Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 23 марта 2020, 18:42
Прокуратурой области проанализирована работа по проведению в 2019 году антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
  Текст

В 2019 году органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза 2 028 нормативных правовых актов органов государственной власти Пензенской области (АППГ – 1 307), 24 886 нормативных правовых актов органов местного самоуправления (АППГ – 26 435).

Коррупциогенные факторы выявлены в 2 нормативных правовых актах государственных органов власти Пензенской области (АППГ - 2), в 453 нормативных правовых актах органов местного самоуправления (АППГ - 594). Всего за отчетный период в нормативных правовых актах выявлено 522 коррупциогенных фактора (АППГ - 752).

Наибольшее число коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и граждтанина – 305 (АППГ - 307). Выявлялись они и в иных сферах правового регулирования – в нормативных правовых актах в сфере бюджетного законодательства – 22 (АППГ – 86), о государственной и муниципальной собственности – 102 (АППГ - 40), о государственной и муниципальной службе – 26 (АППГ - 45).

В целях устранения коррупциогенных факторов прокурорами принесено 379 протестов (АППГ - 573), внесено 76 требований об изменении нормативных правовых актов (АППГ - 24).

Снижение числа выявленных нормативных правовых актов с коррупциогенными факторами обусловлено принимаемыми органами прокуратуры области мерами по повышению качества проведения антикоррупционных экспертиз в органах местного самоуправления, устранением коррупциогенных факторов на стадии разработки проектов.

В то же время с 24 до 76 увеличилось количество требований об изменении нормативных правовых актов, внесенных прокурорами в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В представительные органы местного самоуправления внесено 36 требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (АППГ - 16), которые рассмотрены с участием руководителей прокуратур районного звена.

По состоянию на 31.12.2019 коррупциогенные факторы устранены из 427 нормативных правовых актов (АППГ - 620).

Например, прокуратурой области на основании информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области проведена антикоррупционная экспертиза приказа Департамента по труду, занятости и трудовой миграции от 08.02.2012 № 8-ОС (в редакции приказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 11.01.2017 № 3-ОС) «Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».

Установлено, что в указанном нормативном правовом акте имеется коррупциогенный фактор.

Так, в соответствии с пунктом 21 Порядка для заключения договора о предоставлении финансовой поддержки при переселении безработный гражданин должен представить в центр занятости территории вселения заявление об оказании содействия в переселении, в том числе о компенсации расходов по переселению в другую местность, составленное в произвольной форме, а также справку о составе семьи.

Вместе с тем, ни Порядком, ни иным нормативным правовым актом Российской Федерации, Пензенской области не определен ни орган, организация, уполномоченные на выдачу справок о составе семьи, ни порядок их выдачи.

Указанное положение Порядка свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, содержащего неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам, выражающемся в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

В связи с изложенным, прокурором области внесено требование об изменении нормативного правового акта, которое рассмотрено и удовлетворено.

​​​​​​​