Прокурор разъясняет

  • 25 декабря 2024, 17:50
Актуальные способы дистанционных хищений денежных средств граждан и методы противодействия им
  Текст

В текущем году в Алтайском крае совершено более 7 тысяч хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. От действий «телефонных мошенников» пострадало около 6 тысяч жителей края, размер причиненного ущерба составил более 2 миллиардов рублей.

Жертвами таких преступлений зачастую становятся пенсионеры и другие наименее социально-защищенные категории граждан, которые в силу недостаточной осведомленности не способны самостоятельно защитить себя от действий мошенников и в результате попадают в крайне тяжелое материальное положение.

Активно вовлекаются в преступную деятельность лица молодого возраста, в том числе учащиеся школ и студенты, которых злоумышленники используют в качестве курьеров и «дроперов». Актуальность приобрели факты хищения посредством получения доступа к сервису «Госуслуги».

Одним из наиболее действенных способов преступного изъятия злоумышленниками денежных средств у населения по-прежнему является их хищение по схеме «безопасный счет». В его основе лежит побуждение потерпевшего под разными предлогами к переводу денежных средств в целях обеспечения их якобы сохранности на так называемый «безопасный счет». Звонки, а их как правило несколько, осуществляются от лица сотрудников правоохранительных органов, служб безопасности кредитных учреждений, каждый из которых сообщает потерпевшему в рамках своей «компетенции» об угрозе хищения его сбережений, либо возможного оформления на пострадавшего кредитных обязательств в рамках некоего лимита, предоставляется банками. Сообщаемая легенда может сопровождаться угрозой привлечения к уголовной ответственности (если звонит «сотрудник» ФСБ), например за якобы уже совершенный перевод средств потерпевшего террористам, расследования по данному факту уголовного дела о госизмене. Звонки осуществляются с разных номеров, в том числе виртуальных, в последнее время особенно активно путем использования мессенджеров (Ватсап, Телеграмм). Либо, наоборот, мошенники говорят о помощи в работе органам по выявлению мошенников, предлагают приобрести новые сим-карты, телефоны, действовать в условиях конспирации.

Важно понимать, что злоумышленники на момент разговора с потерпевшим уже обладают некоторой информацией о нем и членах его семьи, имеют в своем распоряжении сведения о персональных данных пострадавшего (номера банковских карт, место жительства, работы и пр.) и используют их для придания видимости легитимности своих действий.

В последнее время указанный способ хищения получил распространение в варианте, отличающегося от классического («звонок от работодателя»).

Так, работнику в мессенджере «Телеграмм» поступает сообщение с аккаунта, название которого указано имя руководителя организации (к примеру, директора школы, главного врача), в которой трудоустроен потерпевший. В сообщении содержится информация о предстоящем поступлении работнику в ближайшее время важного звонка, после чего через несколько минут такой звонок поступает. Далее деяние реализуется по вышеуказанной схеме от лица представителя, например Минздрава, далее к разговору по указанной схеме подключаются все те же «сотрудники» ФСБ, Центробанка.

Отдельно стоит остановиться на способах хищения, связанных с переходом потерпевшими, введенными в заблуждение, по так называемой фишинговой ссылке, после чего злоумышленники получают доступ, как правило, к личному кабинету пользователя сервиса «Госуслуги», через который дистанционно направляют заявки от имени пользователя на выдачу кредитов в банковские учреждения.

Так, одним из популярных варинтов в рамках данного способа в настоящее время следующий.

Потерпевшему поступает звонок от представителя оператора сотовой связи, в котором сообщается о том, что срок действия договора на обслуживание сим-карты истекает, для его продления необходимо назвать код, который оправляется в смс-сообщении. На самом деле этот цифровой код является кодом подтверждения смены пароля для доступа в аккаунт пострадавшего на сайте «Госуслуги». Получив к нему доступ, далее происходит доступ и к банковским продуктам от имени пострадавшего, то есть для оформления кредита, средства по которому и переводятся мошенникам.

Доступ к сервису «Госуслуги» мошенники получают и после того, как по разными предлогами предлагают пострадавшему установить на сотовый телефон программу удаленного доступа к устройству (под предлогом установки, например, программы контроля расходов за коммунальные услуги «Энергосбыт»).

По-прежнему действенен обман граждан по схеме «Родственник попал в беду».

В данном случае мошенники звонят своим жертвам, представляются родственником (сыном, внуком и др.) сообщаю неразборчивым (либо плачущим) голосом о совершении по их вине, например, дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Далее к разговору подключается «сотрудник правоохранительных органов» и сообщает о необходимости передать крупную сумму денег (для лечения пострадавших в ДТП, либо избежания уголовной ответственности для родственника). Потерпевших, как правило, просят передать денежные средства курьеру, которых злоумышленники тут же отправляют к не успевающим опомниться потерпевшим.

Не потеряли актуальность факты потери денежных средств в результате преступных действий злоумышленников, которые предлагают потерпевшим вложить средства в различные инвестиционные проекты, в том числе ссылаясь на их рекламу «популярными блогерами».

Потерпевший, проявляя заинтересованность, оставляет контактные данные и в дальнейшем с ним начинают созваниваться якобы менеджеры и предлагать вложить свои денежные средства. При вложении определенной суммы денежных средств, потерпевшему указывается на то, что он уже якобы заработал крупную сумму и нужно вложить еще денег, чтобы была возможность вывода заработка. Так продолжается до тех пор, пока гражданин не перестает платить и понимает, что его обманули.

Риск утраты сбережений имеет место и при использовании мошенниками различных торговых площадок (маркетплэйсов) в сети Интернет, перевод денежных средств на которых осуществляется небезопасным способом.

Так, в беседе с потенциальным потерпевшим «продавцы» просят перевести задаток, либо в мессенджерах присылают ссылку, переходя по которой потерпевший вводит данные своей банковской карты и денежные средства списываются автоматически.

Менее распространены, но по-прежнему используемые злоумышленниками, способы обмана по схеме «выплаты компенсаций», «выигрыш».

К примеру, в ходе диалога указывается на то, что потерпевшему положена крупная денежная компенсация за ранее приобретенные недоброкачественные медицинские препараты, либо за давние вклады в «финансовые пирамиды», однако, чтобы получить данные выплаты, нужно оплатить услуги страховки, комиссии, что, как правило, ведет к утрате средств.

Выявлены в текущем году и факты вымогательств денежных средств за нераспространение в сети Интернет сведений интимного характера о потерпевшем.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что никакая профилактическая работа не даст нужный результат без сохранения потерпевшими общей бдительности, элементарных навыков компьютерной гигиены и финансовой грамотности. Условиями совершения таких преступлений всегда являются обладание злоумышленниками данных о потерпевших, которые граждане сами распространяют через социальные сети, интернет-мессенджеры, либо утрачивают в результате использования небезопасных паролей доступа к почтовым сервисам, сервису «Госуслуги».

Актуальной рекомендацией по профилактике IT-хищений в настоящее время может является вообще бдительное отношение к звонкам с неизвестных номеров, и уж тем более к «заманчивым» предложениям от неизвестных с последующей передачей кодов из смс, переходом по неизвестным ссылкам.

 

Материал подготовлен аппаратом прокуратуры края