Интервью и выступления

Руководство законом, а не эмоциями (газета "Новая Новгородская газета", интернет-журнал "Портал 53")
  Текст

12 января отмечается День работника прокуратуры. Накануне профессионального праздника на наши вопросы о деятельности регионального надзорного ведомства ответил исполняющий обязанности прокурора Новгородской области Сергей СТОЛЯРОВ.

- Сергей Александрович, вы уже не первый год работаете в прокуратуре Новгородской области. Какие направления, на ваш взгляд, ведутся успешно надзорным органом и какие считаете необходимым корректировать и развивать?

- Как ни банально, но цифры говорят сами за себя. В основном, конечно, работа ориентирована на социальную сферу. Так, мы добились того, что предприятия выплатили работникам 70 млн. рублей долга по зарплате. Мы помогали гражданам в получении жилья, лекарств. 178 сирот отметили новоселье. Но работа на этом направлении не иссякнет.

Минувший год позволил решить проблему и с многомиллионной задолженностью областных учреждений здравоохранения по исполненным государственным контрактам. Многолетний долг в размере более 400 млн. рублей в июле погашен полностью, чем восстановлены права не одной сотни предпринимателей, а больницы получили возможность нормализовать свою работу и эффективно планировать расходы. Но мало радоваться стабилизации ситуации. Нужно смотреть за тем, чтобы не образовалась новая задолженность.

Надзор за органами расследования, как и всегда, сосредоточен на обеспечение прав граждан. Работа здесь тоже строится достаточно успешно. Но нужно приложить усилия и на соблюдении правоохранительными органами разумных сроков уголовного судопроизводства, возмещения ущерба, причинённого преступлениями.

- Иногда возникает впечатление, что проводимые проверки являются частью федеральной кампании, начинаемой по команде из Генпрокуратуры после каких-либо ЧП. А какие возможные направления не срочной, а планомерной работы вы определили бы как важнейшие и особо насущные именно для Новгородской области?

- Мы ориентированы и на планы Генеральной прокуратуры, но в работе во многом опираемся на специфику нашего региона. К сожалению, не все мероприятия можно запланировать, а нарушения - упредить, иногда ход действий определяет сама жизнь и нужно оперативно «подстраиваться».

Но, если говорить о плановой, ежедневной работе, то в нашей области нужно поставить акценты на лесной и дорожной сферах, обращении с отходами потребления, реализации программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья. Не останется в стороне и реализация приоритетных национальных проектов.

- До сих пор СМИ обсуждают задержание руководителя потребительского кооператива взаимного кредитования «Общедоступный кредитъ». Что можете сказать по этому поводу?

- Как было установлено, длительное время он проживал за пределами России, в частности на Кипре. Когда поступила информация о его прибытии в Санкт-Петербург, было принято решение о его задержании, в дальнейшем эта позиция была поддержана судом. На сегодняшний день ему предъявлено обвинение в совершении мошенничества на сумму 1,8 млн. рублей. Надеюсь, в ближайшее время мы увидим итоги расследования дела – и справедливость восторжествует.

- Пресса и общественность широко обсуждают историю с переселением обитателей Новгородского дома ветеранов в муниципальные районы, на чём настаивают областные власти. Как вы относитесь к ситуации с закрытием учреждения, а главное – к попыткам вынудить ветеранов к согласию на переселение из родного города? Какие ещё, на ваш взгляд, права граждан могут находиться в Новгородской области под угрозой и как прокуратура намерена их защищать?

- Эта ситуация действительно вызвала широкий общественный резонанс. Но мы руководствуемся законом, а не эмоциями. Наша проверка даст оценку законности принятого органами власти решения.

Что же касается нашего региона, особой защиты требуют соблюдение прав работников на своевременную выплату зарплаты, обеспечение жилищных прав. Ни один факт нарушения не останется без внимания, со свой стороны для восстановления нарушенных прав мы готовы применить весь комплекс предоставленных нам законом мер – от представления до инициирования возбуждения уголовного дела. И в каждом случае, могу заверить, мы добьёмся вынесения справедливого решения.

- Неожиданно резонансным стало дело помощницы бывшего сенатора Д. Кривицкого, осуждённой по «коррупционной» статье. Правда, общественность не столько радовалась удару по коррупции, сколько удивлялась жестокости приговора: суд не предоставил отсрочку исполнения матери грудного, по сути, ребёнка, оставив последнего надолго сиротой. Понятно, что с коррупцией надо бороться. Но всегда ли гособвинение должно требовать максимально жёсткого наказания – или, на ваш взгляд, иногда должен торжествовать принцип «разумной достаточности»? Сталкивались ли вы с подобными историями в своей практике?

