органами местного самоуправления»
Данный раздел должен содержать краткие выводы, с указанием обобщенных данных, характеризующие состояние организации взаимодействия с органами местного самоуправления и законности в сфере муниципального нормотворчества.
В нем необходимо отразить следующие сведения (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
1. Об обеспечении участия прокуратуры в разработке нормативных правовых актов органами местного самоуправления, участии прокурора, его заместителей, других работников прокуратуры в заседаниях органов местного самоуправления, их рабочих групп, комитетов, комиссий.
2. О внесенных прокуратурой предложениях в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления. В случае отклонения предложений прокуратуры укажите причины принятия такого решения.
3. Об оказываемой прокуратурой муниципальным органам помощи в разработке модельных правовых актов. Укажите количество подготовленных Вами модельных муниципальных правовых актов и количество принятых по ним муниципальных нормативных правовых актов. Приведите примеры.
4. О количество направленных представлений, предложений и информационных писем о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов. Отразите, какие акты приняты по результатам рассмотрения представлений, предложений и информационных писем прокурора. Приведите примеры.
5. Количество муниципальных образований в районе. Количество муниципальных образований, уставами которых прокуратура района наделена правом нормотворческой инициативой. Количество нормативных правовых актов, внесенных прокурором района в органы местного самоуправления, как субъектом нормотворческой инициативы. Из них принято. Приведите примеры.
6. Наличие пробелов в муниципальном нормотворчестве, связанных с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов. Характерные примеры анализируемого периода.
Раздел II. «Работа с проектами нормативных правовых актов»
В данном разделе отражается деятельность райпрокуроров по предотвращению принятия незаконных и коррупциогенных муниципальных нормативных правовых актов.
В нем необходимо отразить следующие сведения (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
1. Организовано ли поступление в прокуратуру проектов муниципальных нормативных правовых актов представительных органов и местных администраций. Из всех ли муниципальных образований поступают проекты нормативных правовых актов, какие органы местного самоуправления проекты НПА не представляют, по какой причине. Как Вами решаются вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления в части обеспечения своевременного представления ими в прокуратуру проектов НПА.
2. Во всех ли муниципальных образованиях имеются сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Укажите количество и наименования поселений, в которых такие сайты отсутствуют. Обеспечивается ли ими размещение проектов НПА на официальном сайте в сети «Интернет», каким образом. Имеете ли Вы возможность изучения проектов НПА, размещенных на сайте в сети «Интернет», если нет, то по какой причине. Имеют ли поселения возможность доставления Вам проектов НПА электронной почтой.
3. Укажите количество поступивших в отчетный период (нарастающим итогом) проектов нормативных правовых актов, в том числе раздельно, по представительным исполнительным органам. Сколько по ним подготовлено и направлено в представительные и исполнительные органы местного самоуправления заключений о несоответствии положений проектов федеральному и региональному законодательству (общие данные и раздельно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Сообщите о результатах рассмотрения органами местного самоуправления замечаний прокурора и принятых мерах реагирования в случаях, когда эти замечания не были учтены. Отразите показатели эффективности этой работы, а также примеры анализируемого периода.
4. Количество принятых органами местного самоуправления в отчетном периоде (нарастающим итогом) нормативных правовых актов, по ним внесено протестов, требований об исключении коррупциогенных факторов (раздельно). Давалась ли по оспоренным нормативным правовым актам правовая оценка на стадии проектов. Укажите причины непринятия Вами мер по предотвращению принятия незаконных или коррупциогенных нормативных правовых актов на этапе проверки проекта нормативного правового акта.
5. Отразите основные причины выявляемых в НПА и их проектах нарушений федерального законодательства либо несоответствий федеральному законодательству.
Раздел III. «Организация работы прокуратур районов по осуществлению правотворческой деятельности»
В данном разделе необходимо отразить:
1. Предложения о совершенствовании федерального законодательства, сведения о выявленных в ходе правоприменения пробелах и коллизиях законодательства, требующих решения на федеральном и (или) региональном уровне.
