Нормативные акты - Прокуратура Республики Мордовия
Документы
- 7 июля 2014
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Республики Мордовия
ПРИКАЗ
07.07.2014 | № 159 |
Саранск
Об организации прокурорского надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия
В целях обеспечения неукоснительного исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в сфере реализации Национальной стратегии противодействия коррупции», от 28.12.2009 № 400 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», надлежащей организации и повышения эффективности прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также работы по проведению их антикоррупционной экспертизы и исключению коррупциогенных факторов из их проектов, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Регламент организации надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия согласно приложению № 1.
2. Заместителю прокурора республики Мяльдзину Р. З., управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, другим подразделениям прокуратуры республики, межрайонным и районным прокурорам принять меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления.
3. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Мордовия по вопросам, определенным в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также работу по исключению коррупциогенных факторов из их проектов.
4. Межрайонным и районным прокурорам под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора за законностью муниципальных правовых актов, а также работу по проведению их антикоррупционной экспертизы и исключению коррупциогенных факторов из их проектов, для чего:
4.1. Обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных правовых актов на предмет соответствия их положений федеральному законодательству и наличия (отсутствия) коррупциогенных факторов; участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Письменное заключение составлять при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники.
Своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах несоответствий федеральным и региональным законам, а также об исключении из них коррупциогенных норм.
В случаях отклонения замечаний на проекты актов представительных органов местного самоуправления, противоречащих федеральному и региональному законодательству и (или) содержащих коррупциогенные факторы, направлять информацию главе муниципального образования для использования им права отклонить правовые акты, принятые соответствующими представительными органами.
4.2. Организовать изучение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.
Безотлагательно реагировать на все факты принятия уставов муниципальных образований и иных нормативных актов органов местного самоуправления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, путем принесения протестов.
При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте, не противоречащем федеральному законодательству, коррупциогенных факторов вносить в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Лично участвовать в заседаниях представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований, обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы местного самоуправления, с участием представителей прокуратуры.
В случаях несогласия органов местного самоуправления с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд.
Систематически информировать глав муниципальных образований о состоянии работы по исключению из муниципальных правовых актов коррупциогенных положений.
Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, исключения их них коррупциогенных положений.
4.3. Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о нормативных актах органов местного самоуправления, вступивших в противоречие с законодательством, а также содержащих коррупциогенные положения.
В течение месяца с момента изменения федерального и регионального законодательства проводить сверки действующих муниципальных нормативных актов в органах местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных актов, вступивших в противоречие с законодательством. Использовать на регулярной основе данные территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственной регистрации уставов муниципальных образований, а также Государственного комитета по делам юстиции Республики Мордовия, осуществляющего ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов; обеспечить деловое сотрудничество с контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации.
4.4. При осуществлении полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы осуществлять учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам, определенным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикорруцпионной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вести реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокуроров по форме согласно Приложению № 2.
4.5. При обращении в суд с заявлением о признании противоречащего федеральному и региональному законодательству муниципального нормативного акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени строго руководствоваться положениями ст. ст. 45, 245-253 ГПК РФ, ст. ст. 52, 191-196 АПК РФ, регулирующими производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
4.6. В случаях, когда органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным и региональным законодательством изданного (принятого) им нормативного акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, информировать прокуратуру республики для инициирования перед уполномоченными органами государственной власти республики вопроса о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. ст. 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предварительно во всех указанных случаях в обязательном порядке вносить представление руководителю органа по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими муниципальных правовых актов, противоречащих закону.
В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
4.7. Выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов органов местного самоуправления.
При этом в порядке муниципального нормотворчества добиваться внесения в муниципальные правовые акты и должностные регламенты лиц, ответственных за разработку и подготовку муниципальных правовых актов, положений о недопустимости включения в них норм, содержащих коррупциогенные факторы.
4.8. В случае длительного непринятия органом местного самоуправления предусмотренных федеральным и региональным законодательством нормативных правовых актов вносить представления об устранении нарушений закона, предложения, информационные письма об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» либо использовать имеющееся у прокуроров право правотворческой инициативы, в первую очередь — в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.
В обязательном порядке давать оценку имеющемуся в муниципальном правотворчестве пробелу на предмет его возможной коррупциогенности.
4.9. В целях формирования в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» и Законом Республики Мордовия 30.10.2008 № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» порядке ведения федерального и регионального регистров муниципальных нормативных правовых актов в течение 7 рабочих дней направлять информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении уставов муниципальных образований — в Управление Минюста Российской Федерации по Республике Мордовия, иных муниципальных нормативных правовых актов — в Государственный комитет по делам юстиции Республики Мордовия.
4.10. При выявлении в ходе прокурорских проверок правовых актов органов государственной власти республики, положенных в основу незаконных и (или) содержащих коррупциогенные факторы актов органов местного самоуправления, копии таких актов с соответствующими заключениями незамедлительно направлять в прокуратуру республики.
