Интервью и выступления

Оценить и пресечь, защитить и исправить (газета "Новая Новгородская газета"; интернет-журнал "Портал 53")
  Текст

Юрий Александрович, какие ситуации, потребовавшие вмешательства прокуратуры, вы считаете наиболее резонансными, нашедшими отклик в обществе?

- В прошедшем году широкий общественный резонанс получили вопросы начисления жителям региона платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, а также установления тарифов при обращении с твердыми коммунальными отходами.

Органами прокуратуры области на основании многочисленных обращений граждан были незамедлительно организованы проверочные мероприятия в отношении ООО «ТНС энерго Великий Новгород». Проведенными проверками вскрыты нарушения в деятельности поставщика, выразившиеся в необоснованном начислении платы за электроснабжение на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирных домах с непосредственной формой управления, а также собственникам, не выбравшим, не реализовавшим способ управления домом.

Итогом таких проверок стало внесение представления управляющему директору организации, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В результате прокурорского вмешательства более 32 тыс. потребителям, проживающим в более 2 тыс. многоквартирных домах произведен перерасчет платы на общую сумму 9,8 млн рублей.

По требованию прокуратуры области из квитанции по оплате услуг электроснабжения поставщиком исключен раздел «рекомендованный платеж».

Кроме того, нами проведена значительная работа в сфере установления цен при обращении с твердыми коммунальными отходами.

Так, в 2021 году по ходатайству региональной прокуратуры Федеральной антимонопольной службой России была проведена внеплановая проверка деятельности Комитета по тарифной политике Новгородской области при установлении цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В итоге антимонопольной службой выявлены нарушения в действиях регионального Комитета по тарифной политике при установлении тарифов ООО «Экосити», ООО «Экосервис», ООО «Спецтранс». Нарушения касались необоснованного включения в тариф неподтвержденных расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного и ремонтного персонала, расходов на топливо и ГСМ, расходов на амортизацию основных средств, общехозяйственных расходов и расходов по кредитным и заемным обязательствам региональных операторов.

На основании предписания антимонопольной службы Комитетом по тарифной политике Новгородской области произведена корректировка тарифов для ООО «Экосити» и ООО «Экосервис».

Также, в поле зрения прокуроров остаются вопросы соблюдения трудовых прав работников. Особо пристальное внимание обращается на своевременную и в полном объему выплату заработной платы.

Прокурорами во взаимодействии с правительством региона, контрольно-надзорными органами при выявлении задолженности по заработной плате оперативно принимается комплекс мер реагирования.

В 2021 году принятыми мерами удалось добиться выплаты заработной платы работникам на сумму более 100 млн рублей.

Однако несмотря на положительную динамику данный вопрос продолжает оставаться проблемным, общий долг по оплате труда в регионе сохраняется в размере свыше 40 млн рублей.

В этой связи от органов прокуратуры, правоохранительных и контрольно-надзорных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления требуется проработка и принятие дополнительных мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан.

Работа на данном направлении, безусловно, будет продолжена и в 2022 году.

Отдельно хотел бы остановиться на нарушениях, выявленных в деятельности ГОКУ «Новгородавтодор».

Нами в данной части давалась оценка на предмет ограничения конкуренции при проведении закупок на право заключения государственных контрактов по выполнению ремонта автомобильных дорог.

Как показала проверка, заказчиком в один объект закупки объединялись одновременно как выполнение работ, требующих специальной правоспособности участника закупки (членства в саморегулируемой организации), так и работ, на выполнение которых соответствующая правоспособность участника закупки не требуется, что в итоге приводило к увеличению объема выполняемых работ, а также цены контракта.

Данные обстоятельства могли способствовать ограничению участников аукциона, в связи с чем прокуратурой области вынесено 2 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения в ФАС России.

Вопросы расходования бюджетных средств при выполнении контрактов всегда особо остро стоят на территории региона.

Так, вскрывались факты халатного отношения должностных лиц органов местного самоуправления, отсутствия контроля за деятельностью застройщика, не востребование продленной банковской гарантии.

Такие обстоятельства, например, затянули более чем на 2 года строительство значимого для жителей города детского сада в мкр. «Ивушки».