2. Сформирована ли прокуратурой района совместно с органами местного самоуправления система учебы, юридического просвещения и повышения профессиональной квалификации в сфере нормотворчества представителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих. Опишите, какая работа проводилась в отчетном периоде.
3. Количество должностных лиц органов местного самоуправления, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям прокурора, внесенным в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, а также наиболее характерные примеры анализируемого периода.
3. Освещается ли в средствах массовой информации и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Мордовия участие в правотворческой деятельности. Укажите количество публикаций в сфере правотворчества в средствах массовой информации, в том числе на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры республики (раздельно).
4. Проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры при осуществлении взаимодействия с органами местного самоуправления.
Приложение №6 |
1 Файл
-
Сведения о работе прокурора _______________________ по участию в правотворческой деятельности органов местного самоуправления за январь - ____________ 20__ г. (нарастающим итогом)
Тип
УказаниеПрокуратура Республики Мордовия
16 июля 2014, 17:00
Приказ № 167 «Об организации участия прокуратуры республики в правотворческой деятельности и мерах по обеспечению взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления»
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Республики Мордовия
УКАЗАНИЕ
16.07.2014 | № 167 |
Саранск
Об организации участия прокуратуры республики в правотворческой деятельности и мерах по обеспечению взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления
В целях регламентации порядка взаимодействия старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления со структурными подразделениями аппарата прокуратуры республики, с межрайонными и районными прокурорами, а также обеспечения неукоснительного исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», руководствуясь ст. 18 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. На старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления возложить:
— организацию и координацию работы по участию прокуратуры республики в правотворческой деятельности;
— обеспечение участия прокуратуры республики в разработке региональных нормативных правовых актов, своевременное поступление в структурные подразделения прокуратуры республики, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти республики для их изучения и подготовки заключения, информирования органов государственной власти республики о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству, а в случаях отклонения замечаний прокуратуры на проекты законов республики — Главы республики для использования им права отклонить законы;
— организацию постоянного представительства прокуратуры республики в органах государственной власти республики (Государственное Собрание республики, Администрация Главы республики, Правительство республики), участие в заседаниях данных органов при принятии нормативного правового акта, а также в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий Государственного Собрания республики по разработке проектов нормативных правовых актов;
— регулярное информирование прокурора республики или его заместителей об участии в заседаниях органов государственной власти республики, о результатах рассмотрения ими проектов нормативных правовых актов;
— информирование структурных подразделений аппарата прокуратуры республики, осуществляющих надзор за исполнением федерального законодательства, о принятии акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
— обеспечение внесения законопроектов, разработанных подразделениями аппарата прокуратуры республики, осуществляющими надзор за исполнением федерального законодательства, в Государственное Собрание республики с использованием права законодательной инициативы;
— внесение предложений в планы подготовки нормативных правовых актов Государственного Собрания республики, Администрации Главы республики и Правительства республики;
— обеспечение участия представителей прокуратуры республики в рассмотрении органами государственной власти республики протестов и представлений прокуратуры;
— подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства;
— координацию участия районных и межрайонных прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, организационно-методическое обеспечение данной работы;
— ведение реестра изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов из рассмотрения, регулярное обобщение и анализ проведенной работы;
— представление в правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие (с нарастающим итогом за год) информационно-аналитических справок о состоянии правотворческой работы в республике, в том числе содержащую информацию о законодательных инициативах органов государственной власти республики по вопросам, непосредственно связанным с компетенцией прокуратуры, а также собственные предложения по совершенствованию федерального законодательства.
2. На управления и отделы прокуратуры республики, старших помощников прокурора республики по направлениям надзорной деятельности возложить:
— изучение проектов нормативных правовых актов, подготовку замечаний и предложений (заключений) в случае несоответствия проектов нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники с последующим их представлением старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления;
— осуществление мониторинга федерального и регионального законодательства, подготовку и представление старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информации с обоснованием необходимости инициирования принятия нормативных правовых актов республики для реализации федеральных законов;
— участие в рассмотрении органами государственной власти республики протестов и представлений прокуратуры;
— подготовку и представление старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления аналитических и иных материалов о потребностях совершенствования федерального законодательства (к 20 апреля, 1 июля и 30 декабря, а также по мере необходимости).
