Прокурор разъясняет

  • 15 апреля 2020, 17:45
На каком основании могут быть прослушаны телефонные переговоры граждан, и как их содержание можно использовать в процессе доказывания по уголовному делу?
  Текст

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации, ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения.

Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ      об ОРД) либо в соответствии с УПК РФ по возбужденному уголовному делу.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в пункте 14 Постановления от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ФЗ об ОРД проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, в том числе и на тайну телефонных переговоров, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 8 ФЗ об ОРД, прослушивание телефонных и иных переговоров возможно только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Порядок получения разрешения суда на прослушивание телефонных переговоров содержится в статье 8 ФЗ об ОРД.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013  № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных  с ограничением конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров, могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст. 89 УПК РФ).

Исходя из разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре», использование в качестве доказательств по уголовному делу результатов оперативно-розыскных мероприятий возможно только в том случае, когда такие мероприятия проведены для решения задач, указанных в статье 2 ФЗ об ОРД, при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных статьями 7 и 8 ФЗ об ОРД, а полученные сведения представлены органам предварительного расследования и суду в установленном порядке и закреплены путем производства соответствующих следственных или судебных действий.

Для этого органы предварительного расследования прослушивают предоставленные фонограммы, составляя соответствующие протоколы, производят допросы лиц, участвующих в диалогах, о смысле состоявшихся разговоров, при необходимости – назначают и проводят фоноскопические экспертизы для идентификации их голосов.

Допускается прослушивание телефонных переговоров по инициативе самого гражданина.

Так, согласно абзаца 5 части 3 статьи 8 ФЗ об ОРД, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц по их заявлению (или с их согласия, выраженного в письменной форме) разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Если вопрос прослушивания телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц возникает в ходе расследования уголовных дел, органы следствия руководствуются положениями статьи 186 УПК РФ, согласно которой такое возможно, во-первых, по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях, во-вторых, при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, в-третьих, на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

​​​​​​​По материалам, предоставленным кассационным отделом уголовно-судебного управления прокуратуры области.