4.11. Ежеквартально, к 2 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в прокуратуру республики докладные записки о состоянии надзора за законностью правовых актов в соответствии со структурой, установленной специальным указанием прокурора республики.
5. Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отражать в ежеквартально направляемых в прокуратуру республики во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в сфере реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» докладных записках о состоянии прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе (отдельными блоками, согласно структуре). При этом ежемесячно, к 1 числу месяца, направлять в прокуратуру республики сведения о результатах работы по изучению нормативных актов органов местного самоуправления на коррупциогенность с приложением реестров актов органов местного самоуправления, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы.
6. Признать утратившим силу приказ прокурора республики от 23.08.2013 № 190 «Об организации взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, правотворческой деятельности, прокурорского надзора за соответствием законодательству нормативных правовых актов и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
7. Текст приказа опубликовать в Информационном бюллетене прокуратуры Республики Мордовия.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя прокурора республики Мяльдзина Р. З.
Приказ направить во все межрайонные и районные прокуратуры, довести до сведения заместителей прокурора республики и руководителей подразделений прокуратуры республики.
Прокурор Республики Мордовия | ||
государственный советник юстиции 2 класса | В.M. Мачинский |
Приложение №1 |
РЕГЛАМЕНТ
организации надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организация надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в прокуратуре Республики Мордовия строится в соответствии со ст. ст. 1, 9, 91, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции», от 28.12.2009 № 400 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», в порядке, определенном настоящим Регламентом.
Надзор за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, проведение их антикоррупционной экспертизы осуществляется как на стадии их разработки, так и после принятия систематически, независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Координацию данной работы, ее организационно-методическое обеспечение осуществляет старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Проверка региональных нормативных правовых актов и их проектов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству осуществляется старшими помощниками прокурора республики, управлениями и отделами прокуратуры республики в соответствии со спецификой нормативных правовых актов, направлениями прокурорской деятельности и распределением обязанностей.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти республики, а также работа по исключению из их проектов коррупциогенных положений (коррупциогенных факторов) осуществляется отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с распределением обязанностей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ, РАБОТЫ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ ИЗ НИХ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Работа с проектами нормативных правовых актов органов государственной власти республики заключается в их правовой экспертизе, в том числе на предмет наличия коррупциогенных положений.
Поступление в прокуратуру республики проектов нормативных правовых актов Государственного Собрания, Главы и Правительства республики, региональных министерств и ведомств, их учет в Реестре изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения, обеспечивается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Им же в двухдневный срок со дня поступления в прокуратуру республики определяется конкретное подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение проекта согласно специфике нормативных правовых актов, направлениям прокурорской деятельности, распределению обязанностей и разграничению полномочий, и осуществляется его передача руководителю подразделения для организации изучения.
Также в двухдневный срок со дня поступления в прокуратуру республики копия проекта передается им в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для установления наличия либо отсутствия в проекте коррупциогенных положений (факторов).
Изучение проекта нормативного правового акта осуществляется не позднее чем в 10-дневный срок со дня поручения исполнителю.
Исполнитель, которому поручено изучение проекта, строит свою работу в следующем порядке:
1) изучение проекта и приложенных к нему материалов;
2) подбор и анализ федерального и регионального законодательства по данному вопросу;
3) выяснение вопроса о том, рассматривался ли данный проект ранее, результаты рассмотрения, принятое решение;
4) оценка соответствия проекта законодательству, предполагающая установление:
— целей издания нормативного правового акта, их соответствия федеральному законодательству и возможности достижения посредством издания изучаемого нормативного правового акта;
— обстоятельств, послуживших основанием для подготовки проекта нормативного правового акта, их соответствия федеральному и региональному законодательству;
— правового акта большей юридической силы, во исполнение или на основе которого разработан проект, соответствия фактических обстоятельств, обусловивших его разработку, основаниям, указанным в законе;
— правомочности соответствующего органа власти осуществлять правовое регулирование в данной сфере;
— позиции разработчиков проекта по выявленным несоответствиям федеральному и региональному законодательству, их аргументов и пояснений;
5) установление наличия либо отсутствия в проекте коррупциогенных положений на основании информации отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, которая передается в подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение проекта, не позднее чем за 3 дня до истечения установленного срока для изучения проекта;
6) подготовка заключения на проект.
Письменное заключение составляется при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. Оно должно содержать обоснованный вывод о необходимости проекта нормативного правового акта, достаточности содержащихся в нем норм для достижения заявленной цели правового регулирования, выводы о его соответствии актам большей юридической силы, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, а также о соблюдении правил юридической техники.
Заключение утверждается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, который информирует органы государственной власти республики о результатах правовой экспертизы проектов, контролирует устранение ими указанных в заключениях недостатков при издании нормативных правовых актов, организует ведение Реестра изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения.