3. Всем межрайонным и районным прокурорам:
— не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, принять меры к углублению сотрудничества с органами местного самоуправления при подготовке ими проектов муниципальных нормативных правовых актов. Взаимодействие с органами местного самоуправления и участие в их правотворческой деятельности подчинить задачам обеспечения соответствия принимаемых муниципальных нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, потребностям в правовом регулировании общественных отношений;
— в работе по участию прокуратуры в правотворческой деятельности строго руководствоваться федеральным законодательством, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144, другими приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации в сфере правотворческой деятельности, а также настоящим приказом;
— основными задачами участия районных и межрайонных прокуратур в правотворческой деятельности считать:
участие в разработке муниципальных нормативных правовых актов и в совершенствовании федерального, регионального законодательства, муниципальной правовой базы;
постоянное представительство прокуратуры в органах местного самоуправления;
участие представителей прокуратуры района в рассмотрении органами местного самоуправления протестов и представлений прокуратуры;
инициирование принятия муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального и регионального законодательства;
предотвращение принятия органами местного самоуправления правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.
3.1. С целью выполнения этих задач:
изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, готовить по ним замечания и предложения (заключения) в случае несоответствия проектов муниципальных нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники; информировать органы местного самоуправления о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству, а в случаях отклонения замечаний прокуроров на проекты нормативных правовых актов — главу муниципального образования для использования права отклонить муниципальные нормативные правовые акты, принятые соответствующими представительными органами местного самоуправления;
вести реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения по форме согласно Приложению № 1, регулярно обобщать и анализировать данную работу;
обеспечить получение информации о планах нормотворческой работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления, вносить в них предложения, в том числе о внесении в них изменений и дополнений;
участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта, а также в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий представительных органов местного самоуправления;
оказывать муниципальным органам помощь в разработке модельных правовых актов, обеспечивая их точное соответствие федеральному законодательству;
использовать право нормотворческой инициативы, вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных нормативных правовых актов по актуальным направлениям деятельности;
принимать меры к устранению выявленных пробелов и коллизий правового регулирования путем направления в органы местного самоуправления предложений в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также информационных писем и представлений.
Организовать учет указанной работы по формам согласно Приложениям №№ 2 — 4.
3.2. При подведении итогов работы за полугодие (с нарастающим итогом за год) не позднее 2 июля и 30 декабря представлять старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информационно-аналитическую справку о состоянии правотворческой работы в муниципальных образованиях в соответствии с перечнем вопросов согласно Приложению № 5, а также сведения согласно Приложению № 6.
3.3. Систематически анализировать результаты работы по участию прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
О проблемах в этой сфере и вопросах, требующих решения на федеральном и региональном уровнях, незамедлительно информировать прокуратуру республики.
Ежемесячно, не позднее 2 числа представлять в прокуратуру республики сведения о результатах деятельности в правотворческой сфере (нарастающим итогом) согласно приложению № 6.
4. Письменное заключение составляется при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. Оно должно содержать обоснованный вывод о необходимости проекта нормативного правового акта, достаточности содержащихся в нем положений для достижения заявленной цели правового регулирования, выводы о соответствии проекта актам более высокой юридической силы, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, а также о соблюдении правил юридической техники. Проект должен быть проанализирован также на предмет выявления в нем положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения.
В случае соответствия проекта нормативного правового акта актам высшей юридической силы, отсутствия в нем корруцпиогенных факторов и нарушений правил юридической техники исполнитель подразделения в аппарате прокуратуры республики делает отметку об этом непосредственно на тексте проекта и передает его старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления для включения в реестр изученных проектов нормативных правовых актов и информирования органов государственной власти республики о результатах правовой экспертизы направленных ими проектов; в межрайонной и районной прокуратуре — исполнитель делает отметку на тексте проекта, включает его в реестр и о результатах изучения проекта информирует соответствующие органы местного самоуправления за подписью прокурора района
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя прокурора республики Мяльдзина Р. З.
