Интервью и выступления

Прокуроры намерены добиваться справедливости при любых обстоятельствах. Интервью с прокурором Магаданской области Дмитрием Разуваевым
  Текст
Интервью в газете "Вечерний Магадан" , 30.03.2023

Однажды, приняв Присягу прокурора, он до сих пор остается ей верен. За годы службы Дмитрий Петрович переосмыслил многие ценности. И все же одна из них, посвященная служению Закону, осталась неизменной. Убежден, что справедливость существует, потому что не раз становился свидетелем этого. И пусть порой за нее приходится отважно бороться, но добиться ее можно, если поступать по совести, взвешенно, правильно по отношению к окружающим людям и в рамках закона.

Но на самом деле это основополагающие ценности, без которых работать и взаимодействовать с людьми, а точнее, защищать их права и интересы было бы невозможно.

Внутренние устои привиты ему с раннего детства родителями, и которые не стерлись, не обесценились спустя столько времени. Может, именно они и сыграли тогда существенную роль при принятии решения связать свою жизнь с работой в органах прокуратуры.

«По сей день я остро реагирую на несправедливость. С детства убежден в том, что каждому под силу изменить мир к лучшему, это и повлияло на мой выбор профессии. Именно прокуратура защищает конституционные права граждан, интересы общества и государства. У меня есть возможность реально помогать людям, к чему я всегда стремился», – рассказывает прокурор Магаданской области Дмитрий Петрович РАЗУВАЕВ.

Вопрос-ответ

– Дмитрий Петрович, Вы в органах прокуратуры работаете (служите) более двадцати лет. Расскажите, с чего начинали и почему из всех силовых и надзорных ведомств Ваш выбор пал именно на прокуратуру?

– Моя малая родина – Клинцы (Брянская область). Я родился там, вырос, учился в школе, и только после ее окончания, когда поступил в Воронежский государственный университет, переехал из Клинцов.

В старших классах я увлекся юриспруденцией, начал читать литературу этой направленности, особенно мне нравились книги, связанные с историей нашего государства. В 11-м классе начал целенаправленно заниматься теорией государства и права, потому что такой дисциплины в школах не существовало, как не было и обществоведения. В общем, литературу в этом направлении, ту, что была доступна, я всю перечитал. К слову, в те года (1995 год) такого разнообразия библиотечного фонда, как сегодня, не было.

В это время мой хороший друг поступил в Воронежский государственный университет. Он мне постоянно рассказывал о Воронеже, о развитии города, о достопримечательностях, о самом университете и студенческой жизни. Слушая его, я мечтал оказаться в той среде, стать не свидетелем, а участником той жизни.

И я тоже решил поступать в Воронежский государственный университет.

Вступительные экзамены сдал успешно, чем несказанно обрадовал своих родителей. У отца была мечта, чтобы его сын стал генералом. Он всегда очень гордился всеми моими успехами и достижениями.

В студенческие годы я встретил свою супругу, мы создали семью.

– Отец был военным? Расскажите о своей семье.

– У отца была рабочая специальность. Свой трудовой путь он начал со слесаря инструментального цеха, а завершил в должности мастера инструментального цеха завода поршневых колец ОАО «Кольцо». Предприятие в период перестройки переживало тяжелые времена, как и многие предприятия в нашей стране. Зарплаты по несколько месяцев не выплачивались, у людей пропадала надежда и уверенность в завтрашнем дне, была безысходность… Но, несмотря на это, папа находил себя в таких непростых условиях, выживал.

Мама тоже имела рабочую профессию, она швея одного из предприятий швейного производства в Клинцах. Трудовую деятельность она начинала с простой швеи, а после стала начальником цеха № 6. Завершая трудовую деятельность, она возглавила профсоюзную организацию данного предприятия и спустя время ушла на пенсию.

Моя сестра окончила институт, получила высшее педагогическое образование, работала в школе учителем, потом завучем, а после ушла из системы образования. Она очень творческая, решила попробовать себя в другом направлении. Сейчас занимается предпринимательской деятельностью, реализацией живых цветов и ландшафтным дизайном. Она нашла себя в этом, и хочу отметить, у нее это прекрасно получается, делает интересные проекты.

Близких корней, связанных с государственными органами, у меня нет.

– Вернемся к Вашему поступлению в университет…

– Пять лет я отучился в Воронежском государственном университете по направлению от Юго-восточной транспортной прокуратуры. После его окончания я хотел остаться в Воронеже, но произошла реформа, и управления транспортной прокуратуры были переподчинены прокурорам субъектов. Трудоустроиться студентам было затруднительно. Тогда я обратился в Воронежскую областную прокуратуру, там меня поставили в кадровый резерв, в параллель встал на учет в Калужскую областную прокуратуру, на тот момент ее возглавлял Николай Николаевич Привалов. Спустя время он и принял меня на работу, и более 13 лет я отработал в прокуратуре Калужской области. Начинал свой трудовой путь с должности старшего следователя Кировской межрайонной прокуратуры, затем продолжил работу следователем в прокуратуре г. Обнинска.