В случае соответствия проекта нормативного правового акта действующему законодательству исполнитель делает отметку об этом непосредственно на тексте проекта и передает проект старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления для включения в реестр изученных проектов нормативных правовых актов и информирования органов государственной власти республики о результатах правовой экспертизы направленных ими проектов.
Информации о результатах изучения проектов нормативных правовых актов, направляемые Главе, Председателю Государственного Собрания и Председателю Правительства республики, подписываются прокурором республики. Информации, направляемые заместителям Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, председателям комитетов (комиссий) Государственного Собрания республики, депутатам Государственного Собрания республики, членам Правительства республики, руководителям администрации Главы республики, аппарата Государственного Собрания республики, аппарата Правительства республики, Председателю Избирательной комиссии республики, подписываются заместителем прокурора республики. Информации, направляемые иным должностным лицам государственной власти республики и местного самоуправления или в иные организации, подписываются заместителем прокурора республики или старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
В случае отклонения замечаний прокуратуры на законопроекты Государственным Собранием республики старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления принимает меры по информированию об этом Главы республики для реализации права отклонить принятые законы.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИНЯТЫХ (ИЗДАННЫХ) НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
Надзор за законностью принятых нормативных правовых актов органов государственной власти республики заключается в проверке соответствия их положений требованиям федерального законодательства. Координация этой работы осуществляется старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Своевременное поступление в прокуратуру республики нормативных правовых актов Государственного Собрания, Главы и Правительства республики, региональных министерств и ведомств обеспечивается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. При необходимости им же истребуются документы, послужившие основой для издания соответствующих актов.
Поступившие в прокуратуру республики правовые акты передаются старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления для организации их изучения. Он обеспечивает учет поступивших нормативных правовых актов в соответствующем Реестре и передает их для проверки руководителю соответствующего подразделения прокуратуры республики, старшему помощнику прокурора республики согласно специфике нормативных правовых актов, направлениям прокурорской деятельности, распределению обязанностей и разграничению полномочий, которые принимают исчерпывающие меры к обеспечению качества изучения нормативных правовых актов.
Копия нормативного правового акта в двухдневный срок передается в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для проведения его антикоррупционной экспертизы.
Изучение нормативного правового акта осуществляется в течение 30 дней с даты издания (подписания).
Исполнитель, которому поручено изучение нормативного правового акта, строит свою работу в порядке, аналогичном работе с проектами.
В случае соответствия нормативного правового акта действующему законодательству исполнитель делает об этом соответствующую отметку непосредственно на акте. Согласие руководителя соответствующего подразделения прокуратуры республики с позицией исполнителя о соответствии акта действующему законодательству также оформляется непосредственно на акте.
При наличии сомнений в законности нормативного правового акта исполнитель уточняет позицию его разработчиков по выявленным нарушениям, их аргументы и пояснения, при необходимости также истребует мнение региональных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, других органов государственной власти.
При несоответствии регионального нормативного правового акта федеральному законодательству подразделением прокуратуры республики (старшим помощником прокурора республики), которым изучался нормативный правовой акт, готовится и представляется на подпись прокурору республики или его заместителю проект акта прокурорского реагирования.
Копия акта прокурорского реагирования, внесенного в целях приведения нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, в двухдневный срок передается старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. Контроль за своевременностью рассмотрения акта прокурорского реагирования осуществляет работник, подготовивший его проект.
Старший помощник прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления обеспечивает учет результатов изучения нормативных правовых актов и принятых мер прокурорского реагирования в соответствующем Реестре.
Материалы проверки законности нормативного правового акта формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления еженедельно докладывает прокурору республики или его заместителю о своевременности проверки нормативных правовых актов. Им же обеспечивается поступление в прокуратуру республики информации о результатах мониторинга соответствия региональных актов федеральному законодательству, проводимого территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (Управлений ФНС России, ФАС России, ГТИ и т. д.), а также подготовка еженедельных обзоров практики оспаривания региональных правовых актов в Конституционном и Верховном Судах Российской Федерации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
Копия поступившего в прокуратуру республики нормативного правового акта передается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления в двухдневный срок со дня поступления к нему в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для проведения его антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 91 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Установление наличия либо отсутствия в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов осуществляется прокурором (старшим прокурором) отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по поручению начальника отдела. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются непосредственно на копии нормативного правового акта, подписываются исполнителем и согласовываются с начальником отдела. Копия нормативного правового акта в части, содержащей его реквизиты, а также соответствующие отметки о результатах изучения, передается в подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение нормативного правового акта, не позднее чем за 3 дня до истечения срока изучения нормативного правового акта.