С приказом ознакомить руководителей подразделений аппарата прокуратуры республики и направить его всем межрайонным и районным прокурорам для исполнения.
Прокурор Республики Мордовия | ||
государственный советник юстиции 2 класса | В.M. Мачинский |
Приложение №1 |
Реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения
№ п/п | Дата поступления проекта НПА | Орган, подготовивший проект НПА | Вид и наименование проекта НПА | Результаты изучения проекта НПА (с указанием основных нарушений) | Результаты рассмотрения заключения на проект НПА | Реквизиты принятого НПА | Ф.И.О. работника, ответственного за проведение правовой экспертизы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 10.01.2014 | администрация Кочкуровского сельсовета | постановление «О внесении изменений в постановление администрации Кочкуровского сельсовета от 21.12.2012 №325» | нарушений не выявлено | постановление от 21.07.2014 №34 | Иванова И.И. | стр. 2 | |
2 | 11.01.2014 | Администрация Кочкуровского сельсовета | решение «Об утверждении положения…» | противоречит ФЗ «Об образовании», кор.факторы – п.п. «а» п.3 Методики, нарушения правил юридической техники | замечания учтены (учтены частично); | решение от 28.07.2014 №23 | Иванова И.И. | стр. 4 |
Прокурор | ________________________ | |
(подпись) |
Приложение №2 |
Реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения
№ п/п | Дата участия | Наименование заседания органа местного самоуправления, в работе которого участвовали оперативные сотрудники межрайпрокуратуры | Фамилия и инициалы оперативных сотрудников межрайпрокуратуры, участвовавших в работе представительного и (или) исполнительного органа местного самоуправления, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп | Вопросы, рассмотренные на заседании |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение №3 |
Журнал учета работы по совершенствованию муниципальных правовых актов
Порядковый номер | Форма реагирования прокурора (представление, предложение, информационное письмо) | Дата направления | Наименование органа местного самоуправления, в который направлены предложения, представление, информационное письмо | Краткое содержание представления, предложения, информационногописьма | Результат рассмотрения органом местного самоуправления представления, предложения, информационного письма (реквизиты и наименование принятого муниципального правового акта) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение №4 |
Журнал учета работы по реализации права правотворческой муниципальных правовых актов
Реализация прокурором права правотворческой инициативы | Разработка модельных муниципальных правовых актов | Работа с планами подготовки проектов правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления | |||||||
дата направления проекта, наименование представительного органа местного самоуправления, в который внесен проект | наименование проекта | реквизиты муниципального правого акта, принятого по результатам рассмотрения правотворческой инициативы прокурора | дата направления модельного нормативного правового акта, наименование органа местного самоуправления, в который направлен проект | наименование | реквизиты муниципального правого акта, принятого на основе модельного правового акта | дата направления предложений в план подготовки проектов правовых актов представительного или исполнительного органа местного самоуправления | наименование органа местного самоуправления, в план подготовки проектов правовых актов которого направлены предложения | краткое содержание предложений | вид и реквизиты муниципального правового акта, которым внесены изменения в план подготовки проектов правовых актов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение №5 |
ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов, подлежащих отражению в информационно-аналитической справке о состоянии правотворческой работы
Информационно-аналитическая справка должна содержать следующие разделы:
Раздел I. «Взаимодействие с органами местного самоуправления»
Данный раздел должен содержать краткие выводы, с указанием обобщенных данных, характеризующие состояние организации взаимодействия с органами местного самоуправления и законности в сфере муниципального нормотворчества.
В нем необходимо отразить следующие сведения (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
1. Об обеспечении участия прокуратуры в разработке нормативных правовых актов органами местного самоуправления, участии прокурора, его заместителей, других работников прокуратуры в заседаниях органов местного самоуправления, их рабочих групп, комитетов, комиссий.
2. О внесенных прокуратурой предложениях в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления. В случае отклонения предложений прокуратуры укажите причины принятия такого решения.
