Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 23 октября 2020, 18:11
Информация о реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 9 месяцев 2020 года
  Текст

За 9 месяцев 2020 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 13 234 нормативных правовых акта органов государственной власти области и местного самоуправления.

В 938 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 793 протеста, внесено 80 требований, 19 представлений, направлено 3 информации. Из 839 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные готовятся необходимые изменения.

Коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий и наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выявлялись в Административном регламенте предоставления органами местного самоуправления Курской области государственной услуги по переданному полномочию в сфере социальной защиты населения Курской области «Предоставление пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации», утвержденном приказом комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 31.01.2020 № 33 (далее – Административный регламент).

Абзацем 15 пункта 2.6.1 Административного регламента на уполномоченного представителя заявителя возлагалась обязанность предоставления оригиналов документов – паспорта и иных документов, удостоверяющих личность. При этом, возврат таких документов был предусмотрен только в случае личного обращения.

Кроме того, в Административном регламенте не были регламентированы действия специалиста в случае выявления неполноты либо отсутствия документов, необходимых для предоставления услуги, неправильного их заверения, неправильного оформления заявления, приписок, зачеркнутых слов, исправлений в документах, а также документов, исполненных карандашом, документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры области подготовлен проект изменений в Административный регламент, который проходит согласование.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (379), о бюджете (256), о государственной и муниципальной службе (131), о государственной и муниципальной собственности (117).

Анализ результатов проведения антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.

По актам прокурорского реагирования исключались такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие и неполнота административных процедур, нормативные коллизии, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Прокурором Касторенского района установлено, что пунктом 3.1 Положения о порядке оказания адресной материальной помощи в муниципальном образовании, утвержденного постановлением администрации Касторенского района от 30.03.2020 № 140 (далее – Положение), предусматривалось, что размер адресной помощи определяется в каждом конкретном случае, исходя из сложившейся жизненной ситуации и предоставленных документов, но не может превышать 5 тыс. руб. в год.

Кроме того, пунктом 3.3 Положения установлено, что в исключительных случаях общий размер материальной помощи, предоставляемой заявителю в течение года, может быть увеличен. При этом, не установлен предельный размер, до которого материальная помощь может быть увеличена, а также не определены конкретные ситуации, при которых размер материальной помощи может быть увеличен.

По результатам рассмотрения требования прокурора района в Положение внесены соответствующие изменения, коррупциогенный фактор, выражающийся в широте дискреционных полномочий исключен.

За 9 месяцев 2020 года в органы прокуратуры области поступило 1 заключение независимой антикоррупционной экспертизы.

По результатам его рассмотрения в Администрацию Курской области внесено требование об исключении коррупциогенных факторов, выражающихся в нормативных коллизиях, неполноте административных процедур, наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, из Правил назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 12.05.2020 № 482-па (далее – Правила).

Пунктами 2, 5 и 6 Правил предусмотрено направление только заявления без приложения каких-либо документов. При этом пунктом 7 Правил определено предоставление копии свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, либо документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного компетентным органом иностранного государства, а также решения суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Кроме того, Правилами на заявителей возложена обязанность осуществлять свидетельствование подлинности подписи на заявлении в случае направления его по почте, не предусмотрено проведение проверки достоверности и полноты сведений, указанных в заявлении, не определено, какие данные будут считаться недостоверными.

По результатам рассмотрения требования прокуратуры области разработан проект постановления Администрации Курской области о внесении изменений в Правила, который проходит процедуру согласования.

 

 

Отдел по надзору за

исполнением законодательства

о противодействии коррупции