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта исполнителем при необходимости истребуется мнение регионального Управления Министерства юстиции Российской Федерации, других органов и организаций, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
В случае выявления в нормативном правовом акте, не противоречащем федеральному законодательству, коррупциогенных факторов прокурором (старшим прокурором) отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции готовится проект требования об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Проект требования представляется на подпись прокурору республики или его заместителю отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Контроль за своевременностью рассмотрения требования осуществляет работник, подготовивший его проект.
Материалы антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления обеспечивается проведение сверок с органами государственной власти республики наличия или отсутствия региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, в течение месяца со дня внесения соответствующих изменений.
Для этого работник прокуратуры республики, ответственный за правовое обеспечение, еженедельно информирует старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления об изменениях федерального законодательства.
Последний с использованием, в том числе, данных федерального регистра нормативных правовых актов республики в течение 10 дней после официального опубликования изменений федерального законодательства составляет перечень нормативных актов органов государственной власти республики, регулирующих соответствующие общественные отношения, и передает данную информацию старшим помощникам прокурора республики, подразделениям прокуратуры республики в соответствии со спецификой нормативных правовых актов, направлениями прокурорской деятельности, распределением обязанностей и разграничением полномочий.
Проверка региональных нормативных правовых актов на предмет наличия положений, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, проводится соответствующими структурными подразделениями прокуратуры республики в течение 2 недель с момента поступления соответствующей информации от старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. Результаты проверок оформляются справками о наличии (отсутствии) региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, которые передаются старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
После получения указанных справок старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления составляет соответствующие акты о наличии (отсутствии) региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. Впоследствии он же по результатам сверки готовит в соответствующие органы государственной власти республики информацию о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов. Им же осуществляется контроль за своевременностью приведения органами государственной власти республики указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.
В случае неприведения органами государственной власти республики нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в установленные законом сроки старший помощник прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информирует об этом соответствующее структурное подразделение прокуратуры республики, которое готовит проект акта прокурорского реагирования.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ИХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Организация прокурорского надзора за законностью уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с вышеназванными приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195, от 02.10.2007 № 155, от 28.12.2009 № 400.
Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе уставов муниципальных образований, внесение в них изменений и дополнений, проведение их антикоррупционной экспертизы обеспечивается межрайонными и районными прокурорами.
В целях координации и организационно-методического обеспечения данной работы старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления:
— ежеквартально запрашивает сведения в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия о регистрации уставов муниципальных образований, причинах отказа в регистрации;
— ежеквартально истребует у межрайпрокуроров сведения о работе по надзору за законностью Уставов и иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления;
— систематически обобщает работу межрайпрокуроров на этом направлении;
— готовит информационно-методические документы, а также материалы для рассмотрения результатов работы на заседаниях коллегии прокуратуры республики.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
— ежемесячно истребует у межрайпрокуроров сведения о работе по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
— систематически обобщает работу межрайпрокуроров на этом направлении;
— готовит информационно-методические документы, а также материалы для рассмотрения результатов работы на заседаниях коллегии прокуратуры республики.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления совместно с управлением по надзору за исполнением федерального законодательства обобщает результаты надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти республики и местного самоуправления и готовит докладные записки в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе к 10 июля и к 10 января.
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обобщает результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и исключению коррупциогенных факторов из их проектов и готовит ежеквартальные докладные записки в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
Приложение №2 |
Реестр нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих
(содержавших) коррупциогенные факторы, по Республике Мордовия за _______ 201__ года
№ | Реквизиты и наименование нормативного правового акта | Должностное лицо, орган, издавшие НПА | Нормы или положения, содержащие коррупциогенный фактор | Правовые последствия применения норм или положений, содержащих коррупциогенный фактор | Принятые меры реагирования | Результат рассмотрения требований прокурора |
Пример заполнения
№ | Реквизиты и наименование нормативного правового акта | Должностное лицо, орган, издавшие НПА | Нормы или положения, содержащие коррупциогенный фактор | Правовые последствия применения норм или положений, содержащих коррупциогенный фактор | Принятые меры реагирования | Результат рассмотрения требований прокурора |
1. | Закон Республики Мордовия от 22.07.1996 № 25-З «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия» | Государственное Собрание Республики Мордовия; | необоснованно расширены пределы компетенции органов государственной власти республики в части принятия решений об учреждении товариществ и приобретении их долей (вкладов); допущена возможность исполнения лицами, занимающими государственные должности Республики Мордовия, функций представителей республики в органах управления хозяйственных обществ и товариществ. | неопределенность правового содержания, нарушение компетенции при принятии НПА (подпункты «а», «д» п.3 Методики, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96) | протест | в стадии рассмотрения |
1 Файл
Тип
ПриказПрокуратура Республики Мордовия
7 июля 2014, 17:00
Приказ № 159 «Об организации прокурорского надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия»
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Республики Мордовия
ПРИКАЗ
07.07.2014 | № 159 |
Саранск
Об организации прокурорского надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия
В целях обеспечения неукоснительного исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в сфере реализации Национальной стратегии противодействия коррупции», от 28.12.2009 № 400 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», надлежащей организации и повышения эффективности прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также работы по проведению их антикоррупционной экспертизы и исключению коррупциогенных факторов из их проектов, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Регламент организации надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия согласно приложению № 1.