- Неважно, кем ты являешься, совершая преступление, всегда следует помнить: dura lex, sed lex – закон суров, но это закон. Требуя наказания, гособвинитель руководствуется, прежде всего, законом, а также характером преступления, степенью его опасности, личностными данными подсудимого.

Максимальное наказание по той статье, что вменялась помощнице сенатора, и вовсе  - до 12 лет лишения свободы и штраф – до 70-кратного размера взятки. Учитывая её активную роль в совершении преступления, непримиримость государства к коррупционным нарушениям, а тем более преступлениям, её приговор – справедлив. Что же касается возможной отсрочки исполнения наказания, то это – право, но не обязанность суда. К тому же в апелляционной инстанции к этому вопросу возвращались – и суд установил, что малолетнего ребёнка Строминой также воспитывает и материально обеспечивает её супруг. На мой взгляд, принятое судебное решение является ярким примером принципа неотвратимости наказания.

Что же касается примеров, то скажу, что, запрашивая наказание по любому уголовному делу, мы, гособвинители, руководствуемся той самой разумной достаточностью. В том смысле, что, как мы полагаем, именно такое наказание и в таком размере нужно осуждённому для исправления. А исправление – главная цель наказания.

- Прокуратура, известно, контактирует с предпринимательским сообществом. Всегда ли находится взаимопонимание? В СМИ, к примеру, предприниматели обращались с таким вопросом: почему надзорный орган, декларирующий защиту прав предпринимателей, даёт согласие на возбуждение уголовных дел, по которым споры рассматриваются или уже рассмотрены в судах в рамках гражданско-правовых отношений? Примеры – уголовные дела, возбуждённые против руководителей ЗАО «ДС Контролз», ООО «СК Новый город».

- Любому предпринимателю, осуществляющему свою деятельность добросовестно и законно, в случае нарушения его прав мы готовы помочь. Но отчасти ответ на данный вопрос содержится в ответе на предыдущий вопрос: неважно, кем ты являешься, если ты совершил преступление - будь готов за это ответить.

Например, при возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора ООО «СК Новый город», во-первых, не имелось каких-либо судебных актов о решении проблемы с жителями многоквартирных домов по ул. Транзитной в г. Боровичи. Во-вторых, данное уголовное дело в настоящее время прекращено по не реабилитирующему основанию, а именно в связи с истечением сроков давности уголовного преследования обвиняемого.

Не имелось какого-то судебного решения и в ситуации с ЗАО «ДС Контролз».

Да и вообще, наличие статуса предпринимателя не является иммунитетом от уголовной ответственности. Для возбуждения дела необходимы повод и основания. Если они имеются, уголовное дело однозначно должно быть возбуждено.

- Наши издания постоянно освещают деятельность межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям и преступлениям в социальной и экономической сферах, в частности, когда рассматриваются вопросы задолженности предприятий по заработной плате перед работниками. Надо признать, что благодаря мерам прокурорского реагирования ситуация на конкретных предприятиях и в организациях меняется в лучшую сторону, но в целом картина остаётся тревожной, так как появляются новые и новые должники. В итоге общая сумма задолженности по зарплате на протяжении нескольких лет остаётся на уровне порядка 50 млн. рублей. Какой вы видите перспективу?

- Эта работа сложная, кропотливая, но нужная. В ушедшем году по итогам четырёх проведённых заседаний работодатели сообщили о погашении долга в размере более 7 млн. рублей, а всего благодаря нам работники получили 70 млн. законных средств. Этому предшествовало боле 2,2 тыс. заявлений в суды, подготовка более 100 представлений.

Это значит, что цель оправдывает средства. Такая работа будет продолжаться впредь не менее активно.

- В зале заседаний прокуратуры, в присутствии губернатора Новгородской области был задержан А. Кирбай, учредитель ООО «РИТЕК», являющегося предприятием-задолжником по выплате заработной платы сотрудникам. Насколько, по-вашему, эффективны в качестве назидания для нарушителей законодательства такие «акции»?

