Антикоррупционная экспертиза - Прокуратура Ленинградской области
Антикоррупционная экспертиза
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения является одной из мер профилактики коррупции.
Под коррупциогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
В качестве независимых экспертов могут быть аккредитованы:
1) граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
2) юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.
Сведения о физических и юридических лицах, аккредитованных Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации размещаются на сайтах Министерства юстиции Российской Федерации и их территориальных органов.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
В случае нарушения вышеизложенных требований федерального законодательства при реализации прав на проведение независимой антикоррупционной экспертизы и рассмотрении заключений по ее результатам Вы вправе обратиться в органы прокуратуры.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат размещению на сайте regulation.gov.ru.
Прокурорами Ленинградской области изучено на предмет коррупциогенных факторов более 9 тыс. нормативных актов и почти 8 тыс. их проектов
За 12 месяцев 2013 года органами прокуратуры Ленинградской области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 9294 нормативных правовых акта и 7968 их проектов.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлено 929 (+ 99) актов и 299 (+21) проектов, содержащих коррупциогенные факторы. Из них противоречащих закону 910 (+ 121) актов.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в актах, регламентирующих правоотношения в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина 4554 (-621), прохождения государственной и муниципальной службы (969) (+369), о бюджете 1676 (+109), государственной и муниципальной собственности 603 (-133).
За отчетный период выявлено 1086 (+109) коррупциогенных факторов, из них наибольшее количество в нормативных правовых актах и проектах органов местного самоуправления.
Прокурорами в 2013 году внесено 28 требований (+15) об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.
Коррупциогенные факторы, согласно статистическим данным, распространены в нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления.
Так, прокуратурой г. Сосновый Бор принесен протест на решение Совета депутатов МО «Сосновоборский городской округ» от 26.12.2012 № 164 «Об увеличении уставного фонда СМУП «Комфорт». Решение принято представительным органом с превышением полномочий и предусматривает перечисление средств уставного фонда муниципального предприятия на погашение кредиторской задолженности, организацию аварийно-диспетчерской службы и выполнение аварийных работ, что является нарушением законодательства об унитарных предприятиях.
Прокуратурой Волосовского района проведена проверка постановления администрации МО «Бегуницкое сельское поселение» Волосовского муниципального района от 19.11.2012 № 130 «Об утверждении Административного регламента администрации Бегуницкого сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма».
Административным регламентом не предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, является коррупциогенным фактором.
Аналогичные нарушения выявлены в 40 нормативных правовых актах, на которые прокурором Волосовского района принесен 41 протес. Нарушения устранены.
Решением Совета депутатов МО «г. Кировск» от 24.05.2012 № 37 утверждены правила благоустройства территории муниципального образования (далее - Правила благоустройства). Отдельные нормы Правил благоустройства не соответствуют федеральному законодательству, а также содержат коррупциогенные факторы.
Пунктом 1.5. Правил благоустройства закреплен порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в содержании и благоустройстве прилегающей территории, согласно которому указанные лица обязаны содержать и благоустраивать территорию в границах закрепления за собственный счет. Также за свой счет проводят мероприятия по благоустройству территории собственники жилых помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, данным нормативным правовым актом закрепляется обязанность неопределенного круга юридических и физических лиц по осуществлению за свой счет благоустройства в отношении имущества, не являющегося их собственностью и не принадлежащего им на ином предусмотренном законом вещном праве.
При рассмотрении протеста прокурора представительный орган местного самоуправления не согласился с мнением прокуратуры и отклонил его. Прокурор обратился в Кировский городской суд с заявлением о признании нормативного правового акта не действующим с момента принятия в части. Суд удовлетворил требования прокурора. Решение суда было обжаловано органом местного самоуправления. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда жалоба оставлена без удовлетворения, решение суда без изменения.
Прокуратурой Ленинградской области проанализирована практика реализации полномочий по проведению антикоррупционнй экспертизы нормативных правовых актов.
За первый квартал 2013 года на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 1910 нормативных правовых актов.
Прокурорами изучено 1489 проектов актов (+112 АППГ). По результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлено 387 (+ 110 АППГ) актов и 79 (+16 АППГ) проектов, содержащих коррупциогенные факторы. Из них противоречащих закону 359 (+ 94 АППГ) актов.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в актах, регламентирующих правоотношения в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прохождения государственной и муниципальной службы, о бюджете, государственной и муниципальной собственности.
В 1910 нормативных правовых актах органов местного самоуправления содержалось 465 коррупциогенных факторов:
- в представительных органов местного самоуправления в 725 актах - 98 факторов;
- в исполнительных органах местного самоуправления в 1062 актах - 365фактора.
Также 3 коррупциогенных фактора выявлено в 2 проектах нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ленинградской области.
Для устранения выявленных нарушений аппаратом прокуратуры и горрайспецпрокурорами принесено 412 (+130 АППГ) протестов, из них рассмотрено и удовлетворено 237 протестов, по результатам рассмотрения из 225 правовых актов коррупциогенные факторы исключены.
Так, Подпорожской городской прокуратурой выявлен правовой пробел в муниципальном нормотворчестве. В связи с отсутствием нормативных правовых актов, утверждающих порядки предоставления сведений о доходах руководителей муниципальных бюджетных учреждений, прокурор внес в адрес глав муниципальных образований представления с требованиями устранить выявленные нарушения.
Аналогичные нарушения выявлялись в других районах области, горрайпрокурорами приняты меры реагирования.
В целях обеспечения исполнения требований законодательных актов Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей муниципальных учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Лужской городской прокуратурой во все органы местного самоуправления сельских (городских) поселений и Лужского муниципального района направлены для последующего рассмотрения и принятия проект постановления «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, поступающими на работу на должность руководителя муниципального учреждения, и руководителями муниципальных учреждений». Проекты рассмотрены, приняты соответствующие нормативные правовые акты.
Прокурором изучено постановление администрации Сосновоборского городского округа от 14.12.2009 № 1972 «О создании комиссии по увековечению памяти погибших при защите Отечества и учету воинских памятников и захоронений». Постановлением утвержден Перечень воинских памятников, захоронений защитников Отечества, иных захоронений, расположенных на территории Сосновоборского городского округа и Ломоносовского муниципального района. Таким образом, орган местного самоуправления – администрация Сосновоборского городского округа осуществляет нормативно-правовое регулирование правоотношений за пределами территории своего муниципального образования. Протест прокурора удовлетворен. Нарушения устранены.
Кроме того, прокурорами в текущем периоде внесено 8 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, все требования рассмотрены и удовлетворены.
Тосненской городской прокуратурой в ходе проведения антикоррупционной экспертизы решения Совета депутатов Любанского городского поселения Тосненского района №25 от 25.02.2010 года «Об утверждении Положения о порядке организации и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах местного самоуправления» установлено, что п. 14 Положения, предусматривает, что конкурс объявляется при отсутствии внутреннего резерва работников для ее занятия при наличии более чем одного заявления о приеме на работу на вакантную должность, а также в любом другом случае на основании решения руководителя органа местного самоуправления, где имеется вакантная должность. Указанное решение содержит коррупциогенный фактор, поскольку употребляется не устоявшийся двусмысленный термин и категории оценочного характера «при отсутствии внутреннего резерва».
Также прокурорами выявлены коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям; факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, при прохождении государственной службы.