Детские сады, строительство которых планировалось на ул. Вересова и ул. Речная, до настоящего времени в эксплуатацию не введены, что послужило основанием для возбуждения, в том числе по материалам прокурорской проверки, уголовных дел по ст. 159, 293 УК РФ.

Допущены факты хищения бюджетных средств в сумме более 1,8 млн рублей и превышение должностных полномочий при осуществлении капитального ремонта здания МАУ «Борковский районный Дом народного творчества и досуга».

Широкий общественный резонанс вызвало выполнение работ по благоустройству территории по ул. Подбельского в г. Боровичи в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Условиями контракта при выполнении работ предусмотрена установка двух малых бронзовых архитектурных скульптур «Скамья с детьми» и «Стопка книг».

В процессе эксплуатации установлено, что скульптуры, поставленные подрядчиком, выполнены не из бронзы, а из комбинации материалов (металлокаркас, полистерол, бронзовая пудра).

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения уголовных дел.

Кроме того, в регионе существует проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Актуальность данной тематики обусловлена наличием на территории региона порядка 5 тыс. многоквартирных домов, значительная часть которых введена в эксплуатацию более 50 лет назад.

На территории региона принята и действует с 2019 года региональная адресная программа по переселению граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда.

Вместе с тем в данную программу включены лишь 139 многоквартирных домов из 322 признанных аварийными, т.е. менее 50%.

Проведенный в текущем году анализ деятельности в данной сфере показал, что основными причинами сложившейся ситуации явились как факт признания домов аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 года, так и отнесение аварийных домов к категории блокированной застройки.

Надзорными мероприятиями вскрыты факты умышленного затягивания органами местного самоуправления сроков признания многоквартирных домов аварийными, что впоследствии влекло невозможность их включения в региональную Программу, а также многочисленные нарушения в деятельности межведомственных комиссий по признанию домов аварийными.

Всего с начала действия программы во взаимодействии с правительством региона расселено 18 домов, признанных аварийными.

 

За последние годы значительно увеличилось число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, данный вопрос в настоящее время является наиболее актуальным. Какие меры профилактического характера принимаются на территории нашей области по борьбе с преступностью в указанной сфере? Удается ли при этом добиться положительного результата?

- Действительно на территории области с конца 2019 – начала 2020 годов наблюдается значительный рост регистрации числа преступлений, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий.

Их рост обусловлен как легкостью совершения таких преступлений, активным развитием современных IT-технологий на территории страны и области, расширением зоны покрытия сетей мобильной связи, обеспечением доступности сети «Интернет» для всех слоев населения, постоянно увеличивающимся сегментом услуг, предлагаемых населению через информационно-телекоммуникационные сети.

Практически 80 % преступлений из всех, совершенных с применением ИТТ, связаны с дистанционными хищениями денежных средств граждан. При этом от общего массива совершенных на территории области преступлений дистанционные кражи и мошенничества составляют удельный вес в 18 %.

В настоящее время в результате принятых на заседании межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов области мер удалось добиться снижения регистрации числа совершенных преступлений.

Важнейшую роль в противодействии хищениям, совершаемым с применением ИТТ, играет профилактика преступных деяний.

В этой связи в настоящее время прокуратурой области, правоохранительными органами и органами исполнительной власти реализуется план совместных мероприятий по профилактике преступности, связанной с такими видами преступлений.

В результате реализации принятых в 2020-2021 мер межведомственного и координационного характера проведена значительная работа в сфере правового просвещения и профилактики киберпреступности. В региональных и федеральных средствах массовой информации опубликовано свыше 900 материалов по профилактике преступлений, совершаемых с применением ИТТ. Обеспечено распространение памяток и агитационных материалов по профилактике дистанционных мошенничеств.

Сотрудниками надзорного ведомства на постоянной основе осуществляются выступления в средствах массовой информации, обращается внимание населения на необходимость защиты от действий дистанционных мошенников.

В то же время совершение дистанционных хищений обусловлено не только противоправной активностью злоумышленников, но и бездействием пользователей информационных услуг, не предпринявших мер к обеспечению безопасности.

В этой связи прокуратура области в декабре 2021 года провела заседание круглого стола по вопросам повышения эффективности противодействия хищениям, совершаемым с применением информационно-коммуникационных технологий.

На «круглом столе», проведенном с участием правоохранительных органов области, руководителей и представителей банковских учреждений, операторов сотовой связи, торгово-развлекательных центров и сетевых магазинов обсуждены вопросы принятия дополнительных мер по противодействию дистанционным мошенничествам.