Менее чем через два года после трудоустройства я стал заместителем прокурора Боровского района. Это район со своей спецификой: при малой численности населения самого района на его территории находилось очень много частного сектора – дач москвичей (его расположение порядка 80 км от МКАД). И в итоге население района с 56 тыс. человек в летний период кратно возрастало.

Затем меня назначили заместителем прокурора Обнинска Калужской области. Это город свыше 110 тыс. человек, с большим миграционным притоком. Я там проработал недолго, около восьми месяцев, и мне поступило предложение стать прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Калужской области (2007 год). Я согласился.

Хочу сказать, что Магадан незаслуженно носит репутацию города заключенных и колоний. На тот момент в Калужской области было семь колоний, а спецконтингента было порядка 4,5 тысяч человек. Причем мне была поднадзорна колония и для несовершеннолетних. В Калуге я еще застал период, когда прокуратура занималась расследованием уголовных дел. Нагрузка была колоссальная. Пронос наркотиков, взятки, передача телефонов за решетку – мы очень активно с этим боролись, и я сам, как прокурор, принимал в производства уголовные дела и их расследовал.

– Несмотря на большую нагрузку, Вам нравилось?

– Да, мне было интересно. Сам этот период становления меня как руководителя в моей жизни, карьере для меня значимый. Прокуратура была большая: три следователя, четыре помощника и заместитель. Были интересные уголовные дела и приговоры. Мне нравится, когда дело до конца доходит, и мы успешно добиваемся справедливого исхода. Помню, когда обвиняемыми были действующие на тот момент сотрудники полиции, они применяли все методы защиты, а я лично в суде поддерживал государственное обвинение, добивался реального лишения свободы. У меня была тактика: признайся, раскайся, возмести, и тогда мы будем разговаривать с тобой с человеческих позиций. Стоит отметить, что эта тактика у меня осталась и по сей день.

Проработал я там чуть меньше двух лет, руководство назначило меня на должность прокурора Малоярославецкого района Калужской области. Сам регион большой, промышленный, сельскохозяйственный. Численность прокуратуры составляла 10 человек, где я и отработал свыше четырех лет. За тот период я многим молодым специалистам дал неплохие старты, мои сотрудники стали прокурорами районов других субъектов и уходили в аппарат. Это очень важно в работе любого руководителя: вырастить достойные и профессиональные кадры.

Спустя время мне поступило предложение от прокурора Нижегородской области стать заместителем прокурора Нижнего Новгорода. Для справки: численность города была примерно 1 млн 250 тыс. человек. Естественно, это предложение мне очень польстило, и я согласился. В Нижнем Новгороде я увидел высокий уровень подготовки как сотрудников прокуратуры, так и следственных органов. Там были очень сложные дела, со временем я перестал удивляться хищениям, которые исчислялись сотнями миллионов рублей. В моем надзоре была следственная часть
УМВД России по г. Нижнему Новгороду, которая принимала к производству наиболее сложные уголовные дела в сферах экономики, незаконного оборота наркотиков и связанные с организованной преступностью. Экономические дела были самые сложные, хищения достигали 500 млн рублей.

Прошло почти два года, и меня перевели в аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Во время работы прокурором отдела по надзору за оперативно-разыскной деятельностью в МВД России и ФСИН России Управления по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры России шло мое становление как исполнителя документов федерального уровня.

Много летал в командировки, побывал в Крыму, Дагестане, Татарстане, Хабаровском, Приморском, Краснодарском краях, Амурской, Иркутской, Курганской, Новгородской и Калининградской областях, центральных районах страны.

В Генеральной прокуратуре РФ проработал более четырех лет. После поступило предложение перейти на службу заместителем прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа. Высокий пост, интересное направление деятельности, но оставалась одна проблема – разлука с семьей.

– Где были Ваши близкие все это время?

– Когда я работал в Нижнем Новгороде, моя семья (жена и дочь) оставалась жить в Обнинске. Супруга тоже прокурорский работник, и перевестись за мной ей было нелегко. На Ямал она также не могла поехать, к тому же дочь на тот момент оканчивала школу, ей предстояла подготовка к поступлению в ВУЗ. Я не хотел, чтобы переезд как-то сказался на ее результатах. Дал слово прилетать к семье на выходные каждые три недели (время пути около трех часов). Так и летал несколько лет от Ямала до Обнинска и обратно. Мог прилететь в пятницу вечером домой, провести выходные, а в 3 часа ночи на понедельник вылет, и в 8 утра я уже в Салехарде. А в 8.45 уже на работе. Стоит заметить, что за весь этот период я ни разу не опоздал.

Сейчас супруга переехала ко мне в Магаданскую область, она уже уволилась из органов прокуратуры. Дочь обучается в МГУ, изучает китайский язык. Очень тяжело ей, но она старается. Как отец горжусь ее достижениями и успехами.

– А если бы Ваша дочь выбрала не изучение иностранных языков, а работу в органах прокуратуры, Вы бы ее останавливали?

– Я бы ее предупредил о том, с чем она столкнется на начальном этапе. Человек должен заниматься тем, что ему подходит. И я вижу, что прокуратура – это не ее. Женщина-прокурор – это отдельный вид женщин. Они собранные, волевые, целеустремленные.