- Это произошло на заседании межведомственной рабочей группы. Её работа широко освещается СМИ, и это несёт профилактическую нагрузку в отношении неплательщиков, а также акцентирует внимание работодателей на реальной возможности привлечения их к ответственности за нарушения закона. И они это понимают. Не было ещё такого заседания, на котором не сообщалось, что те или иные работники получили долгожданные деньги.

Но не могу не добавить. Задержание Кирбая было необходимым. Сами посудите, возбуждены и расследуются уголовные дела, и у органов расследования были все основания для применения такой меры. И произойти это могло где угодно – хотя бы даже в его рабочем кабинете.

- На ваш взгляд, достаточно ли требовательны районные прокуратуры к муниципальным властям? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой сращивания интересов надзорных органов с исполнительной властью? Как можно противодействовать такому явлению?

- Требовательны. Можно было бы привести цифры, свидетельствующие о зафиксированных в органах местного самоуправления нарушениях и принятых мерах, но это займёт слишком много времени. Но, заверю, они велики. По материалам наших проверок к ответственности привлекаются даже главы органов местного самоуправления. Имеют место и случаи возбуждения уголовных дел в отношении них, в том числе по материалам прокурорских проверок.

Выявляя нарушения в органах местного самоуправления, прокуроры однозначно принимают решения о внесении актов прокурорского реагирования. Альтернативы нет. Ведь на другой чаше весов – всегда закон и права людей. Это определяющее. 

Что же касается «сращивания», то государство разработало целый комплекс мер для предотвращения такого явления. К ним, например, относятся антикоррупционные стандарты. Отмечу хорошо всем известную обязанность представлять сведения о доходах, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

- При вашем предшественнике, прокуроре области А.В. Гуришеве введён такой новый формат взаимодействия с общественностью и экспертным сообществом, как открытые форумы прокуратуры, на которых обсуждались актуальные для региона вопросы – экологические проблемы на примере Валдайского озера, состояние дорожно-транспортной инфраструктуры, доступность общественного пространства для маломобильных групп населения и другие. Продолжит ли прокуратура под вашим руководством проведение подобных мероприятий, и какие темы предполагается вынести на всеобщее обсуждение?

- Формат такого взаимодействия был апробирован еще Андреем Кикотем – ныне заместителем Генерального прокурора России, и успешно продолжен Андреем Гуришевым. И он очень эффективен, такая работа непременно будет проводиться и дальше.

О конкретных тематиках сейчас говорить трудно – но нужно иметь в виду, что темы всегда являются отражением происходящего в обществе. Думаю, в этом году нужно сделать упор на большую историческую и культурную составляющую Новгородской земли.

Формат форума хорош, потому что позволяет выстраивать диалог с представителями власти, общественности. Проведению такого мероприятия всегда предшествует длительная подготовка, сбор материала, его анализ, зачастую проводятся масштабные прокурорские проверки. И действительно приятно становится тогда, когда видишь результат проделанной работы – начиная от обустройства отдельно взятого пандуса и заканчивая решением значимых проблем экологической безопасности.

- У пресс-службы прокуратуры Новгородской области налажено открытое, конструктивное взаимодействие с журналистским сообществом региона. Продолжится ли эта традиция? 

- Да, безусловно.

- Этот вопрос продиктован не столько профессиональным тщеславием, сколько заботой об интересах наших читателей – жителей Новгородской области. Нам часто доводится публиковать письма граждан, касающиеся, в том числе, пренебрежения их законными правами со стороны исполнительной власти. Мониторит ли областная прокуратура местную прессу, а если да – то находит ли в ней темы, на которые надо обратить особое внимание, и готова ли без формального заявления гражданина, а только по мотивам его открытого письма, принимать меры прокурорского реагирования?

- Да, конечно, можно сказать, что мониторинг средств массовой информации прокуратура проводит непрерывно и досконально – практически 24/7. Штудируем не только печатные издания региона, но и районные газеты, телевидение, сеть Интернет. Почти ежедневно нами фиксируются публикации, которые содержат данные о, возможно, чьих-то нарушенных правах или просто сведения, подлежащие прокурорской проверке. По таким сообщениям мы оперативно организуем проверку, и в случае, если нарушения подтверждаются, применяем меры реагирования, настаиваем на их устранении, прицельно добиваемся этого. Иначе говоря, нарушения от нас не ускользнут. И спасибо СМИ, что помогают нам держать руку «на пульсе» происходящего.

- Спасибо за интересную беседу, Сергей Александрович!

Распечатать