2. Заместителю прокурора республики Мяльдзину Р. З., управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, другим подразделениям прокуратуры республики, межрайонным и районным прокурорам принять меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления.
3. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Мордовия по вопросам, определенным в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также работу по исключению коррупциогенных факторов из их проектов.
4. Межрайонным и районным прокурорам под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора за законностью муниципальных правовых актов, а также работу по проведению их антикоррупционной экспертизы и исключению коррупциогенных факторов из их проектов, для чего:
4.1. Обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных правовых актов на предмет соответствия их положений федеральному законодательству и наличия (отсутствия) коррупциогенных факторов; участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Письменное заключение составлять при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники.
Своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах несоответствий федеральным и региональным законам, а также об исключении из них коррупциогенных норм.
В случаях отклонения замечаний на проекты актов представительных органов местного самоуправления, противоречащих федеральному и региональному законодательству и (или) содержащих коррупциогенные факторы, направлять информацию главе муниципального образования для использования им права отклонить правовые акты, принятые соответствующими представительными органами.
4.2. Организовать изучение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.
Безотлагательно реагировать на все факты принятия уставов муниципальных образований и иных нормативных актов органов местного самоуправления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, путем принесения протестов.
При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте, не противоречащем федеральному законодательству, коррупциогенных факторов вносить в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Лично участвовать в заседаниях представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований, обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы местного самоуправления, с участием представителей прокуратуры.
В случаях несогласия органов местного самоуправления с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд.
Систематически информировать глав муниципальных образований о состоянии работы по исключению из муниципальных правовых актов коррупциогенных положений.
Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, исключения их них коррупциогенных положений.
4.3. Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о нормативных актах органов местного самоуправления, вступивших в противоречие с законодательством, а также содержащих коррупциогенные положения.
В течение месяца с момента изменения федерального и регионального законодательства проводить сверки действующих муниципальных нормативных актов в органах местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных актов, вступивших в противоречие с законодательством. Использовать на регулярной основе данные территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственной регистрации уставов муниципальных образований, а также Государственного комитета по делам юстиции Республики Мордовия, осуществляющего ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов; обеспечить деловое сотрудничество с контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации.
4.4. При осуществлении полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы осуществлять учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам, определенным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикорруцпионной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вести реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокуроров по форме согласно Приложению № 2.
4.5. При обращении в суд с заявлением о признании противоречащего федеральному и региональному законодательству муниципального нормативного акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени строго руководствоваться положениями ст. ст. 45, 245-253 ГПК РФ, ст. ст. 52, 191-196 АПК РФ, регулирующими производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
4.6. В случаях, когда органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным и региональным законодательством изданного (принятого) им нормативного акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, информировать прокуратуру республики для инициирования перед уполномоченными органами государственной власти республики вопроса о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. ст. 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предварительно во всех указанных случаях в обязательном порядке вносить представление руководителю органа по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими муниципальных правовых актов, противоречащих закону.
В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
4.7. Выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов органов местного самоуправления.
При этом в порядке муниципального нормотворчества добиваться внесения в муниципальные правовые акты и должностные регламенты лиц, ответственных за разработку и подготовку муниципальных правовых актов, положений о недопустимости включения в них норм, содержащих коррупциогенные факторы.
4.8. В случае длительного непринятия органом местного самоуправления предусмотренных федеральным и региональным законодательством нормативных правовых актов вносить представления об устранении нарушений закона, предложения, информационные письма об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» либо использовать имеющееся у прокуроров право правотворческой инициативы, в первую очередь — в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.
В обязательном порядке давать оценку имеющемуся в муниципальном правотворчестве пробелу на предмет его возможной коррупциогенности.
4.9. В целях формирования в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» и Законом Республики Мордовия 30.10.2008 № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» порядке ведения федерального и регионального регистров муниципальных нормативных правовых актов в течение 7 рабочих дней направлять информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении уставов муниципальных образований — в Управление Минюста Российской Федерации по Республике Мордовия, иных муниципальных нормативных правовых актов — в Государственный комитет по делам юстиции Республики Мордовия.
4.10. При выявлении в ходе прокурорских проверок правовых актов органов государственной власти республики, положенных в основу незаконных и (или) содержащих коррупциогенные факторы актов органов местного самоуправления, копии таких актов с соответствующими заключениями незамедлительно направлять в прокуратуру республики.