– Женщина-прокурор и мужчина-прокурор – есть ли разница?

– Мне всегда нравилось работать с женщинами, потому что они превосходят мужчин в усидчивости.

– Расскажите о работе в прокуратуре Ямала. Что запомнилось?

– У меня был очень сильный руководитель – прокурор округа Александр Владимирович Герасименко. Он умел жить и прогнозировать на 10 лет вперед, и никогда не ошибался в своих прогнозах. Требовательный руководитель, интересный и эрудированный человек. Многому у него научился, в первую очередь  – организации работы.

Моими основными направлениями в работе были: рассмотрение уголовных дел судами, обеспечение надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечение федеральной безопасности.

– Вы раньше что-нибудь слышали о Магадане?

– Да, многое. Касаться стереотипов о Колыме мы сейчас не будем, но то, что они существуют – это факт.

Когда меня только назначили на Ямал, мои друзья подшучивали, мол, чего я такого совершил, что меня в наказание отправили на Север. Но тогда я их переубедил, что это красивейший регион, тундра, особенно осенью, а северное сияние – невероятное зрелище.

Назначение в Магаданскую область было воспринято примерно так же. Лично я нахожусь под приятным впечатлением от местной природы, сопок и Охотского моря.

– Вспомните первое впечатление о городе?

– Первое, на что обратил внимание – сопки, я очень люблю горы. По приезде я сразу попросил отвезти меня посмотреть Нагаевскую бухту. Это было 23 декабря прошлого года, бухта тогда еще не замерзла. Стояла теплая погода, нетипичная для Магадана.

И сам город мне понравился, сохранен исторический центр. Слышу критику в адрес власти, но с ней не всегда согласен.

– У Вас недавно прошла коллегия, подведены итоги работы за 2022 год. Вы довольны услышанным?

– Сделано многое, особенно по линии защиты прав граждан, противодействию криминальным деяниям.

Но прокурор не должен быть «слепым». Есть ряд замечаний, будем стараться восполнить упущения за предыдущие годы.

– А что огорчило?

– Есть проблема с соблюдением разумных сроков уголовного судопроизводства. И это очень серьезно. Сейчас мы будем заниматься этим вопросом предметно, мне нужно будет проверять организацию надзора и работу следственных подразделений.

Также удивило снижение сельскохозяйственного производства. Почему это происходит? Поставил задачу разобраться с этим.

Серьезная проблема по обеспечению жильем детей-сирот. Финансирования, предусмотренного на эти цели в текущем году, явно недостаточно.

– Планируете ли Вы кардинальные изменения в структуре органов прокуратуры?

– Кардинального ничего не будет, хочу отметить очень серьезный потенциал коллектива, по крайней мере, в аппарате прокуратуры Магаданской области.

– Вы как руководитель какой? Охарактеризуйте себя…

– Ценю в сотрудниках трудолюбие и ответственность. Всегда даю возможность исправиться, но не прощаю обмана.

– Вы злопамятный человек?

– Нет, я делаю выводы.

– У Вас невероятная нагрузка, как отдыхаете?

– Когда работал в Москве, то 2,5 часа в пути до работы – это и был отдых. Я пересмотрел много фильмов, перечитал много книг. И сейчас много читаю. На Ямале пристрастился к мотоспорту. В Магадане мне нравятся горнолыжные склоны, увлекаюсь сноубордом.

– Вы хоть раз пожалели, что связали свою жизнь с прокуратурой?

– Никогда. Любовь к Родине – не пустые слова. Мне мама всегда говорила, что истинные ценности не в материальном: «Ты же людям помогаешь, ты прокурор». И всегда ставила дедушку в пример. Он хоть и умер, но его поступки до сих пор помнят.

Он прошел Великую Отечественную войну. Я помню, как в детстве мы с братом надевали все его ордена, и у нас на груди места не хватало. Он был ранен в Кенигсберге (Калининград) и выжил. После войны возглавлял колхоз «Родина» и вывел его в миллионеры. Наверное, хозяйственность – это у меня от него. Мама рассказывала такую историю, что, будучи председателем этого колхоза, дедушка производил объезд и увидел, что отсутствует стог сена, от этого места шли следы, которые привели к дому его брата. Был скандал. Дед сказал брату, что если стог на утро не будет на месте, то он тоже будет не на месте. Брат говорил: «У тебя же целые поля, что тебе сдался этот стог?» Но дед был принципиальным. Он за всю жизнь не взял себе ничего чужого. Моим дедушкой все гордились, его уважали. Он был и останется для меня примером человека совести и дела, настоящего человека, каких мало.

Справка «ВМ»

Разуваеву Д.П. приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2009 №12-п объявлена благодарность, от 21.12.2012 №14-п объявлена благодарность, от 23.12.2010 №180-по он награжден знаком отличия «За верность Закону» III степени, от 24.12.2015 №53-ца (в) награжден знаком отличия «За верность Закону» II степени, от 16.12.2019 №99-по награжден нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», в 2022 году награжден юбилейной медалью «300 лет прокуратуре России»

Распечатать