По его результатам принят комплекс мер, направленных на повышение эффективности профилактики и предупреждения дистанционных хищений на территории области.

 

Как часто приходится опротестовывать незаконные правовые акты органов власти и местного самоуправления?

- В настоящее время между органами прокуратуры области и органами государственной власти налажено конструктивное взаимодействие, которое позволяет оперативно выявлять и устранять нарушения требований действующего законодательства на всех стадиях правотворческого процесса.

С целью предотвращения принятия незаконных актов органы прокуратуры области на постоянной основе проводят работу по изучению проектов нормативных правовых актов. В прошедшем году прокурорами изучено их более 9 тысяч.

В случае выявления несоответствия проектов нормам законодательства прокуратура оперативно направляет свои замечания, которые учитываются разработчиками актов.

Кроме этого, прокуратурой уделяется внимание законности уже принятых нормативных правовых актов.

В прошлом году надзорным ведомством изучено более 9 тыс. нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. На незаконные нормативные правовые акты принесено свыше 900 протестов.

Отмечу, что анализ проведенной работы за 2021 год свидетельствует о наметившейся тенденции снижения числа оспаривания прокурорами нормативных правовых актов.

Так, если по итогам работы за истекший год доля оспоренных нормативных правовых актов от общего числа принятых актов составляла 14,1 %, то в 2021 году эта доля составляет 9,8 %, что как раз свидетельствует о превентивной функции прокуратуры на данном направлении.

 

Юрий Александрович, органы прокуратуры тщательно отслеживают коррупционные проявления и даже предпосылки к нарушению антикоррупционного законодательства. Удаётся ли при этом добиться профилактического эффекта? То есть заметно ли снижение числа правонарушений такой направленности в Новгородской области?

- Вопросы противодействия коррупции по-прежнему остаются одними из приоритетных направлений деятельности надзорного ведомства. Поэтому результаты работы на этом направлении находятся на моем личном контроле.

В 2021 году выявлено 1,4 тыс. нарушений, это на 14% больше, чем в 2020 году.

Прокурорами внесено 350 представлений об устранении выявленных нарушений, к ответственности привлечено более 400 должностных лиц.

В результате принятых мер увеличилось количество лиц, уволенных по утрате доверия по актам прокурорского реагирования с 3 до 4. Значительное внимание в этом направлении уделено соблюдению требований закона о конфликте интересов в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и организациях. Итогом таких проверочных мероприятий стали решения о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия в отношении управляющего делами администрации Великого Новгорода, должностного лица министерства природных ресурсов области. За нарушения закона о противодействии коррупции в связи с утратой доверия уволено два должностных лица областного комитета ЗАГС.

В целом на 60% выросло количество выявленных нарушений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Но эти результаты нельзя признать достаточными, работа в этом направлении еще более активно будет продолжена уже в наступившем году.

Значительное внимание органами прокуратуры области уделялось выявлению и пресечению нарушений, связанных с неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений чиновниками всех уровней. Так, в 2021 году выявлено более 700 нарушений, это в 2 раза больше, чем в 2020 году. По результатам прокурорских проверок инициировано 4 процедуры контроля за расходами, 3 из которых в настоящее время еще не окончены.

Не оставлены без внимания прокуроров факты дачи взяток от имени или в интересах юридических лиц, в прошедшем году возбуждено 4 дела по ст.19.28 КоАП РФ, 4 юридических лица привлечены к ответственности.

Надо отметить, что в целом увеличилось количество выявленных административных правонарушений с сфере противодействия коррупции на 22%.

Немаловажной остается и сфера уголовного преследования коррупционеров. В 2021 году выявлено более 130 преступлений такой категории, в том числе 39 фактов получения взяток.

По материалам прокурорских проверок возбуждено 10 уголовных дел.

Наиболее резонансные уголовные дела и преступления неоднократно освещались в СМИ. Это и дела в отношении депутата областной Думы Игнатова, в отношении бывших начальников ГИБДД Лонского, УЭБиПК УМВД по области Королькова, а также в отношении бывшего руководителя Россельхозбанка региона Малькова.

Несомненно, такая работа будет активно продолжена и в 2022 году.

 

Распечатать