3. Об оказываемой прокуратурой муниципальным органам помощи в разработке модельных правовых актов. Укажите количество подготовленных Вами модельных муниципальных правовых актов и количество принятых по ним муниципальных нормативных правовых актов. Приведите примеры.
4. О количество направленных представлений, предложений и информационных писем о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов. Отразите, какие акты приняты по результатам рассмотрения представлений, предложений и информационных писем прокурора. Приведите примеры.
5. Количество муниципальных образований в районе. Количество муниципальных образований, уставами которых прокуратура района наделена правом нормотворческой инициативой. Количество нормативных правовых актов, внесенных прокурором района в органы местного самоуправления, как субъектом нормотворческой инициативы. Из них принято. Приведите примеры.
6. Наличие пробелов в муниципальном нормотворчестве, связанных с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов. Характерные примеры анализируемого периода.
Раздел II. «Работа с проектами нормативных правовых актов»
В данном разделе отражается деятельность райпрокуроров по предотвращению принятия незаконных и коррупциогенных муниципальных нормативных правовых актов.
В нем необходимо отразить следующие сведения (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
1. Организовано ли поступление в прокуратуру проектов муниципальных нормативных правовых актов представительных органов и местных администраций. Из всех ли муниципальных образований поступают проекты нормативных правовых актов, какие органы местного самоуправления проекты НПА не представляют, по какой причине. Как Вами решаются вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления в части обеспечения своевременного представления ими в прокуратуру проектов НПА.
2. Во всех ли муниципальных образованиях имеются сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Укажите количество и наименования поселений, в которых такие сайты отсутствуют. Обеспечивается ли ими размещение проектов НПА на официальном сайте в сети «Интернет», каким образом. Имеете ли Вы возможность изучения проектов НПА, размещенных на сайте в сети «Интернет», если нет, то по какой причине. Имеют ли поселения возможность доставления Вам проектов НПА электронной почтой.
3. Укажите количество поступивших в отчетный период (нарастающим итогом) проектов нормативных правовых актов, в том числе раздельно, по представительным исполнительным органам. Сколько по ним подготовлено и направлено в представительные и исполнительные органы местного самоуправления заключений о несоответствии положений проектов федеральному и региональному законодательству (общие данные и раздельно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Сообщите о результатах рассмотрения органами местного самоуправления замечаний прокурора и принятых мерах реагирования в случаях, когда эти замечания не были учтены. Отразите показатели эффективности этой работы, а также примеры анализируемого периода.
4. Количество принятых органами местного самоуправления в отчетном периоде (нарастающим итогом) нормативных правовых актов, по ним внесено протестов, требований об исключении коррупциогенных факторов (раздельно). Давалась ли по оспоренным нормативным правовым актам правовая оценка на стадии проектов. Укажите причины непринятия Вами мер по предотвращению принятия незаконных или коррупциогенных нормативных правовых актов на этапе проверки проекта нормативного правового акта.
5. Отразите основные причины выявляемых в НПА и их проектах нарушений федерального законодательства либо несоответствий федеральному законодательству.
Раздел III. «Организация работы прокуратур районов по осуществлению правотворческой деятельности»
В данном разделе необходимо отразить:
1. Предложения о совершенствовании федерального законодательства, сведения о выявленных в ходе правоприменения пробелах и коллизиях законодательства, требующих решения на федеральном и (или) региональном уровне.
2. Сформирована ли прокуратурой района совместно с органами местного самоуправления система учебы, юридического просвещения и повышения профессиональной квалификации в сфере нормотворчества представителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих. Опишите, какая работа проводилась в отчетном периоде.
3. Количество должностных лиц органов местного самоуправления, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям прокурора, внесенным в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, а также наиболее характерные примеры анализируемого периода.
3. Освещается ли в средствах массовой информации и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Мордовия участие в правотворческой деятельности. Укажите количество публикаций в сфере правотворчества в средствах массовой информации, в том числе на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры республики (раздельно).
4. Проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры при осуществлении взаимодействия с органами местного самоуправления.
Приложение №6 |
Все права защищены