4.11. Ежеквартально, к 2 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в прокуратуру республики докладные записки о состоянии надзора за законностью правовых актов в соответствии со структурой, установленной специальным указанием прокурора республики.
5. Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отражать в ежеквартально направляемых в прокуратуру республики во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в сфере реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» докладных записках о состоянии прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе (отдельными блоками, согласно структуре). При этом ежемесячно, к 1 числу месяца, направлять в прокуратуру республики сведения о результатах работы по изучению нормативных актов органов местного самоуправления на коррупциогенность с приложением реестров актов органов местного самоуправления, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы.
6. Признать утратившим силу приказ прокурора республики от 23.08.2013 № 190 «Об организации взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, правотворческой деятельности, прокурорского надзора за соответствием законодательству нормативных правовых актов и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
7. Текст приказа опубликовать в Информационном бюллетене прокуратуры Республики Мордовия.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя прокурора республики Мяльдзина Р. З.
Приказ направить во все межрайонные и районные прокуратуры, довести до сведения заместителей прокурора республики и руководителей подразделений прокуратуры республики.
Прокурор Республики Мордовия | ||
государственный советник юстиции 2 класса | В.M. Мачинский |
Приложение №1 |
РЕГЛАМЕНТ
организации надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в аппарате прокуратуры Республики Мордовия
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организация надзора за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, подготовки правовых заключений на их проекты, проведения по ним антикоррупционной экспертизы в прокуратуре Республики Мордовия строится в соответствии со ст. ст. 1, 9, 91, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции», от 28.12.2009 № 400 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», в порядке, определенном настоящим Регламентом.
Надзор за законностью региональных и муниципальных нормативных правовых актов, проведение их антикоррупционной экспертизы осуществляется как на стадии их разработки, так и после принятия систематически, независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Координацию данной работы, ее организационно-методическое обеспечение осуществляет старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Проверка региональных нормативных правовых актов и их проектов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству осуществляется старшими помощниками прокурора республики, управлениями и отделами прокуратуры республики в соответствии со спецификой нормативных правовых актов, направлениями прокурорской деятельности и распределением обязанностей.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти республики, а также работа по исключению из их проектов коррупциогенных положений (коррупциогенных факторов) осуществляется отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с распределением обязанностей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ, РАБОТЫ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ ИЗ НИХ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Работа с проектами нормативных правовых актов органов государственной власти республики заключается в их правовой экспертизе, в том числе на предмет наличия коррупциогенных положений.
Поступление в прокуратуру республики проектов нормативных правовых актов Государственного Собрания, Главы и Правительства республики, региональных министерств и ведомств, их учет в Реестре изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения, обеспечивается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Им же в двухдневный срок со дня поступления в прокуратуру республики определяется конкретное подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение проекта согласно специфике нормативных правовых актов, направлениям прокурорской деятельности, распределению обязанностей и разграничению полномочий, и осуществляется его передача руководителю подразделения для организации изучения.
Также в двухдневный срок со дня поступления в прокуратуру республики копия проекта передается им в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для установления наличия либо отсутствия в проекте коррупциогенных положений (факторов).
Изучение проекта нормативного правового акта осуществляется не позднее чем в 10-дневный срок со дня поручения исполнителю.
Исполнитель, которому поручено изучение проекта, строит свою работу в следующем порядке:
1) изучение проекта и приложенных к нему материалов;
2) подбор и анализ федерального и регионального законодательства по данному вопросу;
3) выяснение вопроса о том, рассматривался ли данный проект ранее, результаты рассмотрения, принятое решение;
4) оценка соответствия проекта законодательству, предполагающая установление:
— целей издания нормативного правового акта, их соответствия федеральному законодательству и возможности достижения посредством издания изучаемого нормативного правового акта;
— обстоятельств, послуживших основанием для подготовки проекта нормативного правового акта, их соответствия федеральному и региональному законодательству;
— правового акта большей юридической силы, во исполнение или на основе которого разработан проект, соответствия фактических обстоятельств, обусловивших его разработку, основаниям, указанным в законе;
— правомочности соответствующего органа власти осуществлять правовое регулирование в данной сфере;
— позиции разработчиков проекта по выявленным несоответствиям федеральному и региональному законодательству, их аргументов и пояснений;
5) установление наличия либо отсутствия в проекте коррупциогенных положений на основании информации отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, которая передается в подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение проекта, не позднее чем за 3 дня до истечения установленного срока для изучения проекта;
6) подготовка заключения на проект.
Письменное заключение составляется при наличии в проекте нормативного правового акта несоответствий актам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. Оно должно содержать обоснованный вывод о необходимости проекта нормативного правового акта, достаточности содержащихся в нем норм для достижения заявленной цели правового регулирования, выводы о его соответствии актам большей юридической силы, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, а также о соблюдении правил юридической техники.
Заключение утверждается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, который информирует органы государственной власти республики о результатах правовой экспертизы проектов, контролирует устранение ими указанных в заключениях недостатков при издании нормативных правовых актов, организует ведение Реестра изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения.
В случае соответствия проекта нормативного правового акта действующему законодательству исполнитель делает отметку об этом непосредственно на тексте проекта и передает проект старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления для включения в реестр изученных проектов нормативных правовых актов и информирования органов государственной власти республики о результатах правовой экспертизы направленных ими проектов.
Информации о результатах изучения проектов нормативных правовых актов, направляемые Главе, Председателю Государственного Собрания и Председателю Правительства республики, подписываются прокурором республики. Информации, направляемые заместителям Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, председателям комитетов (комиссий) Государственного Собрания республики, депутатам Государственного Собрания республики, членам Правительства республики, руководителям администрации Главы республики, аппарата Государственного Собрания республики, аппарата Правительства республики, Председателю Избирательной комиссии республики, подписываются заместителем прокурора республики. Информации, направляемые иным должностным лицам государственной власти республики и местного самоуправления или в иные организации, подписываются заместителем прокурора республики или старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
В случае отклонения замечаний прокуратуры на законопроекты Государственным Собранием республики старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления принимает меры по информированию об этом Главы республики для реализации права отклонить принятые законы.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИНЯТЫХ (ИЗДАННЫХ) НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
Надзор за законностью принятых нормативных правовых актов органов государственной власти республики заключается в проверке соответствия их положений требованиям федерального законодательства. Координация этой работы осуществляется старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
Своевременное поступление в прокуратуру республики нормативных правовых актов Государственного Собрания, Главы и Правительства республики, региональных министерств и ведомств обеспечивается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. При необходимости им же истребуются документы, послужившие основой для издания соответствующих актов.
Поступившие в прокуратуру республики правовые акты передаются старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления для организации их изучения. Он обеспечивает учет поступивших нормативных правовых актов в соответствующем Реестре и передает их для проверки руководителю соответствующего подразделения прокуратуры республики, старшему помощнику прокурора республики согласно специфике нормативных правовых актов, направлениям прокурорской деятельности, распределению обязанностей и разграничению полномочий, которые принимают исчерпывающие меры к обеспечению качества изучения нормативных правовых актов.
Копия нормативного правового акта в двухдневный срок передается в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для проведения его антикоррупционной экспертизы.
Изучение нормативного правового акта осуществляется в течение 30 дней с даты издания (подписания).
Исполнитель, которому поручено изучение нормативного правового акта, строит свою работу в порядке, аналогичном работе с проектами.
В случае соответствия нормативного правового акта действующему законодательству исполнитель делает об этом соответствующую отметку непосредственно на акте. Согласие руководителя соответствующего подразделения прокуратуры республики с позицией исполнителя о соответствии акта действующему законодательству также оформляется непосредственно на акте.
При наличии сомнений в законности нормативного правового акта исполнитель уточняет позицию его разработчиков по выявленным нарушениям, их аргументы и пояснения, при необходимости также истребует мнение региональных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, других органов государственной власти.
При несоответствии регионального нормативного правового акта федеральному законодательству подразделением прокуратуры республики (старшим помощником прокурора республики), которым изучался нормативный правовой акт, готовится и представляется на подпись прокурору республики или его заместителю проект акта прокурорского реагирования.
Копия акта прокурорского реагирования, внесенного в целях приведения нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, в двухдневный срок передается старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. Контроль за своевременностью рассмотрения акта прокурорского реагирования осуществляет работник, подготовивший его проект.
Старший помощник прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления обеспечивает учет результатов изучения нормативных правовых актов и принятых мер прокурорского реагирования в соответствующем Реестре.
Материалы проверки законности нормативного правового акта формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления еженедельно докладывает прокурору республики или его заместителю о своевременности проверки нормативных правовых актов. Им же обеспечивается поступление в прокуратуру республики информации о результатах мониторинга соответствия региональных актов федеральному законодательству, проводимого территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (Управлений ФНС России, ФАС России, ГТИ и т. д.), а также подготовка еженедельных обзоров практики оспаривания региональных правовых актов в Конституционном и Верховном Судах Российской Федерации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
Копия поступившего в прокуратуру республики нормативного правового акта передается старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления в двухдневный срок со дня поступления к нему в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для проведения его антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 91 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Установление наличия либо отсутствия в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов осуществляется прокурором (старшим прокурором) отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по поручению начальника отдела. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются непосредственно на копии нормативного правового акта, подписываются исполнителем и согласовываются с начальником отдела. Копия нормативного правового акта в части, содержащей его реквизиты, а также соответствующие отметки о результатах изучения, передается в подразделение прокуратуры республики, ответственное за изучение нормативного правового акта, не позднее чем за 3 дня до истечения срока изучения нормативного правового акта.
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта исполнителем при необходимости истребуется мнение регионального Управления Министерства юстиции Российской Федерации, других органов и организаций, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
В случае выявления в нормативном правовом акте, не противоречащем федеральному законодательству, коррупциогенных факторов прокурором (старшим прокурором) отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции готовится проект требования об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Проект требования представляется на подпись прокурору республики или его заместителю отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Контроль за своевременностью рассмотрения требования осуществляет работник, подготовивший его проект.
Материалы антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Старшим помощником прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления обеспечивается проведение сверок с органами государственной власти республики наличия или отсутствия региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, в течение месяца со дня внесения соответствующих изменений.
Для этого работник прокуратуры республики, ответственный за правовое обеспечение, еженедельно информирует старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления об изменениях федерального законодательства.
Последний с использованием, в том числе, данных федерального регистра нормативных правовых актов республики в течение 10 дней после официального опубликования изменений федерального законодательства составляет перечень нормативных актов органов государственной власти республики, регулирующих соответствующие общественные отношения, и передает данную информацию старшим помощникам прокурора республики, подразделениям прокуратуры республики в соответствии со спецификой нормативных правовых актов, направлениями прокурорской деятельности, распределением обязанностей и разграничением полномочий.
Проверка региональных нормативных правовых актов на предмет наличия положений, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, проводится соответствующими структурными подразделениями прокуратуры республики в течение 2 недель с момента поступления соответствующей информации от старшего помощника прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления. Результаты проверок оформляются справками о наличии (отсутствии) региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с изменениями федерального законодательства, которые передаются старшему помощнику прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления.
После получения указанных справок старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления составляет соответствующие акты о наличии (отсутствии) региональных нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. Впоследствии он же по результатам сверки готовит в соответствующие органы государственной власти республики информацию о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов. Им же осуществляется контроль за своевременностью приведения органами государственной власти республики указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.
В случае неприведения органами государственной власти республики нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в установленные законом сроки старший помощник прокурора республики по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления информирует об этом соответствующее структурное подразделение прокуратуры республики, которое готовит проект акта прокурорского реагирования.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ИХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Организация прокурорского надзора за законностью уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с вышеназванными приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195, от 02.10.2007 № 155, от 28.12.2009 № 400.
Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе уставов муниципальных образований, внесение в них изменений и дополнений, проведение их антикоррупционной экспертизы обеспечивается межрайонными и районными прокурорами.
В целях координации и организационно-методического обеспечения данной работы старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления:
— ежеквартально запрашивает сведения в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия о регистрации уставов муниципальных образований, причинах отказа в регистрации;
— ежеквартально истребует у межрайпрокуроров сведения о работе по надзору за законностью Уставов и иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления;
— систематически обобщает работу межрайпрокуроров на этом направлении;
— готовит информационно-методические документы, а также материалы для рассмотрения результатов работы на заседаниях коллегии прокуратуры республики.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
— ежемесячно истребует у межрайпрокуроров сведения о работе по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
— систематически обобщает работу межрайпрокуроров на этом направлении;
— готовит информационно-методические документы, а также материалы для рассмотрения результатов работы на заседаниях коллегии прокуратуры республики.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления совместно с управлением по надзору за исполнением федерального законодательства обобщает результаты надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти республики и местного самоуправления и готовит докладные записки в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе к 10 июля и к 10 января.
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обобщает результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и исключению коррупциогенных факторов из их проектов и готовит ежеквартальные докладные записки в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
Приложение №2 |
Реестр нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих
(содержавших) коррупциогенные факторы, по Республике Мордовия за _______ 201__ года
№ | Реквизиты и наименование нормативного правового акта | Должностное лицо, орган, издавшие НПА | Нормы или положения, содержащие коррупциогенный фактор | Правовые последствия применения норм или положений, содержащих коррупциогенный фактор | Принятые меры реагирования | Результат рассмотрения требований прокурора |
Пример заполнения
№ | Реквизиты и наименование нормативного правового акта | Должностное лицо, орган, издавшие НПА | Нормы или положения, содержащие коррупциогенный фактор | Правовые последствия применения норм или положений, содержащих коррупциогенный фактор | Принятые меры реагирования | Результат рассмотрения требований прокурора |
1. | Закон Республики Мордовия от 22.07.1996 № 25-З «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия» | Государственное Собрание Республики Мордовия; | необоснованно расширены пределы компетенции органов государственной власти республики в части принятия решений об учреждении товариществ и приобретении их долей (вкладов); допущена возможность исполнения лицами, занимающими государственные должности Республики Мордовия, функций представителей республики в органах управления хозяйственных обществ и товариществ. | неопределенность правового содержания, нарушение компетенции при принятии НПА (подпункты «а», «д» п.3 Методики, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96) | протест | в стадии рассмотрения |
Все права защищены